КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интерьер модерна (на примере объектов Орта. Бельгия)Модерн- художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в конце XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Первый интернациональный стиль. Во Франции он также известен как – ар-нуво «новое искусство», в Германии — Югенд-штиль «молодой стиль», в Австрии — стиль Сицессион (Отто Вагнер), в Италии — стиль Либерти, в Испании — модернизмо, США- Тиффани , в России- Русский модерн. Отличительными чертами является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, а также расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике. Архитектуру модерна отличает, в первую очередь, стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и внутреннему интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы художественно обрабатывались. Художник проектировал всё от архитектуры до столового сервиза. Построение происходит изнутри наружу. Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был Виктор Орта (1861—1947), представитель модерна в Бельгии. Брюссель в 1880—1890-х годах был центром художественной культуры, где пересекались пути основных новаторских течений в искусстве. Сам Орта подчеркивал важность его контактов с художниками в процессе разработки новой архитектурной стилистики. Каждый дом создан им как ансамбль. В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Прежде, никто не осмеливался обнажать конструкцию внутри жилого дома.Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле. С 1890 года Орта построил большой ряд домов в Брюсселе, в том числе легендарный особняк Тасселя(1893) на улице Турин. Этот дом считается первым на континенте построенным в стиле модерн. Дом по улице де Турин стоит в окружении рядовой жилой застройки Брюсселя. Так как он должен был соответствовать условиям, обязательным для других домов, то его размеры были такие же, как и у окружающих зданий. Архитектура фасада дома на улице де Турин так же оригинальна, как и дизайн интерьера. Эркер стандартная деталь каждого дома в Брюсселе сохранен, но Орта превратил его в криволинейную поверхность с глубокими остекленными проемами. Гладкая стена незаметно переходит в эту выступающую часть фасада. Основой стиля является асимметрия, и это прослеживается в фасадах Особняка Тессель(1893-1895). В типичном брюссельском доме весь первый этаж просматривался от входа. Орта же избежал подобного приема, расположив этаж в различных уровнях. Таким образом, гостиная расположена на пол-этажа выше, чем холл, который ведет в нее. Разница в уровне лишь один из способов, которые архитектор применил, чтобы придать гибкость планировке нижнего этажа. В массивный корпус дома были введены световые шахты, которые стали новыми необычными источниками освещения для столь узкого фасада. он точно соответствовал вкусам владельца, и в нем полностью отсутствовали какие-либо черты прежних исторических стилей.Дом очень прост и логичен. На главной лестнице имеются колонны и балки, которые привлекают внимание своей формой и декором. Гостиная еще более примечательна в этом отношении: несущая балка совершенно открыто проходит через комнату. Первое впечатление о дизайне интерьера посетитель получал глядя на чугунную колонну, как бы растущую из приподнятой лестничной площадки первого этажа. Капитель колонны имела форму вазы, с отходящими от нее чугунными листьями. Своей формой, она напоминала как простые растения, так и своеобразные абстрактные рисунки. Гармоничное восприятие интерьера подчеркивали подобные листьям капители линии, продолженные на гладкой поверхности стен и свода, в орнаменте лестничной решетки, а также на мозаике пола, в виде динамических криволинейных узоров. В интерьере использует витражи. Далее Орта возводит ряд не менее замечательных строений — собственный дом, а сегодня Музей Орта, Особняк Сольве, дом Ван Этвельде. Особняк Сольве (1900 гг.) в центре Брюсселя, на улица Луизы, дом 224. Особняк Сольве являет собой необыкновенную гармонию целого и деталей. Все здесь продумано одним зодчим - от несущей структуры до формы оконных шпингалетов. Новое слово в архитектуре сочетается с ароматом эпохи, а инженерные решения поставлены на службу красоте.
Орта предложил заказчику проект дома, который отражал прогрессивный взгляд на человека и среду его обитания. Исходя из тогдашних представлений о физиологии, архитектор мечтал добиться того, чтобы цвета и линии воздействовали на биологические ритмы человека, повышая его "энергетическую производительность". Архитектурные формы он увязывал с расходом биологической энергии, стремясь сократить количество бесполезных усилий человека и способствовать гармонии его повседневных жестов. Скажем, разрабатывая форму лестницы или дверных ручек, Орта учитывал анатомическую естественность движений, а объем помещений планировал исходя из того факта, что человек вдыхает примерно 10 000 литров воздуха в день. Архитектор отказался от обычного проветривания. Опираясь на общие принципы физики - теплый воздух поднимается, влага конденсируется на холодных карнизах, движение воздуха требует входного и выходного отверстий, - он создал новаторскую и естественную систему климатизации, вентиляции и отопления. Солнечные лучи проникают в особняк Сольве через стеклянный потолок, заливая лестницу, которая служит его центральным, организующим элементом. При помощи системы зеркал свет попадает в самые отдаленные уголки дома, а искусно расположенные лампы бросают повсюду живописные отблески. Стены украшены фресками, в которых использован эффектный прием "деграде": к потолку цвета постепенно гаснут, и изображение становится бледнее. Зная, что изготовленные по его проекту ковры износятся первыми, Орта повторил рисунок на паркете, чтобы их можно было затем восстановить по этому образцу. Особняк Ван Этвельде. В. Орта . Особняк Ван Этвельде начинает собой чётную сторону улицыПалмерстон. Сам особняк - это дом номер 4, построенный в 1895 году. Чуть позже появилась ещё одна часть - дом номер два. Особняк был построен Виктором Орта для барона Эдмона ван. Фасад здания симметричен. При ближайшем рассмотрении хорошо видны металлические элементы конструкции. Большие окна сложной формы, несущие свет вовнутрь здания, плавные линии. Нет прямых углов. Плавность перехода подчеркнута декором. Еще более изящный проект с более широким применением стекла. Вестибюль особняка ван Этвельде, словно диковинная оранжерея, перекрыт стеклянным куполом. Сегодня в здании расположена федерация газовой промышленности. Попасть внутрь практически невозможно.
Клиентами Орта были представители просвещенной и богатой буржуазии, так что он мог позволить себе дорогие материалы - мрамор и бронзу и значительное время посвящать таким "мелочам", как создание оригинальных моделей дверных ручек и задвижек, петель и ключей для каждого дома. Для каждого проекта Орта делал свои разработки. В интерьерах Виктора Орта камины имеют значительные размеры, хорошо вписаны в интерьер и приобретают оттенок начала машинной Эры. Вся мебель уютная, приятная и удобная. Этажерки не загромождают интерьер. Появляются новые предметы, такие как фоторамки, так как приходит расцвет фотографии. Также в домах появляется электричество и для смягчения света делают абажуры, появляется дизайн светильников и матовые лампочки.
|