КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВОСТОЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИУстойчивость восточных цивилизаций. Развитие Востока создает впечатление равномерного движения по заданной линии. Здесь новые веяния не разрушают старого, а органически с ним переплетаются, растворяются в нем. Хотя в ходе эволюции Востока тоже можно выделить первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный строй, их содержание в корне отличалось от аналогичных периодов развития Запада. Поэтому К. Маркс, описывая цивилизацию Востока, использовал термин "азиатский способ производства". Например, в эпоху расцвета рабовладения на Востоке рабы никогда не были главной производительной силой общества. Смена рабовладения феодализмом происходила не в результате нашествия "варваров", а последовательной реформы со стороны государства. Восток очень гибок, он способен переработать и ассимилировать чуждые для себя элементы. В качестве примера историки приводят тот факт, что Китай в результате нашествия варваров не отказался от своей государственности, а напротив, позаимствовал кое-что у пришельцев. Существовавшее на севере Китая государство "варваров" вскоре превратилось в китайское. В отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий. Даже ислам, непримиримый к западному христианству, уживался страдиционными верованиями. В результате никакие потрясения не могли поколебать устоев и равномерного развития цивилизации. Восточные религии можно охарактеризовать как путь совершенствования самого человека, а через него — окружающего мира. Социально-структурные особенности.Они разнообразны, а связи между ними многогранны. Если в Индии можно было наблюдать устойчивые, замкнутые касты, то в Китае люди имели возможность через сдачу государственных экзаменов переходить из одной социальной среды в другую. Повысив уровень своего образования, сын крестьянина мог занять довольно высокое положение в обществе. Такое явление в истории встречается очень редко. Политико-экономические формы на Востоке также были очень своеобразными. Например, империя Тан в Китае считалась феодальным государством, но китайская аристократия не имела доступа к доходам со своей земли: все поступало в казну государства и уже оттуда, в виде жалованья, распределялось феодалам. Таким образом, роль феодалов и простых чиновников в Китайском государстве была практически одинакова. Хотя восточные народы имеют много общего, они сильно отличаются друг от друга в традициях, образе мышления, путях развития. Общий для многих восточных стран буддизм, а также даосизм, принятый в Китае и Японии, в каждой из них имел специфический, свойственный только им характер. Японские самураи презирали нижестоящие сословия, в то время как китайские рыцари считали своим долгом вступаться за слабых и обездоленных. Если Китай и Индия развивались самобытно, то Япония во многом перенимала и преобразовывала их философию, военное искусство, традиции, науку. Арабская цивилизация. Понятие восточных цивилизаций охватывает множество стран и народов, населявших огромные территории Азии и Африки, объединявших представителей различных рас, языков, вероисповеданий. Среди них особое место занимает цивилизация, созданная арабами. В VIII—XII вв. арабская культура находилась на пике своего расцвета. Ее достижения оказали огромное влияние на культуру многих других народов, стали толчком к развитию мировой, в том числе и европейской цивилизации. В этот период арабская философия и медицина, математика и астрономия, география, филология, история, химия и минералогия делали открытия одно за другим. Арабы не знали себе равных и в материальной культуре, и в художественном искусстве (архитектура, прикладное искусство). Одним из важных факторов в арабской культуре является то, что все народы, вошедшие в Арабский халифат, были приобщены к созданию культуры на арабском языке и сумели превратить ее в свое духовное богатство. Основы научных знаний, распространившиеся в тот период на все мусульманство Востока, оказали большое влияние на укрепление связей между этими народами. Даже после распада Арабского халифата его культурные традиции нашли свое продолжение. В Пиренеях возникла арабо-испанская, в восточных регионах — арабо-персидская, на северо-востоке — арабо-турецкая культура. Хотя в них и доминирует национальный колорит, арабские