КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А) Верность Божия в исполнении Им Своих обетований (9 гл)Прежде чем обличать иудеев в их неверии, ап. Павел свидетельствует о своей искренней любви к ним, своим братьям по плоти, - любви, доходящей до того, что он готов пожертвовать собственным спасением ради спасения Израиля: "Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти" (9,3). Свт. Иоанн Злат. говорит, что слова эти походят на загадку. Действительно, мог ли ап. Павел сказать, что его братья дороже ему, чем Христос? Выше, в главе 8,35-39, апостол клялся в том, что никакая сила в мире тварном не может отлучить его от Христа, а здесь что? Но соответственно величию желания велика и жертва. Подобную жертву готов был нести прор. Моисей, когда умолял Бога вычеркнуть его из книги жизни, если Он не помилует иудеев за их грехи (Исх. 32,31-32). Израилю даны великие обетования, и "от них Христос по плоти" (9,4-5), поэтому слава Израиля есть одновременно и прославление Бога; о ней-то и ревнует апостол, подражая в этом боговидцу Моисею. Но значит. часть иудеев не приняла Христа, и данные им обетования не послужили им на пользу. Нарушилось ли этим само обетование об избрании Израиля? Нет, не нарушилось. Обетования Божии сбылись на тех, к-рые приняли верой Христа; они-то и есть истинный Израиль, истинное семя Авраамово, им и дано обетование. "Ибо не все Израильтяне, к-рые от Израиля; и не все дети Авраама, к-рые от семени его… т.е. не плотские дети суть дети Божии; но дети обетования признаются за семя" (9,6-8). До пришествия в мир Христа не видно было, кто принадлежит к семени Авраама. Но с пришествием Христа принадлежность эта ярко обнаружилась: уверовшие в Него вступили в наследие обетования, а неуверовавшие изверглись из него. Следовательно, чада обетования - это те, к-рые рождаются действием Божиим, Духом Божиим, а не те, чье сыновство есть следствие каких-либо прав, заслуг или преимуществ Израиля. Рождение Исаака, сына обетования, произвела не утроба Саррина, но "слово обетования" (9,9). Так и христиане рождаются в купели крещения Духом Божиим, т. е. по обетованию. Пример избрания Иакова и отвержение Исава из наследников обетования еще разительнее показывает независимость обетования от плотского рождения, - оно совершается Богом, и даже прежде самого рождения (9,10-13). Но нельзя видеть у ап. Павла учение о безусловном предопределении, как это делают кальвинисты. Определение об избрании к оправданию, помилованию отдельного человека или целого народа совершается согласно с правдой Божией и Его благостию и совершается по предведению Божию. "Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею" (9,15), т. е., кто достоин помилования, того и милует; кто достоин щедрот, того ущедрит. Но т.к. Бог наперед знает путь жизни человека или народа, то и решение о них Он выносит наперед, прежде самих дел, хотя и в согласии с ними. Само же помилование зависит не от заслуг человека, но единственно от милующего Бога: "Итак, помилование зависит не от желающего, не от подвизающегося, но от Бога милующего… Кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает" (9,16-18). Эту мысль апостол иллюстрирует рядом примеров. Исаак намеревался благословить Исава, но Бог определил избрать (по предведению) Иакова. Сбылось определение Божие, а не человеческое. Бог предвидел действие Ревекки, к-рая хитростью превосходит благословение Исаака. Иаков был достойнее Исава, и Бог присудил благословение по справедливости ему, а не Исаву. Также и избрание Израиля, хотя и согласно с его достоинством, но не зависит от него, а есть дело Божией милости. Все виноваты перед Богом и достойны смерти, но Бог кого-то милует, а кого-то нет. Евреев, а не язычников Бог помиловал, избрав их Своим народом, хотя и они недостойны этого избрания. Дерзостно было бы требовать у Бога отчета о Его действиях, почему Он на одних народах являет Свой гнев и правосудие, а на других - милосердие. Промышление Божие превышает наше разумение, и ап. Павел спешит остановить неразумное любопытство: "А ты кто, человек, что споришь с Богом?" (9,20). Человек по отношению к Богу уподобляется апостолом глине, из к-рой горшечник делает различные сосуды (9,21). Как ни безответна глина в руках горшечника, но и здесь нет абсолют. предопределения, ибо не от произвола горшечника, а от качества сосуда зависит то, что один сосуд оказывается в почетном, а другой в низком употреблении. Этим примером апостол научает благоразумной покорности воле Божией и Его распоряжениям. Сами же распоряжения согласны как с Божией правдой и премудростью, так и с достоинством людей. Бог с "великим долготерпением щадил сосуды гнева" - непокорных иудеев и, наоборот, "явил богатство славы Своей над сосудами милосердия" (9,23), т. е. над обратившимися ко Христу иудеями и язычниками. Все эти выражения о предопределении можно выразить так: Бог милует, кого следует миловать, и ожесточает того, кто сам ожесточается. В таком же смысле приводит апостол и пророчества Осии о призвании ко спасению язычников (9,25-26): язычники, не будучи народом Божиим, не возлюбленные по обетованию, стали Божиим народом, возлюбленным после того, как по свободному произволению приняли благовестие Христа, а иудеи, отвергнув Его, "оязычились", утратили свое избрание. Из многочисл. Израиля спасется только "остаток", только уверовавшие во Христа: "Хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется" (9,21 по Ис. 10, 22). Таким образом, Израиль, искавший спасения от "закона праведности", т.е. на путях внешнего выполнения закона, не обрел спасения; язычники же, не искавшие, обрели его, уверовав во Христа. Христос стал камнем преткновения для одних (иудеев) и спасением для других (язычников). Его и нужно было принять верой, о чем пророчествовал Исаия: "полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна, но всякий, верующий в Него, не постыдиться" (9,33, по Ис. 8,14; 28,16).
|