КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
МОДЕЛИ СПРАВЕДЛИВЫХ ОБЩЕСТВТрудовое общество. В английской философии XVIII в. наблюдались две тенденции развития общества: этико-идеа-листическая и экономико-реалистическая. Формированию экономико-реалистической тенденции как самостоятельного научного предмета способствовали труды А. Сжита (1723— 1790). Опираясь на тезис английского философа Д. Юма о том, что в этом мире все добывается трудом, он развил его на уровне политической экономии. По его утверждению, общественные отношения между людьми строятся на разделении общественного труда путем обмена его плодов. При этом каждый, работая на себя, вынужден трудиться и для других и, наоборот, работая дл£ других, — работает на себя. Основными источниками общественного богатства являются труд каждого и его стремление к созданию материальных благ. Придавая особое значение разделению труда с точки зрения экономиста, А. Смит вовремя увидел и его недостатки — усиление односторонности в развитии самих участников этого труда. Но он уверял, что такой "пробел" можно предотвратить путем всеобщего просвещения. А. Смит считал, что основной мерой человеческих качеств является умение правильно оценить действия окружающих себя людей и заслужить их доверие к себе. Главное в настрое человека — это справедливость, понимание необходимости не причинять вреда другим. Рассматривая капиталистический строй как целостную экономическую систему, он оказал большое влияние на развитие социологии и других общественных наук. В качестве необходимых для процветания общества А. Смит выдвигал следующие факторы: а) господство частной собственности; б) невмешательство государства в экономику; в) отсутствие преград для личной инициативы. А. Смит большое значение придавал осуществлению разделения труда посредством машинного производства. Он разделил общество на три класса: наемные рабочие, капиталисты и крупные землевладельцы. Вместе с тем он указывал, что в условиях капитализма между рабочими и господствующими классами неизбежны противоречия, что является закономерностью. На путик справедливому обществу.В конце XVIII — первой половине XIX в. французские философы К А. Сен-Симон (1760 —1825), Ш. Фурье (1772—1837) и англичанин Р. Оуэн (1771—1850) были заняты поиском путей к справедливому обществу, которое они называли социалистическим. Это понятие появилось в книге Т. Мора "Утопия", который критиковал общество, основанное на частной собственности, и социально-экономические отношения в Англии того времени, проповедовал новый уклад с общественной собственностью, выдвинул идею обобществления производства и принципы коммунистического разделения труда. Томас Мор (1478—1535) — гуманист-рационалист эпохи Возрождения, основатель утопического социализма. В произведении "Утопия" Он описывал общество с демократическими порядками и равнопра-нием его членов. В нем люди должны работать в день 6 часов, в остальное нремя заниматься наукой и искусством. Идеи, созвучные идеям Т. Мора, содержались в книге "Город солнца" итальянского философа Т.Кампанеллы (1568—1639). В ней ученый изображал общество, управляемое теократической властью, где уничтожена частная собственность и гарантировано изобилие материальных благ. С его точки зрения это продиктовано законами природы. Согласно идеям Сен-Симона и Фурье, справедливому обществу должны быть присущи национальная гармония, общность интересов всех граждан, творческий труд, широкие возможности раскрытия своих способностей. Государство планомерно развивает хозяйство. Все члены общества трудятся, а созданные материальные блага распределяются по труду. Не допускается эксплуатация труда. Сен-Симон, Фурье, Оуэн критиковали капиталистический строй, основанный на частной собственности и эксплуатации труда. Указывали, что капитализм не может обеспечить свободу, равноправие, братство между людьми. Причиной всевозможных кризисов, анархии в производстве и безработицы считали частную собственность. Мир капитализма для них — это мир хаоса, индивидуализма и эгоизма, раздоров и вражды. По утверждению А. Сен-Симона, для построения нового общества необходимо достичь расцвета промышленности и сельского хозяйства; развивая производительные силы, надо исключить паразитизм в любой форме и заняться обязательным для всех производительным трудом. Доход распределяется по способности каждого, государственная власть превращается в инструмент организации производства. Постепенно учреждается всемирная ассоциация народов, ликвидируются границы между государствами, на всей Земле воцаряется мир. Сен-Симон, объединив пролетариат и буржуазию в "индустриальный" класс, отрицал наличие противоречий в их интересах. В своем учении о справедливом обществе Ш. Фурье утверждал, что стремление человека к лучшему закономерно и естественно. Все причины противоречий и проблем надо искать в самом обществе, где люди живут. Необходимо построить общество, которое создало бы условия для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, позаботилось о его гармоничном и разностороннем развитии. Р. Оуэн свои социалистические идеи пытался осуществить на деле и создал в США общество "Новая гармония". И хотя оно распалось из-за отсутствия денег, он не отказался от идеи создания справедливого общества. Великие утописты надеялись, что богачи, восприняв их социалистические идеи, по своей воле откажутся от своего богатства ради блага человечества. С этой целью они писали обращения к государственным деятелям, власть предержащим, известным писателям и военачальникам. Марксистское учение об обществе.