Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Общая характеристика декоративно-прикладного искусства модерна.




Модерн- художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Первый интернациональный стиль. Во Франции он также известен как – ар-нуво «новое искусство», в Германии — Югенд-штиль «молодой стиль», в Австрии — стиль Сицессион, в Италии — стиль Либерти, в Испании — модернизмо, США- Тиффани , в России- Русский модерн. Модерн возникает в условиях кризиса буржуазной культуры, как один из видов неоромантического протеста против неэстетичности буржуазного образа жизни. До этого в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей. Начиная с 1890 года, в культуре наблюдаются глобальные изменения, которые касаются всех областей человеческого самовыражения. Словосочетание ля ар-нуво впервые начало широко использоваться во Франции в середине 19 века. В декабре 1895 года Зигфрид Бинг открыл новый парижский магазин, названный «L`art Nouveau». Там продавались работы ведущих мастеров работавших в этом стиле : Эмиль Галле, Анри Ван де Вельде и Луи с Камфорт Тиффани и тд. Словосочетание ар-нуво переводилось как «новое искусство» и имело прямое отношение к стилю модерн. Однако Модерн и Ар–нуво совсем не одно и тоже. Ар–нуво означает декоративно–орнаментальный стиль и, как это ни странно, был заимствован из японского искусства. Заметное влияние на ар-нуво и, как это ни странно, был заимствован из японского искусства.

Основа стиля модерн – это символ и пластичность. Этому стилю свойственны
изысканность, утонченность, одухотворенность, изменчивость, т.к. источником «новой формы» стали природа и женщина. Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Главное условие этого стиля-стилизация. Линии - это самое главное, они пульсирующие, энергичные. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира, изображали фантастических существ, а также использовали необычные сочетание дорогих и экзотических материалов. Очень популярны в это время все водные растения, языки пламени, формы волны, раковины, драконов и павлинов, лебединых шей и томных женщин - всё что пластично. Символ модерна и, так сказать, фирменный знак - вышивка Германа Обриста "Удар бича" (фиалка). В творчестве художников всегда подчеркнутый замысел. Художник создаёт всё-архитектуру, интерьер, мебель и т.д. Построение производится изнутри наружу, т.д. внутреннее наполнение здания медленно перетекает на фасад.

Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике. От таких элементов убранства, как мебель, драпировки, декоративные лампы, часы и барометры, до общепринятого набора репродукций модных художников в «текучих» резных рамах – на всем лежала неизгладимая печать стиля модерн.

Стилю была присуща новизна и смелость в использовании разнообразных материалов и неожиданность их трактовки. Эксперименты со стеклом, теряющим прозрачность и хрупкость, приобретающим видимую тягучесть, вязкость, упругость, поиски выразительных сочетаний формы, линий и цвета в фарфоре и керамике, широкое введение кованой меди, смальты, майолики, эмали в отделку люстр и часов, мебели и каминов, посуды и женских украшений, изощренные силуэты дамских нарядов, словно повторяющих текучие контуры драпировок и их орнаментику, - все это придавало совершенно особый характер интерьерам модерна. Стремление к «культуре деталей» от монументальных витражей до тончайших изделий ювелирного искусства, придавало стилевую цельность жизненной среде эпохи модерна, которую нельзя спутать ни с какой другой.

Основным средством выражения в стиле модерн является орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композиционную структуру. Для модерна характерно взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм искусства. Орнамент, во всех видах искусства структурно организующий плоскость, и своеобразный ритм его гибких линий сложились в графике. Литография, ксилография, искусство книги достигли в этот период высокого подъёма.

Живопись и скульптура неразрывно связанны с символизмом. Картины и панно рассматривались как элементы интерьера, его пространственной и эмоциональной организации. Поэтому декоративность стала одним из главных качеств живописи. Характерно часто встречающееся в ней парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных ковровых фонов и вылепленных со скульптурной чёткостью и осязаемостью фигур и лиц первого плана (Г. Климт в Австрии, Ф. Кнопф в Бельгии, А. Врубель в России). Выразительность живописи достигалась сочетанием больших цветовых плоскостей (Творченская группа «Наби» во Франции, Л. С. Бакст в России, Э. Мунк в Норвегии), тонко нюансированной монохромией (Врубель, Бенуа). Поэтика символизма обусловила интерес к символике линии и цвета, к темам мировой скорби, смерти, эротики, к миру тайны, сна, легенды, сказки. Динамика и текучесть формы и силуэта характерны для скульптуры (бельгиец Ж. Минне, немец Г. Обрист) и для произведений декоративно-прикладного искусства, уподобляющихся феноменам природы с их органическими внутренними силами (керамические и железные изделия А. Гауди; металлические ограды метро Э. Гимара, стеклянные изделия Э. Галле, украшения и флаконы Р. Лалика во Франции; стеклянные сосуды Л. К. Тиффани в США, мебель Х. ван де Вельде); тяготение к конструктивности, чистоте линий, лаконизму форм проявилось в мебели Ч. Р. Макинтоша и И. Хофмана и др.

В 21 веке можно найти отголоски стиля в работах современных последователей. Свое представление о новом приверженцы модерна воплощают в произведениях с использованием новоизобретенных материалов и технологий в объектах простых форм с гладкими поверхностями, минимальным моделированием поверхностей и с обширным незаполненным пространством. Примеры такой переработки есть в Лондоне. Лайт-бар Филиппа Старка (1999г). В интерьере Лайт-бара лондонского отеля «Сент- Мартин» дизайнер использовал прямолинейный дизайн стиля Ар Нуво, предложенный макинтошем в 1890 году.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 285; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты