КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая характеристика института международной защиты прав человека.Одним из общепризнанных принципов современного международного права является принцип всеобщего уважения прав и свобод человека (см. п. 10 главы 4). В соответствии с ним, все государства должны стремиться к реализации международных стандартов, связанных с правовым статусом личности. В наши дни обеспечение фундаментальных прав и свобод личности является глобальной проблемой, вышедшей за рамки внутригосударственных масштабов. В утвержденной 8 сентября 2000 года Генеральной Ассамблеей ООН Декларации тысячелетия главы государств признали, что "...помимо индивидуальной ответственности перед нашими собственными обществами мы несем также коллективную ответственность за утверждение принципов человеческого достоинства, справедливости и равенства на глобальном уровне". В практике и доктрине международного права достаточно долго доминировал подход, согласно которому вопросы правового статуса личности являются внутренним делом государства, относятся к его исключительной компетенции. Ситуация стала меняться только в связи с принятием Устава ООН, в котором впервые проблема прав человека была увязана с поддержанием международного мира и безопасности. В настоящее время преобладающей является концепция, в соответствии с которой государство обладает полномочиями регулировать отношения в сфере прав и свобод граждан лишь в той мере, в какой это не представляет угрозы для международной безопасности. Если ситуация с правами человека в каком-либо государстве начинает угрожать (в том числе на региональном уровне) миру и безопасности, она автоматически становится объектом международно-правового регулирования. В Парижской хартии для новой Европы 1990 года сказано, что защита и содействие правам человека и основным свободам является первейшей обязанностью правительства. В современной доктрине международного права господствует точка зрения, согласно которой состояние прав человека (характер и степень реализации правового статуса личности) является главным критерием социального прогресса. В данном контексте основной целью государства является не наращивание военной или политической мощи, а обеспечение и защита основных прав и свобод граждан. Не случайно термин “человеческое измерение” прочно вошел в международно-правовой лексикон. Человеческое измерение предполагает принципиально новую систему оценки общественных процессов, в которой отправной точкой является защищенность личности. Парижская хартия для новой Европы называет соблюдение и осуществление прав человека основой свободы, мира и справедливости. О масштабах существующих сегодня в области прав человека проблем можно судить по тем приоритетам и целям, которые сформулированы в Декларации тысячелетия. В ней подчеркнута необходимостьконецформыначалоформы приложить все усилия к тому, чтобы "...избавить наших соплеменников, мужчин, женщин и детей, от унижающей человеческое достоинство крайней нищеты, в условиях которой в настоящее время вынуждены жить более миллиарда из них". Участники Саммита тысячелетия подтвердили приверженность тому, чтобы превратить право на развитие в реальность для всех и избавить человечество от нужды. В этой связи было объявлено о намерении создать, как на национальном, так и на глобальном уровне, условия, благоприятствующие развитию и ликвидации нищеты. В качестве первоочередных задач были сформулированы следующие: -сократить вдвое к 2015 году долю населения земного шара, имеющего доход менее одного доллара в день, и долю населения, страдающего от голода, а также сократить вдвое к тому же сроку долю населения земного шара, не имеющего доступа к безопасной питьевой воде, в том числе из-за нехватки средств; -обеспечить, чтобы к тому же сроку у детей во всем мире, как у мальчиков, так и у девочек, была возможность получать в полном объеме начальное школьное образование и чтобы девочки и мальчики имели равный доступ ко всем уровням образования; -к тому же сроку добиться снижения материнской смертности на три четверти и смертности среди детей в возрасте до 5 лет на две трети по сравнению с их нынешними уровнями; -к указанному сроку остановить распространение ВИЧ/СПИДа, малярии и других основных болезней, от которых страдает человечество, и положить начало тенденции к сокращению их масштабов; -предоставлять особую помощь детям, лишившимся родителей из-за ВИЧ/СПИДа; -к 2020 году обеспечить существенное улучшение жизни как минимум 100 миллионов обитателей трущоб, как это предусмотрено инициативой "Города без трущоб"; -способствовать равенству мужчин и женщин и расширению прав и возможностей женщин как эффективным средствам борьбы с нищетой, голодом и болезнями и стимулирования развития, носящего подлинно устойчивый характер; -разработать и осуществить стратегии, дающие молодым людям во всем мире реальный шанс находить достойную и продуктивную работу; -поощрять фармацевтическую промышленность к обеспечению более широкого распространения основных лекарств и их большей доступности для всех, кто в них нуждается в развивающихся странах и т.