КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВЫСКАЗЫВАНИЯ КАЗАХСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕСвободомыслие и борьба. Предки современных казахов еще в V—VI вв. имели свою письменность. Образцы ее найдены на берегах рек Орхон, Талас и Енесай (Енисей), и поэтому названа она орхоно-енисейской. Нетрудно заметить, что эти письмена по своему содержанию преемственны и по духу созвучны современной казахской культуре и общественной мысли. С принятием на территории Средней Азии и Казахстана исламской религии получила дальнейшее развитие арабско-персидская культура. Живший в IX—X вв. АбуНаср алъ-Фараби провел большую часть своей жизни в арабских странах и писал свои научные труды на арабском языке. Арабским алфавитом на кыпчакском (древнем казахском) языке писали Юсуф Баласагуни ("Кутадгу билик"), Махмуд Кашгари ("Лугат ат-тюрк"), Ахмет Ясави ("Книга мудрости"). Это способствовало становлению общественного сознания казахов. Безусловно, на взгляды этих ученых оказала влияние арабско-персидская философия. Свободолюбие народа со времен саков, непокорность рабству нашли свое выражение в их привольной жизни на широких просторах и оставили след в национальной психологии, культуре и философии. В последующие века, когда казахи оказались под колониальным гнетом, эта ментальность народа постоянно побуждала его подниматься на освободительную борьбу. Казахи от природы созерцательны и любознательны. Видимо, это обусловлено рельефно-климатическими особенностями мест проживания и хозяйствования, а также историческими предпосылками. Мышление их отличается ясностью, логичностью и философичностью. Например, у казахов есть выражение: "Дуние — жалган" (в переводе "Все в мире обманчиво"). Оно отражает взгляд не только отдельной личности, но и целого народа на окружающий материальный мир, природу. Широко распространено слово "тауба", которое является духовным мерилом явлений и философско-этическим понятием. Оно означает, что есть предел всему — и радости, и горю. Необходимость довольствоваться имеющимся укоренилась в социальной психологии народа и его социальном мироощущении. "Общество, где птица гнездится на спине овцы". Мечта народа о мире, изобилии и спокойной жизни породила образ "общества, где птица гнездится на спине овцы" ("Кой устшде бозторгай жумырткалаган заман"). Широкое распространение идеи мира среди казахов связано с именем Асана (Цайгы) Печального. Асан (XV в.) — философ и путешественник, мудрейший мыслитель своего времени, ставший легендарным. По сказанию, он на белой верблюдице в поисках "жеруйык" (сказочная страна, где люди живут счастливо) начинает путешествие по белому свету. Объехав казахские земли, думает об облегчении участи народа, горюет о нем. Остался в памяти людей под именем Асана Кайгы. Асан Печальный являлся советником и влиятельным бием первых казахских ханов Керея и Жанибека. Когда в 1456 г. ими на берегу реки Чу было основано Казахское ханство, он был убежденным идейным сторонником и глашатаем нового государства. В своих философских размышлениях одобрял ханскую власть, был заинтересован в укреплении обороноспособности страны, объединении разоренных казахских родов и создании централизованного государства. Казахская философия XVI—XVII вв. была насыщена идеей национальной государственности. Несмотря на множество завоевательных войн и походов, разорение городов и застой в науке и культуре, АхметЮгнеки, Жамал Карши, Мухаммед Хайдар Дулати в своих историко-философских исследованиях высказывали прогрессивные мысли по вопросам развития общества. В XVIII в. получили широкое распространение в народе социально-философские воззрения на судьбу родной земли, государство, национальный вопрос и подрастающее поколение. Философия просветителей XIX в. Возникновение идей казахских мыслителей XIX в. об обществе было связано с бедственным колониальным положением народа в составе царской России. Представители общественной мысли того времени — Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, Абай — поднимали злободневные проблемы о земле, обучении грамоте людей и др. Ч.