КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙЦивилизация и культура. Цивилизация — понятие широкое, не имеющее четкого определения. В большинстве случаев под цивилизацией понимается совокупность материальных и духовных достижений общества. В философии нового времени понятие цивилизации раскрывается с позиции анализа всемирного исторического процесса. Современное обществоведение рассматривает цивилизацию с позиций трех главных критериев, на основе которых строится внутренняя организация общества, — техника, социальная структура и философия. Отсюда можно заключить, что цивилизация (лат. civilis—"гражданский", "государственный") — это качественные особенности материальной, духовной и социальной жизни, свойственные определенным народам в определенный момент исторического развития. Причем достижения науки и техники, мощь производительных сил определяют уровень развития двух других компонентов. Когда мы говорим о цивилизации, на ум приходит понятие культура. Эти термины близки по значению, но все-таки их следует различать. В общем смысле под культурой понимается творческая деятельность людей, направленная на обновление, совершенствование окружающей действительности, возможностей и способностей человека. Обычно культуру делят на материальную (техника, материальные ценности) и духовную (наука, искусство, философия, мораль). Культуру и цивилизацию стали рассматривать как два разных понятия в XIX в. О. Шпенглер полностью отверг идею единства всемирного исторического развития. Он рассматривал историю как организм, состоящий из множества неповторимых, замкнутых культур, которые в течение своей жизни переживают несколько периодов — возникновение, расцвет и упадок. О. Шпенглер делил культуру на восемь частей. Каждая из них переживает за время своего существования несколько периодов и, исчезая, превращается в цивилизацию. В процессе перехода от культуры к цивилизации сокращаются творческие работы, активные действия, из-за отсутствия художественного творчества увеличивается доля механического труда. Освальд Шпенглер (1880—1936) — немецкий философ-идеалист, теоретик культуры, историк, публицист. Главным его произведением, как представителя философии жизни, является "Закат Европы", которое после выхода в свет стало очень популярным. Впоследствии с развитием теории ценностей снова произошло сближение понятий "цивилизация" и "культура"*. В качестве духовной культуры общества стали понимать в первую очередь свойственную ему систему ценностей и идей. Целостность и неповторимость цивилизации стали определяться этой системой ценностей. Система ценностей и идей.При объяснении понятия "исторический процесс" в большинстве случаев исторический путь развития человечества рассматривается как некая лестница, на которой страны в зависимости от уровня развития занимают более высокие или низкие ступени. Каждый народ стремится подняться на более высокую ступень, чем та, которую он в настоящий момент занимает. Возможно и перескакивание через ступень, и задержка на долгое время на одном месте. Современный мир насчитывает множество высокоразвитых стран. Вместе с тем много стран и со средним и с очень низким уровнем развития. В некоторых из них, хотя это и не бросается в глаза, проявляются признаки феодального, рабовладельческого, а то и первобытнообщинного строя. С этой точки зрения исторический процесс представляет собой смену ряда существовавших в различных уголках земного шара, в разные периоды и одновременно в наше время цивилизаций. В настоящее время ученых не удовлетворяет определение цивилизации как ступени развития человечества после периода дикости и варварства. Цивилизация должна отражать качественные особенности в материальной, духовной и социальной жизни стран и народов в определенный исторический период. Любая цивилизация характеризуется не только свойственной ей общественно-производственной технологией, но и, что важнее, самобытной культурой. Цивилизации свойственны дух народа, обусловливающий определенные отношения, мораль, веру, которые составляют основу философии, общественно значимые ценности, особенные жизненные принципы, образ жизни. Такие жизненные принципы группируют людей данной цивилизации в народ, обеспечивают его единство и целостность на протяжении истории. Цивилизационный подход к истории.В эпоху Возрождения европейские цивилизации стали развиваться в новом русле, основой которого были новые ценности. Среди них большое значение имели взгляды на природу человека, его роль в общественной жизни, стремление к прогрессу, изменению привычных форм деятельности. Они основывались на разуме человека, который выдвигает свободу человека как краеугольный камень в системе ценностей. Таким образом, цивилизационный подход к истории рассматривает историю человечества как перманентно развивающуюся единую цивилизацию, прошедшую аграрную, индустриальную и постиндустриальную стадии. Цивилизационный подход к историческому процессу в первую очередь означает исследование особенностей бытия и образа жизни, присущего целому народу или региону. Вместе с тем этот подход имеет и свои недостатки: он может обойти вниманием повторяющиеся элементы исторического процесса, общие черты в истории развития народов. Современные историки и обществоведы в соответствии с цивилизационным подходом главным объектом исследования как прошлого, так и настоящего принимают человека и его свободу и считают цивилизационный подход эффективной методологией при изучении процессов и явлений, не вписывающихся в схему формационного подхода. Среди ученых-обществоведов возникает спор: как в дальнейшем будет развиваться мировая цивилизация — придет человечество к единым, общим ценностям, или сохранится нынешнее историко-культурное многообразие, которое, углубившись, превратит общество в совокупность более или менее обособленно развивающихся цивилизаций? Сторонники второй позиции аргументируют свои выводы тем, что развитию любых живых организмов (в том числе и обществу) свойственно разнообразие. В таком случае распространение на все народы единых ценностей, единой культуры и образа жизни противоречит диалектике общественного развития. Аргументы их противников не менее весомы й подтверждаются конкретными примерами из истории развития общества: особо значимые достижения одних цивилизаций распространяются и принимаются другими цивилизациями. Так, существует немало ценностей, созданных европейской цивилизацией и принятых всем человечеством. Например, в сфере производственно-экономических отношений — развитые технологии, уровень развития производительных сил, система товарно-денежных отношений, рыночная экономика. Человечество еще не придумало более рационального способа организации производства. В сфере политической жизни общециви-лизационной базой является правовое государство, функционирующее на основе демократических норм. В духовно-нравственной сфере великие достижения науки, искусства, культуры, общечеловеческие моральные ценности стали тоже общим достоянием всех народов мира. Важнейшим социальным и моральным аспектом анализа достижений мировой цивилизации является место личности в обществе. Уровень экономической, политической, духовной свободы человека, его беспрепятственное развитие, удовлетворение множества потребностей и интересов, созданные для него социальные условия являются критериями цивилизованности рассматриваемого общества. Различные теории, характеризующие историческое развитие.Наблюдая процесс всемирной истории, можно заметить, что одни народы в определенный момент времени вырываются вперед в своем развитии, другие же, напротив, приходят в упадок. И это закономерно. Когда-то на пике расцвета был Египет, создавший неповторимую цивилизацию с поражающими воображение творениями из камня. Затем настало время Греции. Позже Римская империя объединила огромные территории и оставила человечеству непреходящие ценности. Материальные и духовные достижения Китая и Индии заняли достойное место в мировой истории. Тюркская цивилизация также внесла весомый вклад в мировое развитие. У кыпчаков звездный час расцвета пришелся на средние века. Теорий, характеризующих историческое развитие человечества, существует немало. Сторонники одной из них, далеко не новой теории "исторического круговорота", отстаивают идею о движении общества по замкнутому кругу и возврате в исходную точку. Например, А. Тойнби в качестве альтернативы теории общественного прогресса предложил свою "циклическую теорию". Он рассматривал мировую историю как ряд замкнутых цивилизаций, каждая из которых проходит одни и те же этапы в своем развитии — рождение, рост, упадок и исчезновение.
|