Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ЗАПАДНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ




Мировоззрение западного человека. Теперь попробуем дать характеристику западного человека с точки зрения отношений между человеком и обществом, между человеком и природой.

А.Отношения между человеком и обществом на Западе характеризуются независимостью, доминированием инте­ресов отдельного человека над интересами общества.

Западный человек в первую очередь заботится о своей собственной персоне, своих интересах. Он, в отличие от вос­точного человека, ответственность перед обществом, госу­дарством несет формально. Жизненная позиция западного человека обусловлена прежде всего заботой о благополучии своем и наиболее близких людей. Соответственно стремление к материальным благам порождает в его сознании психо­логию эгоизма и романтизма.

Если восточный человек смотрел себе под ноги, то запад­ный — склонен был смотреть в небо. Увидев гору, западный человек задаст сам себе вопросы: "А что находится за этой горой? Какие там живут люди? Какими богатствами обладают? Как можно добраться до них?" Увидев океан, он мечтал о "молочных реках, кисельных берегах", находивших­ся за этим океаном. Если для восточного человека разрыв со своим государством расценивался как гибель, то для незави­симого западного человека это ровным счетом ничего не значило. Такая психология породила стремление создавать средства транспорта, пригодные для дальних путешествий, оружие — для завоевания других народов. Великий Шелковый путь открыл западному человеку культуру Востока. После крестовых походов богатства Востока возбудили огромный интерес Запада. Нужны были мощное оружие и суда, которые могли бы, не блуждая, бороздить океанские просторы. Появившиеся на Востоке много веков назад, но не нашедшие применения из-за несоот­ветствия менталитету восточного человека, компас, бумага и порох стали настоящей находкой для Запада. Гелиоцентрическая система, открытая Абу Райханом Бируни, стала известна на Западе спустя целых 500 лет, после чего европейцы отправились на Восток, в Индию.

Свобода давала им возможность не задумываться о том, что "все когда-то было и когда-нибудь повторится вновь". Поэтому они могли позволить себе отказаться от обязан­ностей перед обществом, восставать против него, думать о свободе, правах человека, творчестве, индивидуальности. И хорошее, и плохое ожидали только от себя. Они не боялись предпринимать самостоятельные действия, бороться за свои интересы.

Б. Взгляды на природу. В соответствии с мировоззрением Запада человек должен быть хозяином природы, использовать ее богатства для своих нужд. Если стихийная сила природы, ее тайны заставляли восточного человека стремиться к гар­монии с ней, то западный человек рассматривал ее как объект пользования. Он вступил в борьбу с природой, пы­таясь подчинить ее себе. Построив машины, компенсиро­вавшие его слабость, человек с их помощью принялся исполь­зовать природу для удовлетворения своих нужд.

Европейцы не ощущали себя частью природы, стреми­лись победить ее и заставить служить человеку. Внушив себе, что человек является венцом творения и все должно служить только ему, европейцы грабили природу, не забо­тясь ни о ее загрязнении, ни о других потерях.

Древнегреческая цивилизация. В VIII—VII в. до н. э. в Греции сформировались своя денежная система, рынок и основная форма политической организации — полисы. Появились идеи суверенитета народов и демократических форм управления. Уже в то время в Греции были провоз­глашены основные моральные принципы и эстетические идеалы, которые распространились на весь античный мир. В этот период возникли главные элементы античной куль туры Греции — наука и философия, развивались основные литературные жанры, театр, архитектура, спорт.

Динамичное развитие хозяйства имело неоднозначное влияние на жизнь общества. Появление железных орудий труда в сельском хозяйстве позволило крестьянам производить больше продукции, чем требовалось ему для личного потребления. Освободилась часть населения, занятого в сельском хозяйстве, и пополнила ряды ремесленников. Отделение ремесла от сельского хозяйства способствовало развитию товарного обмена между ними, что обеспечило установление стабильных торговых отношений по всей территории Греции. Развитие торговли требовало введения всеобщего эквивалента — товара, который можно было бы легко обменять на любой другой товар. Вначале роль такого эквивалента выполнял скот, затем — определенная мера ценного металла — деньги.

В архаический период, хотя в Греции и не было единой государственной структуры, под влиянием тесных торговых отношений между полисами стало формироваться целостное этническое сознание: греки стали осознавать себя единым народом, обособляя себя от неэллинов. В качестве примера можно привести Олимпийские игры 776 г. до н.э., участ­никами которых могли быть только эллины.

Главными чертами морального сознания древнегре­ческого общества можно назвать коллективизм и элементы конкуренции. Человек не мог жить вне общества, полиса; высшей целью гражданина была защита своего полиса, а конкуренция выражалась в стремлении лучше служить ему.

В VII—VI вв. до н.э. высокого уровня развития достигло искусство архитектуры, в том числе и возведение общественных зданий. Значительные усилия общества были направлены на сооружение монументальных религиозных храмов. Их строительству уделялось особое внимание. Считалось, что каждый полис имеет своего покро­вителя, с которым существует особая связь. В качестве священных мест всеобщего значения для Греции признавались только храмы в Олимпии и Дельфах.