Валиханов занимался вопросами защиты прав людей, особенно представителей народов, входивших в состав Российской империи на положении колонии. Он придавал особое значение сохранению судебной системы биев как единственного пути правосудия киргизов (казахов). Чокан (Мухамедканафия) Валиханов (1835—1865) — этнограф, историк, географ, просветитель. Философские произведения: "Записки о судебной реформе", "Следы шаманства у киргизов", "О мусульманстве в степи" и др. Проблема человека была главной в философии Абая. Он протестовал против разделения людей по религиозным, расовым и национальным признакам. Говоря: "Люби человека, чувствуй мудрость Аллаха, что может быть хорошего на свете, кроме этого?", — Абай напрямую соединяет человека и Аллаха, минуя субстанцию пророка в исламе. Критически смотрел Абай на суфистское миропонимание в мусульманской религии, уделял особое внимание роли хакимов. Абай (Ибрагим) Кунанбаев (1845—1904) — философ-гуманист, продолжал развивать и проповедовать философию благородства и гуманизма. Философское произведение "Слова-назидания". Общественная мысльв первой четверти XX в. Это время на казахской земле ознаменовалось значительным ростом общественной мысли. Проблемы, поднятые лучшими представителями нации в переходный период от царского колониального гнета к тоталитарной власти, достигли уровня грамотно обоснованных, всеобъемлющих политических требований. События, разыгравшиеся на мировой политической арене в начале века (Первая русская революция, мировая война, Февральская и Октябрьская революции 1917г. в России), не оставили национальных интеллигентов равнодушными. Если одни из них, став депутатами Государственной думы, использовали ее трибуну для защиты интересов своего народа, то другие, выпуская газеты и журналы, содейство вали дальнейшему развитию общественной мысли, просвещая народные массы и призывая их к борьбе за свои национальные интересы. Под влиянием событий 1905—1913гг. в Казахстан проникли социал-демократические идеи, связанные с дальнейшим развитием общества. Поэты и писатели, придерживающиеся просветительско-демократических взглядов, призывали народ к овладению знаниями и приобщению к искусству. Казахские интеллигенты, объединившиеся вокруг журнала "Айкап", связывали будущее страны с оседлостью. С выходом газеты "Казах" в 1913г. клич "Оян, казак!" вышел на передний план, призывая народ к просвещению, освобождению от колониального ига, к принятию мер для того, чтобы не лишиться земли. Цели и требования начали предъявляться с точки зрения идеологии народничества. Различные организации и кружки культурно-просветительского направления стали работать в городах Омске, Семипалатинске, Акмоле, Уральске, Торгае, Троицке, Кызылжаре, Атбасаре, Спасске, Зайсане и других населенных пунктах. Характер различных взглядов и идей накануне революции 1917г. видный ученый казахского народа С. Асфендияров охарактеризовал как проникновение буржуазно-демократического движения в казахскую степь, которое было восторженно воспринято казахской интеллигенцией. Казахская интеллигенция с радостью встретила Февральскую буржуазно-демократическую революцию 1917г. Стремление народных масс к свободе и социальному возрождению освещала газета "Казах". Самую передовую часть национальной интеллигенции тех лет представляли А. Бокейханов, М. Дулатов, А. Байтурсынов, С. Торайгыров и М. Жумабаев. В том же году была создана партия "Алаш". Достижения общественной мысли казахского народа нашли отражение в принятой алашординцами Программе. Газета "Казах" в ноябре 1917г. на своих страницах опубликовала программу партии "Алаш", состоящую из 10пунктов. По этой программе Россия должна быть преобразована в демократическое федеративное государство. Киргизская (казахская) автономия в состав федерации входит как государственная структура с равным с другими народами правовым статусом. В Российской федерации дол жны сохраняться равноправие, уважаться честь и достоинство личности, гарантироваться свобода слова и печати, а также право на объединение в союзы. По гуманистическо-демокра-тическим позициям, постановке национально-государственных проблем и их решению алашор-динцы оказались в рядах прогрессивных сил общества того периода. Султанмахмут Торайгыров (1893 -1920) — поэт, писатель и философ. На вопросы о человеке и смысле жизни, а также его месте в подлунном мире он отвечал, что человек — детище Солнечной системы жий. В высказываниях о появлении и формировании сознания и духа Торайгыров близко подошел к учению Гегеля о феноменологии духа. Разум и мысли человека достаточны для раскрытия тайн природы. Один из основных вопросов этики Торайгырова — это влияние причинной необходимости на умение людей отвечать за свои действия. Смысл этого заключается в том, что какая бы историческая необходимость ни повлияла на людей, у них должна оставаться возможность действовать самостоятельно. Основой такой возможности он считает свободу воли. Отношения между человеком и окружающим миром должны сохранить свою естественную гармонию. Мустафа Чокай (1890—1941) не только исследовал пути национально-освободительной борьбы и будущую государственную структуру страны с методологической точки зрения, но и пытался осуществить их. Он оказывал поддержку национально-освободительной борьбе и платформе партии "Алаш". Основной целью борьбы М.Чокая явилось возрождение великого Туркестана. Его философские мысли по проблемам общественного строя нашли свое отражение в труде "Отрывки из воспоминаний 1917 г.". С точки зрения морали и философии, по его утверждению, не бывает хорошего или плохого народа. Объяснение истории под углом определенного класса приводит к однобокости. Поэтому к этому вопросу необходим общечеловеческий и цивилизованный подход. Надо создать условия для повышения политической активности в целях избавления народа от беспечности и усиления его стремления к свободе. Особенностью общественно политических идей М.Чокая является то, что он судьбу своего родного народа — казахской нации — не отделял от судеб других тюркских народов, а рассматривал ее в целом, во взаимосвязи. "Мы — туркмены, узбеки, казахи, киргизы, башкиры, татары — все мы члены одной семьи, — писал он. — Мы должны стремиться к созданию единого государства, стать одной тюркской нацией. Тюркизм Туркестана, как и его тюркское бытие, — естественен. Туркестан не может лишаться своего бытия". Говоря об общности тюркского происхождения народов Средней Азии, М. Чокай преследовал цель их объединения. Национальная автономия алашординцев. Руководимая А. Бокейхановым и другими деятелями партия "Алаш" и Алашординское правительство в определении путей решения общественно-политических, социально-экономических вопросов и проблем национально-государственного строя придерживались позиции единства народа и целостности нации. Такая платформа алашординцев противоречила теории установления диктатуры пролетариата. Поэтому вожди партии "Алаш" и руководители алашординского правительства не восприняли лозунги Октябрьской революции, идеи коммунистической партии и практические шаги Советского правительства, полностью противостояли им. Ахмет Байтурсынов (1873—1937) заботился о повышении грамотности казахского народа и пробуждении его сознания. В литературных произведениях и переводах он использовал жанры и художественные методы, близкие национальной психологии и соответствующие познавательным потребностям народа. Поэтому организованная А. Байтурсыновым газета "Казах" в степном крае пользовалась большим успехом и популярностью. Он подчеркивал, что судьба народа напрямую связана с его языком. Эти идеи он доказывал своими делами. Создал казахский алфавит и основу современной казахской грамматики. В своих трудах поднимал идеи свободы, национального освобождения и гражданского обустройства общества, боролся против колониальной политики царского правительства. Придавал большое значение демографической политике колониальных властей. Сравнивая местное население с переселенцами по численности и культуре, Байтурсынов пришел к выводу, что если царизм не откажется от такой политики, то будущее казахского языка и народа как нации неопределенно и туманно. Байтурсынов не делил массы на богачей и бедняков, а заботился о судьбе всего народа.
Глава Ш. ЦИВИЛИЗАЦИИ
|