КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В) Будущее обращение Израиля (11 гл)Из сказанного выше в 10-й гл иудеи могли заключить, что апостол допускает полное отвержение Израиля или что Бог "ошибся" в избрании его Своим народом. Желая утешить братьев, родственных ему по плоти, ап. Павел предлагает ряд утешительных мыслей о благости домостроительства Божия. Он говорит, что если и не все приняли обетование веры, то и не все отвергнуты и Бог не ошибся в избрании Израиля "Своим народом". "Не отверг народа Своего, к-рый Он наперед знал" (11,2). Предвидел Бог, что будут верные Его слову, дал им обетование и избрал их "народом Божиим". Для наглядного примера апостол указал на самого себя: если его, Павла, израильтянина, из колена Вениаминова, всем известного ранее как гонителя Церкви, Бог не отверг, но призвал к вере, то и из прочих потомков Авраама Бог спасет достойных того. Несмотря на видимое отвержение большинства, Бог спасет остаток верных. Как во времена прор. Илии не все "преклонили колена пред Ваалом" (11,4), "так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток" (11,5). "Избрание благодатью" совершается через благовестие и дар благодати, т.е. с учетом свободы воли человека и при содействии благодати. Благодать избирает тех, к-рые способны принять ее, они и есть избранники, "остаток" спасаемых. Израиль в целом, как народ, "чего искал не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились" (11,7). Этим последним Бог, по словам прор. Исаии, "дал дух усыпления" (11,8), т. е. попустил им быть в усыплении. Их и ожидает участь врагов, преследовавших Давида (11,9); точнее же это - участь иудеев, распявших Христа. Но отпадение Израиля не было случайным, но входило в план Божеств. промышления о спасении всего мира: "Неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность" (11,11). Чрез падение Израиля Евангелие стало доступно язычникам. Вера язычников должна была вызвать в Израиле желание и самому принять сокровище своего откровения. Евреи "преткнулись не затем, чтобы пасть, но чтобы чрез преткновение восстать и исправиться" (Экумений). Желая вызвать ревность к принятию веры, ап. Павел указывает на промыслит. действие Бога, К-рый даже оскудение и преткновение иудеев сделал "богатством миру", - тем более благ будет, если они обратятся (11,12). Апостол ищет великих плодов веры, к-рые он связывает с обращением Израиля: "Ибо если отвержение их -примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых"? (11,15). Если все иудеи захотят обратится ко Христу, то останется только открыться Царству Христову и воскресению мертвых. Апостол так ревнует об обращении Израиля еще и потому, что он есть "начаток", "корень", из к-рого произрастает спасение миру. Этот корень свят, несмотря на то, что нек-рые ветви и обломились. Израиль изображается как благородное масличное дерево, к к-рому Бог, взамен отломившихся ветвей, прививает побеги дикой маслины, т. е. уверовавших язычников (11,17-24). Это дает право апостолу приоткрыть завесу будущего, тайну судьбы Израиля и промыслит. значение его отпадения: "ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников" (11,25). "Отчасти" можно понимать двояко: или "не навсегда", или же "не все". И то и др. понимание истинно. О том, что "не все" ожесточились, ап. Павел сказал выше, приведя пример сохранения остатка верных при Илии и себя самого. А о том, что "не навсегда", апостол уточняет здесь: "до времени, пока войдет полное число язычников" (11,25), т. е. пока не обратятся к вере все, предузнанные Богом. Тогда придет великий прор. Илия и возвестит им учение веры (Мф.17,11). И тогда "весь Израиль" спасется, как написано: "придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова" (11,26). Как понимать выражение "весь Израиль?". Епископ Феофан (Говоров) говорит, что здесь надо понимать его в дух. смысле, т.е. это большинство верующих вообще, будут ли они из евреев или из язычников, т.к. только верующие есть в подлинном смысле Израиль (см. 9,6-9). Иудеи, т.к. противятся благовестию, стали "враги, ради нас" (11,28), т. е. язычников, чтобы они пришли к вере и спаслись. Но и иудеев не отвергает Бог совсем, а ждет их обращения, называет их "возлюбленными Божиими ради отцов", т.е. ради избрания их народом Божиим. Итак, "всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать" (11,32). Непостижимость Божеств. Промысла о спасении всего мира вызывает у апостола восторг и славословие: "О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его… Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь" (11,33,36).
|