Важным достижением греческой культуры того времени является появление алфавита. Усовершенствовав финикий­скую письменность, греки создали собственный алфавит. Осуществлялась демократизация образования, способ­ствовавшая развитию грамотности среди свободного насе­ления Греции. Ускорился обмен информацией, с трудами литераторов и ученых смогли ознакомиться широкие слои населения.

Для всей европейской культуры особое значение имело возникновение философии, окончательно отделенной от мифологии и направленной на познание мира с новых пози­ций. Исследованием причин процессов и явлений изнутри, опираясь на разум человека как на орудие познания, греки обозначили философский взгляд на мир. В развивающейся философской мысли появились противоположные точки зрения на важнейшие проблемы мироздания.

Сторонники натурфилософии (лат. natura — "природа") перво­основой мира считали не Бога или идею, а природу. Древней натурфилософии свойственно стихийно-диалектическое истолкование природы как живого целого. Последователи известного математика Пифагора считали основой основ математику. Абсолютизировав абстракцию количества и оторвав его от материальных вещей, пифа­горейцы пришли к выводу, что количественные отношения являются сущностью вещей.

Важнейшие достижения греческой цивилизации совпа­дают по времени с так называемым классическим периодом ее развития (с VI—V вв. до н.э. — до 338 г. до н.э.). В этот период полисная организация общества достигла своего расцвета и оказывала влияние на все сферы жизни. Полис являлся своеобразным гражданским сообществом, отличным от семейных, родовых, территориальных общностей. Его основу составляла античная собственность, которая была одновременно и государственной, и частной. Только полноценный член гражданского общества мог владеть средствами производства. Верховная собственность на землю принадлежала коллективу граждан. Взаимосвязь гражданских прав и права собственности на землю, а также их взаимная обусловленность привели к установлению равноправия граждан. Полис возглавлялся собранием жителей. В нем были черты, присущие политическим и военным организациям. Гражданин полиса был собствен­ником и одновременно воином, защищающим свою собствен­ность. Основой ведения экономики была автаркия (греч. autarkia—"самоудовлетворение") — замкнутое национальное хозяйство.

В греческих полисах сформировалась своя система цен­ностей. Самой важной в этой системе были идея свободы человека к демократический принцип управленияобществом, которые являлись субстанциональным началом, духовной силой всей западной цивилизации. Судьба отдельного человека рассматривалась в зависимости от судьбы общества, в результате чего полис стал рассматриваться как высшая ценность. Земледелие считалось наиболее предпочтительным занятием. В полисе ценились уважение традиций и защита основ экономики полиса. Накопление имущества и обогащение вызывало неприязнь сограждан.

Полисы были особой формой организации общества, адаптированной к природным условиям Эллады, со своими, нигде больше не встречавшимися политическими и социаль­но-экономическими особенностями развития.

Распространение эллинизма. Позже эллинская куль­тура распространилась на запад и восток Европы, Перед­нюю и Среднюю Азию, север Африки. В результате этого процесса, начало которому положили походы Александра Македонского и освоение жителями Эллады завоеванных земель, на примыкающих к Средиземному морю терри­ториях развились и новые формы политической организации и социальных отношений, в которых находили отражение и переплетались, главным образом, восточные и греческие элементы.

На этой территории развивались товарное производство и торговля. Несмотря на частые военные столкновения, укреплялись морские и сухопутные торговые пути, возни­кали крупные центры ремесленничества. На рынок выво­зилось все больше товаров. Торговля способствовала разви­тию денежного обращения (металлических денег).

Пришедшие на Восток эллины столкнулись с новой формой власти, порожденной местными объективными причинами — деспотизмом. В конце IV — начале III в. до н.э. на вновь завоеванных землях возникла особенная форма политико-социальной организации. Были созданы эллин­ские монархии, которые сочетали в себе элементы восточ­ного деспотизма (постоянная армия, монархическая власть с централизованным административным аппаратом) и полис­ной структурой. Распределение земель было прерогативой монарха, а самоуправление в полисах возглавляли его чиновники. Властители находили поддержку среди горожан, ими пополняли ряды военных и чиновников. В эллинских государствах изменились и отношения собственности. В пределах полиса земельные отношения остались прежними. Если земля, вместе с населенными пунктами, относилась к полису, жители этих поселений являлись его гражданами. Все остальные земли являлись собственностью монарха.

Культура эллинской цивилизации представляла собой синтез: с одной стороны — местных, утвердившихся тради­ций, с другой — элементов, привнесенных завоевателями и переселенцами. Однако, несмотря на местные особенности, она проявлялась как целостная культура, созданная под влиянием греческой и схожими процессами общественного развития.

Эллинизм пополнил мировую сокровищницу челове­ческих достижений блестящими открытиями в области науки и искусства. Теории, созданные такими великими учеными, как Архимед и Евклид, и по сей день не утратили своей актуальности. В философии возникла социальная утопия, описывающая идеальное общество без преступлений и конфликтов. Были созданы такие творения искусства, как алтарь Зевса в Пергаме, скульптуры Венеры Милосской и Ники Самофракийской, группа скульптур Лаокоона. Возникли новые типы общественных зданий — библиотеки, музеи, которые стали служить науке. Достижения греческой культуры распространились на Византийскую империю, арабов, стали золотым фондом общечеловеческой культуры.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты