КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Народная медицина в Московском государстве.
В России народная медицина занимала ведущее положение вплоть до середины XVII столетия, когда в стране стали развиваться государственные формы подготовки лекарей. Опыт русской народной медицины отражен в многочисленных травниках и лечебниках, а также исторических и историко-бытовых повестях того времени. Среди них — записанная в XV в. "Повесть о Петре и Февронии Муромских", в которой рассказывается о чудесном исцелении Муромского князя Петра. Значительное место в лечебниках этого периода отводилось хирургии (резанию). Среди резалников были костоправы, кровопуски, зубоволоки. На Руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мандрагоры, мака или вина. Инструменты (пилки, ножницы, долота, топоры, щупы) проводили через огонь. Раны обрабатывали березовой водой, вином и золой, а зашивали волокнами льна, конопли или тонкими нитями из кишок животных. Для извлечения металлических осколков стрел применяли магнитный железняк. Создавались оригинальные конструкции протезов для нижних конечностей. Развитие торговли с соседними странами постоянно расширяло познания русских людей об иноземных лекарственных средствах. На Руси многократно переписывалась переведенная в XIII в. с греческого "Христианская топография" Косьмы Индикоплова, византийского купца, который в VI в. посетил Индию, о.Цейлон и Эфиопию, описал их природу, обычаи, а также лекарственный товарообмен с "лежащими к Западу от них странами" . Индийские лекарственные средства были издавна известны на Руси. О них сообщается в древнерусских травниках, повести "Александрия" (о походе Александра Македонского в Индию), в путевых заметках тверского купца Афанасия Никитина "Хожение за три моря" (1466-1472), которые в силу их большой исторической значимости были включены в русскую летопись, а также в "Вертограде", впервые переведенном на древнерусский язык с немецкого в 1534 г. Николаем Булевым. Вопрос 5. М.В.Ломоносов – выдающийся представитель естественнонаучного материализма XVIII века. Материалистические философские воззрения М. В. Ломоносова были тесно связаны с его исследованиями и открытиями в области физики и химии. Философские, естественнонаучные и общественно-политические демократические взгляды Ломоносова оказали большое влияние на развитие естествознания и медицины в России. Закон сохранения вещества, количественный анализ, разъяснение процессов горения являлись основой для будущих исследований физиологов и биохимиков. М. В. Ломоносов подчеркивал значение химии для медицины. «Медик без довольного познания химии совершен быть не может ». Ученик Ломоносова Ловиц применил это указание в своих исследованиях. М. В. Ломоносов также подчеркивал необходимость изучения анатомии. Ломоносов редактировал сделанный его учеником, одним из первых отечественных анатомов А. П. Протасовым перевод анатомических терминов для атласа. Особенно важно для истории медицины написанное М. В. Ломоносовым в 1761 г. обращение к крупному государственному деятелю этого времени И. И. Шувалову «О размножении и сохранении российского народа», в котором он обратил внимание на ряд вопросов, связанных с состоянием медицины в России в его время. В этом письме М. В. Ломоносов показал патриотизм и глубокое понимание вопросов охраны народного здоровья и народонаселения. Он отметил низкую рождаемость в России, плохую помощь при родах, высокую смертность детей при родах и в раннем детском возрасте, высокую заболеваемость и смертность детей и взрослых, недостаток медицинской помощи как гражданскому населению России, так и в армии. Ломоносов не только указал на недостатки, но и поставил задачи улучшения медицинской помощи населению, увеличения числа врачей, лечебных учреждений, аптек, составления и издания доступных для широких кругов книг об оказании помощи при родах, о лечении детей. Он призывал улучшить уход за детьми, бороться с антигигиеническими обычаями в быту, в частности связанными с церковными обрядами, намечал мероприятия по борьбе с детской смертностью.
|