корни все же прослеживаются довольно явно. Даже если не обращать внимания на множество арабских слов и терминов, в любой отрасли культуры этих народов можно в изобилии найти следы арабского стиля. Были написаны величайшие произведения, ставшие шедеврами мировой поэзии и литературы. Созданная историком и литератором Ибн-Халъдуном (1332—1406)историко-философская теория развития общества стала важным достижением арабской культуры средневековья. В X в. с развалом Халифата на отдельные государства наряду с Багдадом возникли и развивались культурные центры: Шам, Халеб — в Сирии; Каир — в Египте; Марата — в Азербайджане; Самарканд, Бухара, Исфахан — в Средней Азии; Газни — в Афганистане; Кордова, Севилья, Гренада — в Испании. Арабские географы изучили и описали весь мусульманский мир, север Европы, центр Африки. Арабская философия, прогрессивно развиваясь, оставила точные научные определения, касающиеся Вселенной, Земли, общества. Один из видных представителей арабской философии Ибн-Рушд Мохаммед (1126—1198), более известный как Аверроэс, жил в Испании. Не порывая с мусульманской религией, Ибн-Рушд доказывал вечность и несотворенность материи и движения, отрицал бессмертие индивидуальной души и загробную жизнь. Его комментарии к сочинениям Аристотеля сыграли большую роль в знакомстве европейских философов с античной философией. В XIII в. аверроизм как прогрессивное философское течение, направленное против господствующей церковной догматики, получил значительное распространение во Франции, а в XIV—XVI вв. в Италии. Учение Аверроэса жестоко преследовалось мусульманской и христианской ортодоксией. Мировоззрение восточного человека.На Востоке отношения между человеком и обществом проявляются в зависимости человека от общества, где интересы общества ставятся выше интересов человека. Для восточного человека общество и правитель (император, шах, царь, хан), как правило, одно понятие, ассоциируются как единое целое. Вследствие этого восточный человек не имел свободы, но имел обязанности, причем эти обязанности понимались естественными, и какими бы тяжелыми они ни были, человек не пытался их сбросить. Соблюдение системы подчинения было равной обязанностью для всех — от министра до самого последнего подданного. В случае нарушения этих принци пов человеку лучше было умереть. Это отчетливо демонстрируется на примере японских самураев: нарушение "кодекса чести" обязывало его покончить жизнь самоубийством. Таким образом, человек Востока жил и умирал по установленному обычаю. Поэтому вверял свою судьбу обществу. Он не прибегал к действиям, противоречащим интересам общества, не восставал, не требовал, не пытался покинуть это общество, не задумывался о свободе, правах человека, индивидуальности. Мировоззрение восточного человека не позволяло ему выходить за рамки быта, забот о благополучии семьи. Восточный человек никогда не отрывался от природы, не терял связи с ней, не испытывал враждебности к ней, пытался изучить ее закономерности и старался не противостоять ей. Как следствие этого он не пытался создавать мощные машины и механизмы для компенсации своего несовершенства, как это делали на Западе, что привело Восток к техническому отставанию. Восточный человек всю свою энергию направлял на совершенствование своего тела и души, воспринимал мир как целостность, а себя ощущал частью этого мира, но не его господином. Восточные философы считали, что человек должен развиваться по тем же законам, что и природа, где нет ничего случайного и лишнего. Отсюда произошли и многие стили боевых искусств, копирующие движения животных. Изучив природу, человек Востока знал, как она воздействует на его организм. Через изучение окружающего мира — животных, растений, явлений природы — восточный человек открывал и самого себя, неиссякаемые возможности своего организма, своих способностей. По сравнению с Западом, человек Востока ушел далеко вперед в области физического совершенствования и предотвращения болезней. И до настоящего времени восточная медицина не имеет себе равных. Однако, что парадоксально, здесь Восток страдал от положительного: милость к природе способствовала отставанию Востока в плане индустриального развития. Ценности восточного человека. Субстанциональное начало ценностной системы Востока исходит из патернализма человека в отношении к власти, деспотизма в управлении и преобладания ручного труда в организации хозяйственной деятельности. От патернализма (лат. paternus — "отцовский", "слепое, беспрекословное подчинение правителю") исходит бездействие восточного человека, которое выражается в уповании на правителя, мол, "сидит человек наверху, пусть управляет нами и решает все проблемы". Действие, точнее, бездействие восточного человека оправдывается логикой: я маленький человек, я ничего не решаю, от моих поступков ничего не зависит, мое дело — выполнять указ. Восточный человек, будучи во власти патерналистской психологии и хорошее, и плохое ожидал только сверху, не боролся за свои интересы, не предпринимал самостоятельных действий. Деспотизм (греч. despoteia—"неограниченная власть") в управлении обществом породил соответствующую реакцию и со стороны правителя и со стороны подчиненных. Отсутствие организованного требования снизу и законного контроля деятельности развязывали деспоту руки, предоставляя возможность делать все, что вздумается. Он становился непредсказуемо жестоким и беспощадным в отношении своих подданных, а они от боязни наказания в случае неповиновения становились покладистыми и исполнительными. Рабское повиновение восточного человека, выражающееся в слепой покорности, трусости и беспомощности перед правителем или его местным представителем — чиновником, является следствием того механизма господства деспота над обществом, сущность которого Н. Макиавелли раскрыл следующим образом: "Пользуясь расположением народа, тиран уничтожит Знать: сокрушив Знать, он постарается подчинить себе народ, который очутится таким образом в рабстве и не будет иметь никого, к кому мог бы обратиться за помощью". Восточный правитель с великим удовольствием пойдет, готов пойти завоевывать соседние страны, как это делалось, например, в былые времена. Современные деспотические власти Азии и Африки научились, не без помощи имиджмейкеров, тому, как нужно отслеживать процесс формирования политической оппозиции и в нужный момент провести операцию обезвреживания. Притом они для отстранения политического противника от возможного прихода к власти средств не выбирают, используя все возможные, порой безнравственные технологии, в том числе политический террор. Причиной тому служат мнимые ценности и превратная мораль. Как отметил Г. Гегель, "из великолепия жизни на Востоке... исключен элемент нравственности". Восток не воспринимает, что "главным моментом демократии является нравственный образ мыслей". Для восточного человека чужды такие нравственные качества, которые способствовали тому, чтобы вывести из духовного угнетения западного человека. Малопроизводительный, изнурительный ручной труд на Востоке не давал человеку оглянуться по сторонам, посмотреть на других. Долгие и монотонные операции выполнял с большим усердием и кропотливостью. Восточный человек верил в бесконечную цепь смертей и возрождений. Он размышлял о том, что должен, чтобы возродиться в будущем в ином, человеческом облике, заслужить его праведной жизнью. Такая теория породила понятие о цикличном движении всего живого: все это когда-то было и вновь когда-нибудь повторится. Диктатура для Востока — это залог дисциплины, осуществляемой "твердой рукой" "сильного правителя". Авторитаризм понимается здесь как уважение человека, сидящего на самом высоком посту в стране, "самого мудрейшего из мудрых". Правитель на Востоке есть "посланник самого Бога на счастье народа", которого народ должен чтить и благодарить Его Самого, о котором грешно не только говорить, но и в мысли не допустить, например, об его сменяемости или недостатках. Стабильность Восток принимает как сказочный Эдем, которую только самый мудрый правитель может реализовать в общественной практике и преподносится она как установление мира в обществе даже тогда, когда обществу никакие катаклизмы и сотрясения не грозят. Восток страшно боится радикализма, скачков и провалов, когда Запад идет и другим советует, как отметил К. Ясперс, "совершить свой путь, не боясь скачков и провалов, с решительностью и радикализмом'. Трудные шаги демократии на Востоке. Многие азиатские и африканские страны объявили о демократическом выборе развития под натиском цивилизованных обществ, международных правозащитных организаций или своего народа. Однако правители этих стран не спешат с внедрением демократических институтов во властные