д. К сказанному следует добавить и то, что период с 1997 по 2006 годы объявлен ООН Международным десятилетием по борьбе за ликвидацию нищеты. Говоря о международной защите прав человека, можно назвать, как минимум, два направления соответствующей деятельности государств и международных организаций. С одной стороны, международное право стремится к выработке возможно более универсальной модели прав и свобод личности, отражающей современные представления о естественном происхождении таких прав и соответствующей всем существующим в мире правовым системам. Это направление включает в себя создание норм, закрепляющих основные права и свободы, ответственность за их нарушение, а также обязывающих государства трансформировать эти нормы в свое национальное законодательство. Разумеется, международная модель (стандарты) прав человека постоянно эволюционирует, пополняясь новыми правами и свободами. Второе направление в международной защите прав человека связано с попытками создать международные механизмы, призванные обеспечить реализацию указанных стандартов, в том числе посредством международной ответственности и международного принуждения. Как показывает практика, международное сотрудничество в области защиты прав человека достаточно далеко продвинулось в первом направлении, чего нельзя сказать о втором. Обеспечение правового статуса личности в течение тысячелетий входило в сферу внутренней компетенции государств, поэтому процесс распространения на эту область власти международного права воспринимается большинством государств крайне болезненно. Можно назвать сразу несколько серьезных проблем, существующих в рассматриваемой отрасли международного права. Эти проблемы лежат не только в правовой, но и в политической, идеологической, экономической и других плоскостях. Во-первых, создание универсальной модели прав и свобод человека требует учета многообразия исторических, культурных, религиозных и национальных особенностей отдельных государств и народов. Такой специфической трудности в других отраслях международного права нет. Например, согласование правил (стандартов) морского судоходства, самолетостроения, ведения войны или объема дипломатических привилегий дается государством сравнительно легко, что обусловлено не только очевидной заинтересованностью в сотрудничестве в соответствующих областях, но и необходимостью подчиняться объективным законам науки и техники. Другое дело - права человека, объем и содержание которых всегда связаны с уходящим в далекое прошлое укладом социально-политической жизни того или иного народа. Возможность практической реализации отдельных прав может иметь в различных обществах совершенно разную ценность. Например, равноправие мужчины и женщины по-разному понимается и воспринимается в христианских и мусульманских государствах, что отнюдь не всегда свидетельствует о прогрессивности одних и отсталости других. Для одних государств свобода совести имеет первостепенное значение, для других эта проблема в практическом плане даже не встает. Политические права и свободы не могут иметь одну и ту же природу в демократических республиках и в абсолютных монархиях. Наконец, фундаментальные различия возможны в подходах к решению вопроса о соотношении личных, государственных и общественных интересов и об их иерархии. Кроме того, огромное значение для выработки общепризнанных стандартов в области прав человека имеет уровень экономического развития государства, его готовность в прямом смысле оплачивать провозглашенный статус личности. Это касается не только социально-экономических прав (на труд, на социальное обеспечение, на высокий уровень жизни и т.п.), но и целого ряда политических и даже личных прав. Например, обеспечение права на судебную защиту и юридическую помощь требует от государства введения дорогостоящих уголовно-процессуальных институтов, права на свободу выражения мнения - разветвленной системы СМИ и т.