КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КЛАССИФИКАЦИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙПринципы классификации.Цивилизационный подход в определении типа общества предполагает использование двух принципов. Первый — "горизонтальный", рассматривает распределение множества племен, народов, стран в пространстве, их географическое расположение. Второй — "вертикальный", рассматривающий развитие этих народов в течение многих тысячелетий начиная с момента их появления. Согласно этим подходам все цивилизации по географическому признаку можно разделить на две большие группы—это восточные и западные цивилизации, а с позиции исторического развития — на традиционные, индустриальные и постиндустриальные, общества. Восточные цивилизации.Историки рассматривают цивилизации, выделяя государства или группы стран, развивавшихся в разные исторические периоды в разных частях света. Среди них особое значение имеет группа цивилизаций, которая включает Древнюю Индию, Китай, Вавилон, Египет, а также мусульманские государства Востока. К восточным цивилизациям относится множество существовавших на протяжении тысячелетий стран и народов, населявших огромные территории Азии и Африки, объединявших представителей различных рас, языков, вероисповеданий. Все они внесли значительный вклад в развитие мировой человеческой цивилизации. Западные цивилизации.У истоков западной цивилизации стоят Древняя Греция и Рим. Великие державы эпохи средневековья и индустриального общества Англия, Франция, Испания, Италия, а также присоединившиеся к ним позднее Германия, Австро-Венгрия, США являются наследницами этих цивилизаций. Западной цивилизацией были созданы и развиты основные научно-технические достижения и демократические ценности современного человеческого общества, за последние пятьсот лет она определяет и регулирует самые значимые явления в мировой политике. Традиционное общество —докапиталистическое (дойн-дустриальное) общество аграрного типа, обладающее высокой структурной устойчивостью, в котором социокультурная регуляция основана на традициях. В западной исторической социологии принято относить к традиционным обществам стадии доиндустриального общества: малодифференцированную (общинную, родопле-менную, существующие в рамках "азиатского способа производства"); дифференцированно-гетерогенную, многоструктурную и классовую (типа европейского феодализма). Причинами этого являются: во-первых, сходство отношений собственности. В первом случае — производитель может иметь доступ к земле только через род или общину; во втором — через феодальную иерархию, что противоречит капиталистическому принципу неделимой частной собственности и делает немыслимой "свободную личность", не имеющую какого-то определенного отношения к земле; во-вторых, общие особенности функционирования культуры: инерционность созданных однажды культурных норм, обычаев, способов действия, трудовых навыков; неиндивидуальный характер творчества; преобладание предписанных моделей поведения; в-третьих, наличие в обоих случаях простого и устойчивого разделения труда, обусловленного сословным, иногда кастовым закреплением. Все это стирает границы между названными периодами, но зато сильно отличает общества этого типа от устройства индустриально-рыночного, капиталистического. В традиционном обществе способности и потребности человека обеспечиваются просто, коллективное сознание удерживает их на низком уровне, препятствуя развитию индивидуализма, освобождению личности и устанавливая строгие границы тому, чего законно мог добиваться индивид в данном общественном положении. Иерархическое традиционное (феодальное) общество устойчиво, перед каждым социальным слоем стоят свои цели, каждый осознает сущность своей жизни в замкнутых рамках своего слоя. А ход общественной эволюции порождает двойственный процесс: усиливает "индивидуальность" и одновременно ослабляет силу коллективного надзора, стирает жесткие рамки морали. Освобождение личности от традиций, коллективных нравов и предрассудков, расширяет возможности для личного выбора занятий и способов действия. Однако относительно свободная нормативная структура промышленного общества не определяет больше жизнедеятельность людей. Отсутствие четкой жизненной цели, строгих норм поведения порождает аномию (франц. anomie — "беззаконие"). Это повергает множество людей в неопределенное социальное положение, отчуждает их от общества, лишает чувства связи с конкретной группой. В итоге это приводит к отклоняющемуся поведению, росту преступности и саморазрушению человека. Индустриальное общество — одна из двух категорий, обозначающих промышленное общество, наряду с понятием капиталистического общества используется для характеристики современного развитого общества в отличие от традиционного (родоплеменного, феодального). Основоположником теории индустриального общества был А. Сен-Симон, который и ввел в науку этот термин, развитый и уточненный его последователями —О.Контом, Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом. Теория индустриального общества стала широко применяться учеными США и Западной Европы в 1950— 1960гг. Современные теоретики считают, что капитализм не исчезнет, как какой-либо переходный этап истории человечества, а в определенной форме будет присутствовать всегда. Ученые, развивающие теорию промышленного общества, вкладывают в это понятие более широкий смысл, нежели в понятие "капиталистическое общество", и предлагают рассматривать последнее как составную часть первого. Капитализм — это общество, где индустриальное производство как преобладающая форма организации экономики находится в частных руках, где предприниматель одновременно выступает и собственником и главным субъектом управления трудовым процессом. Однако такое сочетание в одном лице и собственника и управляющего — временное явление. С развитием производства собственность на капитал не может гарантировать власти и авторитета на предприятии. На крупных фирмах, занимающих ведущее положение в экономике, контроль над производством начинают осуществлять менеджеры-администраторы. Здесь теории индустриального общества смыкаются с технократическими концепциями А. Берли. Сторонники теории индустриального общества выдвигают следующие аргументы в поддержку своей позиции: Во-первых, самые важные исторические изменения, наблюдаемые в современном мире, происходят в связи с переходом человечества от "традиционного" аграрного общества к промышленному, основанному на машинном производстве, фабричной организации труда, национальной системе хозяйства, свободной торговле и рынке. Поэтому понятие индустриального общества тесно связано с теорией модернизации — ведущей теорией развития общества в современной западной социологии. Во-вторых, существует определенная "логика индустриализации", которая ведет к увеличению сходства основных институтов (конвергенции), как бы сильно они не отличались первоначально. Чем выше уровень индустриализации, тем больше она стремится к единообразию индустриального порядка. В-третьих, переход от традиционного к индустриальному обществу — прогрессивный исторический процесс, ликвидирующий традиционные наследственные привилегии, способствующий провозглашению равных гражданских прав и демократизации общественно-политической жизни. В индустриальном обществе в результате роста социальной мобильности исчезают сословные преграды, расширение возможностей образования способствует установлению равных возможностей. Общая тенденция развития индустриального общества характеризуется устранением "внешних" неравенств, которые имеют социальную природу. Остаются только "внутренние" неравенства, которые обусловлены генетическими различиями в способностях. В-четвертых, в ранней стадии становления индустриального общества классовые разделения и отношения были острыми и являлись главным источником конфликтов и напряжений, которые слабели по мере правовой "инсти-туциализации классового конфликта", становления общепринятых форм трудовых соглашений и коллективных договоров, вместе с распространением на все население политических, гражданских прав (право голосовать и создавать политические партии). Конфликты и напряжения в индустриальном обществе имеют тенденцию уравновешиваться. В-пятых, важным элементом перехода от традиционного к индустриальному обществу является укрепление национального либерально-демократического государства. Постиндустриальное общество —это категория, обозначающая общество, которое находится по уровню развития на следующей ступени после индустриального. Определяющими признаками постиндустриального общества являются: преобладание доли занятых в производстве информации, уменьшение доли работающих в сфере промышленного производства и доминирование теоретических знаний и университетской науки в духовной сфере. Некоторые ученые придерживаются мнения, что переход к постиндустриальной цивилизации произошел в середине XX в. Это объясняется важными достижениями в области науки и техники в этот период: расщепление атомного ядра, освоение человеком космоса, развитие генной инженерии, появление мощной вычислительной техники. Современная цивилизация характеризуется многообразием, парадоксами и противоречиями, высоким уровнем развития научно-технического прогресса (НТО). Его основными направлениями являются автоматизация и полная компьютеризация, производство новых видов материалов, открытие новых источников энергии, дальнейшее освоение космоса.
|