и государственные структуры, объясняя это опытом западных стран, которые "прошли через века для достижения нынешнего состояния". После управления страной в течение длительного времени, не решив положительно никакого вопроса социально-политического характера, правители авторитарного государства баллотируются на выборах и "побеждают", притом с большим отрывом от соперников. Этому потворствует сам народ, который не умеет "отделять зерна от плевел", смирится со всем, что ему ни навяжут. Восточный избиратель неоднократно "переизбирает" того же одиозного диктатора правителем, который репрессировал весь цвет нации, в том числе и отца его самого, которого не оплакивал, а когда умрет диктатор, его от чистого сердца оплакивает. Как отметил Н. Бердяев, "русский народ (читайте "народ Востока". — Авт.) всегда смиренно помогал образованию деспотического самодержавного государства". Восточному человеку никогда в голову не приходило и не приходит, что за счастье нужно бороться. У него нет представления, что такое права человека. Для того чтобы удовлетворить свои потребности или получить какие-то блага на жизнь, восточный человек ищет связи, дает взятки. Он не знает, что всего этого можно достичь через государственный механизм, поэтому его и не волнуют вопросы устройства государства. Так как государство не влияет на качество жизни людей, восточный человек "достигает" его другим путем — через договоренность и связи. В авторитарных государствах Азии и Африки политически несостоятельный избиратель с пренебрежением относится к закону, политическим партиям, парламенту. У него нет ясного представления о том, что существует связь между развитием общества и избранным парламентом. Поскольку он не имеет представления об организованной политической деятельности в рамках закона, он не способен к решительным действиям по защите интересов общества, не контролирует деятельность власти, не предъявляет правительству законное требование, не восстает против тирании и не задумывается о своей свободе и правах, даже об облегчении изнурительного труда путем введения каких-либо механизмов или других новшеств. Пробуждение Востока.Конечно, нельзя утверждать, что весь Восток — застывший, консервированный слиток, как льдина в вечной мерзлоте. На Востоке тоже наблюдается стремление к свету. Но оно проявляется только в некоторых обществах, например в Японии, которая после Второй мировой войны вынужденно приняла западную модель демократии, навязанную американцами. И через 30 лет мир засвидетельствовал "японское чудо". Проснулись еще несколько стран, входящих в так называемую группу "азиатских тигров", а также Китай после реформ Дэн Сяопина. Конечно, цивилизация шагает по планете. Десятки восточных государств интенсивно пожинают плоды достижений современной цивилизации. Тем не менее в отношении всего Востока рано еще утверждать, что он пробудился. Проблема пробуждения Востока была актуальной еще в начале XX в. Тогда писатели, ученые посвящали этой теме немало трудов, пытались призывать народы Востока к борьбе за независимость. В Казахстане эта тема поднималась интеллигенцией не раз. Первым такой клич к пробуждению своего народа бросил один из лидеров Алаш-Орды М. Дулатов в своем произведении "Оян, казак!" ("Проснись, казах!"). А. Байтурсынов назвал свое произведение "Маса" ("Комар"), пытаясь с помощью образа комара, не дающего покоя, пробудить свой народ от спячки. За ними последовали другие деятели культуры, открыто приветствующие и призывающие свой народ к процветанию. Подавляющее большинство восточных стран, в том числе весь исламский мир, так и не вышел из окутанного глубоким моральным астатизмом (греч. statos — "устойчивый") положения, из политико-правовой летаргии. Во многих странах правители, пуская в ход силовые, финансовые, административные и медийные ресурсы, стремятся пожизненно оставаться у руля государства или оставить на престоле прямого наследника. Правитель Востока хочет и, не жалея сил, будет стараться, чтобы власть сохранялась только в его руках (или в руках его родственников, возможно приближенных) на тысячелетия. Восточные общества тяжело больны. Болезнь является следствием духовной пустоты. Любая пустота вызывает соблазн заполнить ее. Моральную пустоту заполняют аморальные явления в виде беззакония, коррупции, продажности, лжи, всеобщей ненависти, нечистоплотности.
|