д. Такие права, как право на благоприятную окружающую среду, на пользование родным языком и ряд других могут быть практически реализованы только в рамках мощной внутренней политики государства и при условии больших затрат. В силу этого даже признаваемые всеми государствами стандарты правового статуса личности имеют различный уровень практического воплощения. Во-вторых, защита прав человека является наиболее идеологизированной отраслью современного международного права. Государства очень часто используют лозунг борьбы за права личности для достижения своих геополитических целей, в частности - для вмешательства во внутренние дела суверенной страны, введения экономических санкций, обоснования военного присутствия в регионе и т.д. Наиболее рельефно эта тенденция выражена в появлении и осуществлении концепции "гуманитарной интервенции", оправдывающей применение военной силы для защиты населения от последствий различных социальных катаклизмов. Практика показывает, что политическое и военное давление под предлогом защиты прав человека осуществляется некоторыми государствами весьма избирательно. По "странному" стечению обстоятельств, экспорт демократических ценностей в то или иное государство всегда оказывается экономически выгоден стране-экспортеру, которое может закрывать глаза на грубые и массовые нарушения прав человека в других регионах или даже в отношении своих граждан. Такая политика двойных стандартов обесценивает международную защиту прав и свобод человека, превращает последние в средство политической борьбы. Между тем, фундаментальные права личности должны быть (и формально являются) главной ценностью, целью международного сотрудничества. Подход к соответствующему блоку международно-правовых норм с идеологических позиций делает эту цель заведомо недостижимой, потому что международное право опирается на согласие государств с разным общественным строем, а не на противоречия между ними. Деидеологизация международной защиты прав человека - одна из главных задач, без решения которой международное сотрудничество в данной области невозможно. В-третьих, проблемой рассматриваемой отрасли международного права является создание эффективного механизма практической реализации общепризнанных стандартов. Эта проблема коренится в одной принципиальной особенности международного права прав человека: его нормы адресованы государствам, а направлены, в конечном счете, на обеспечение статуса субъектов национальных правовых систем. Это означает, что само по себе сотрудничество государств в области прав личности мало что этой личности дает: государства должны еще соответствующим образом адаптировать свое внутреннее законодательство, которое непосредственно регулирует правовое положение физических лиц. Иными словами, международное право, провозглашая права и свободы индивидов, лишено возможности непосредственно влиять на их статус. Это влияние носит опосредованный (через национальное право) характер, и как раз на стадии трансформации международно-правовых норм во внутригосударственные объем и правовое содержание первых могут меняться до неузнаваемости. И в таких случаях что-либо предпринять мировому сообществу затруднительно, так как национальное право целиком и полностью находится под контролем самих государств. Но даже если международные стандарты прав человека относительно успешно отражены в национальном законодательстве, проблематичным является контроль за его точным и неуклонным соблюдением. Огромная пропасть между юридическим и фактическим статусом личности - самое обычное явление, причем не только в тоталитарных государствах. Эффективное выполнение взятых на себя обязательств предполагает соответствующий политический режим, который тоже нельзя изменить в одночасье, путем подписания международного договора. Вообще, принцип всеобщего уважения прав и свобод человека относится к так называемым "позитивно обязывающим" принципам, так как требует от государств не воздерживаться от каких-либо действий (как, например, принципы невмешательства во внутренние дела, неприкосновенности границ и др.), а последовательно предпринимать определенные меры, что всегда труднее. Как показывает практика, реализация всех позитивно обязывающих принципов и норм сталкивается с подобными трудностями. В юридической литературе справедливо отмечается, что международная защита прав человека только формируется в качестве самостоятельной отрасли международного права1. Сегодня в ней политических и идеологических аспектов ничуть не меньше, чем собственно правовых. Поэтому современные международные стандарты в области прав человека - это скорее рекомендуемый идеал, чем строгие юридические обязательства. Нет ни одной страны в мире, где все провозглашенные международным правом права и свободы личности были бы реализованы в полной мере. Государства должны лишь в пределах имеющихся у них возможностей стремиться к максимально полному признанию и уважению таких прав и свобод.
|