КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие монастырских больниц.С развитием христианства на Руси стала развиваться монастырская медицина, а вместе с ней и монастырские больницы. Первые больницы при монастырях были устроены в Киеве и Переславле. В Никоновской летописи записано, что в 1091 г. митрополит Ефрем поставил в Переяславле "строение банное", устроил больницы и приставил к ним врачёв, которые подавали "всем приходящим безмездное врачевание". Позднее больницы были устроены в Новгороде, Смоленске, Львове и других городах земли Русской. Широкой известностью и всенародной славой пользовалась древнейшая на Руси монастырская больница при Киево-Печерской лавре — первом русском монастыре. Основан он был в первой половине XI в. в окрестностях Киева и свое название получил от пещер (древнрусск. - печеры), в которых первоначально селились монахи. Со всей Руси в Киево-Печерскую лавру ходили раненые и больные заразными, нервными, психическими и другими заболеваниями, и многие находили там исцеление. Для тяжелобольных при монастыре были специальные помещения, где постоянно дежурили монахи, ухаживавшие за больными. Монахи считали врачевание больных делом их подвижнического долга и усердно направляли свои заботы на призрение заболевших под сенью монастырской обители. "Киево-Печерский патерик" сообщает о нескольких монахах-подвижниках, прославившихся своим врачебным искусством. Первым среди них упоминается "пречудный лечец Антоний" (XI в.), практиковавший раньше в Афонском монастыре и в других греческих колониях, где и усвоил начатки врачебного знания. Он лично ухаживал за больными, которых лечил, сам подавал им исцелявшее их "зелье". Вторым хроника отмечает "преподобного Алимпия" (XI в.). Он излечивал мазью прокаженных, которых не могли вылечить "волхвы и неверные люди". Третьим и особенно славным врачевателем Киево-Печерской лавры назван "преподобный Агапит" (умер в 1095 г.) — ближайший ученик Антония. Он бесплатно лечил и обитателей монастыря и мирян, сам ухаживал за ними и пользовался большой популярностью в народе. Однажды он исцелил внука Ярослава Мудрого — черниговского князя Владимира Всеволодовича который впоследствии стал киевским князем (1113-1125) и известен как Владимир Мономах. Потеряв надежду на исцеление, князь Владимир попросил преподобного Агапита прийти к нему. Однако Агапит, не выходивший за пределы монастыря и лечивший только на территории обители, наотрез отказался посетить князя и послал ему своего "зелья", от которого Владимир быстро поправился. По выздоровлении князь пожелал щедро вознаградить своего исцелителя и передал ему богатые дары, но Агапит попросил передать дорогие княжеские подарки неимущим людям. "И услышали о нем в городе, что в монастыре есть некто лечец, и многие больные приходили к нему и выздоравливали Таким образом, "Киево-Печерский патерик" содержит первые конкретные сведения доврачебной этике на Руси в XI-XII вв.: лечец должен был быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования; ради больного выполнять самые черные работы; быть терпимым и сердечным по отношению к нему; делать все, что в его силах для излечения больного и не заботиться о личном обогащении и профессиональном тщеславии. В этот период русской истории лечцы-монахи пользовались большим уважением. Многие из них впоследствии были канонизированы православной церковью.
Вопрос
|