Это учение сформировалось и начало развиваться в середине XIX в. В это время в Европе прошла волна буржуазных революций, сметавших один за другим феодальные режимы. В трех странах уже господствовал капиталистический уклад, начинались первые экономические кризисы. Их можно было рассматривать как проявление первых столкновений между пролетариатом и буржуазией. В Германии и Франции рабочий класс как политическая сила впервые поднялся на борьбу с эксплуататорами. Сложившееся в обществе положение оказало большое влияние на основателей новой теории общественного развития — КМаркса (1818—1883) и Ф. Энгельса (1820— 1895). Их учение явилось результатом анализа передовых 1 щей ученых об обществе и крупных достижений естественных наук того времени. Основатели марксизма отвергали утверждения о том, что существовавшее в то время общество и общественные отношения есть результат духовной деятельности людей или продукт их духа. Признавая значительную роль духовной гферы в развитии общества, Маркс и Энгельс основой развития прежде всего считали труд людей и производственную деятельность, направленную на обеспечение их материальных потребностей. Для того чтобы мыслить, заниматься наукой, философией и политикой, а также веровать в Бога, человек должен питаться, одеваться и иметь жилье. В целях удовлетворения своих материальных нужд люди устанавливают тесную связь с природой, вступают между собой во взаимоотношения, формируя тем самым общественное бытие, основанное на объективных законах развития. Таким образом, общественное бытие определяет общественное сознание, т. е. духовную сторону общественной жизни. Исследуя общественное производство, Маркс установил две его стороны: производительные силы и производственные отношения. К производительным силам общества относятся средства производства и люди. В совместной трудовой деятельности люди вступают в производственные отношения, измеряемые в основном их отношением к средствам производства. Вся система производственных отношений напрямую зависит от того, в чьей собственности находятся эти средства производства. Таким образом, путем распределения результатов труда, присвоения дохода от реализованной продукции определяется место человека в системе производства. Рабочий производит для капиталиста товар с большей стоимостью, чем стоимость рабочей силы (выплаченная заработная плата). А разницу между ними (прибавочная стоимость) безраздельно присваивает капиталист, являющийся владельцем средств производства. По Марксу, суть капиталистической эксплуатации кроется в этом — в производстве прибавочной стоимости. Характером связи между производительными силами и производственными отношениями определяется способ производства, исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, названном "общественно-экономической формацией". Основатели марксизма подчеркивают, что на определенном этапе развития динамично развивающиеся производительные силы и относительно стабильные производственные отношения вступают в противоречие. В свою очередь, эта проблема решается посредством замены устаревших производственных отношений на новые, которые соответствуют более высокому уровню производительных сил. Изменения в системе производственных отношений приводят к смене одной формации другой. Такая смена не происходит автоматически, сама собой, ее осуществляют заинтересованные в этом люди в процессе социальной или политической борьбы. Анализируя основные этапы разви- -тия общества, Маркс и Энгельс пришли к выводу: на смену капитализму придет новая общественно-историческая формация — коммунизм. За годы существования Советского Союза и некоторых других государств люди поверили в идеалы коммунизма. Однако позднее картина изменилась: исследователи и политики скептически стали относиться к возможности существования общества, где не было бы социальных противоречий. Вместе с тем существуют и другие мнения. Назовем некоторые из них: 1) коммунистические идеи не принадлежат Марксу, они появились гораздо раньше и своей притягательной силой на протяжении многих веков овладевали умами тысяч и тысяч людей; 2) коммунистические идеи — это прогноз на далекую перспективу, поэтому в них присутствуют элементы утопии. Вот почему коммунистические проекты неприемлемы на ближайшую перспективу; Коммунизм — это идеальное общество, которое человечество должно построить в будущем. Виновниками распада социализма (коммунизма) явились пришедшие к руководству Коммунистической партии случайные лица, как Сталин и др. В конечном счете коммунистические идеи вновь восторжествуют;
|