КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Направление гносеологии, в котором мышление рассматривается как источникдостоверного знания – это: квиетизм; эмпиризм; рационализм; интенциональность; историзм 138. Понимание мира как меняющегося потока ощущений, восприятий характерно для философии: рационализма; жизни; эмпиризма; скептицизма; позитивизма. 139. Направление гносеологии, в котором воля, интуиция, рассматривается как источник достоверного знания – это: квиетизм; эмпиризм; рационализм; интенциональность; интуитивизм. 140. Находящееся за пределами разума, это: иррациональное; информационное; историческое; действительное; ироничное. 141. Формами чувственного отражения являются: понятие, умозаключение; ощущение, восприятие, представление; образ, переживание, память; воля, интуиция, понятие; суждения, образ, переживание. 142. Формами рационального познания являются: понятие, суждение, умозаключение; ощущение, восприятие, представление; образ, переживание, память; воля, интуиция, понятие; суждения, образ, переживание. 143. Наблюдение является общенаучным методом : на теоретическом уровне познания; на эмпирическом уровне познания; используется на эмпирическом и теоретическом уровнях; на обыденном уровне познания; на уровне здравого смысла. 144. Умозаключение как форма рационального познания содержит в себе: суждения в определенной связи; представления, основанные на памяти; воображение, обобщение и фантазию; связь ощущений и восприятий; интуитивный образ. 145. Наука как социальный институт возникает в Европе: вантичности; в Новое время (17-18вв); в 19 веке; в эпоху модернизма; в средневековье. 146. Предпосылками возникновения науки являются: наука средневековья; протестантизм и рациональность; алхимия и философия; политические революции; развитие человека. 147. Неклассическая наука основана на идеях и открытиях : Ньютона; Дарвина; Энштейна; Пригожина; Гегеля. 148. Развитие науки, по Куну, означает: эволюцию; смену парадигм; неизменность постулатов; изменение философских теорий; развитие идеологии. 149. Общие понятия, отражающие закономерные связи и отношения действительности называются: Умозаключение; Категории; Обобщение; Синтез; Суждения. 150. Метод исследования объектов от частного к общему – это: дедукция; моделирование; прагматизм; индукция; монизм. 151. Необходимое, существенное отношение между явлениями, определяемое научным познанием – это: зависимость; взаимоотношение; взаимодействие; отношение; закон. 152. Соединение различных элементов в единое целое в познании называется: парадигма; анализ; семиотика; синтез; силлогизм.
153. Благодаря развитию науки и техники в Европе с 17-18вв. формируется: традиционное общество; техногенная цивилизация; постиндустриальное общество; доиндустриальное общество; информационное общество. 154. Технократический подход к обществу и истории абсолютизирует роль: человека; техники; религии; традиции; искусства. 155. Выход из кризиса технологически-потребительской цивилизации связан с: развитием науки и техники; изменением системы ценностей человечества; развитием общества потребления; глобальной катастрофой; сохранением разрыва в развитии между Севером и Югом.
8. ГЛОССАРИЙ:
Агностицизм – (от греч. – недоступный познанию), философское учение, считающее невозможным истинное познание действительности. Антропология – учение о человеке. Антроподицея – проблемы в богословии, связанные с оправданием бога как неответственного за существование зла в мире. Аскетизм – эллинистическое учение об ограничении или подавлении чувственных желаний для обретения свободы духа. Характерен для религиозных течений. Априори– (от лат. – из предшествующего), знание, предшествующее опыту и независимое от него. Апории - трудноразрешимая проблема или парадоксальная задача, суждение. Апостериори– (от лат. – из последующего), знание, получаемое из опыта. Анимизм – (от латинского - душа) – представление об одухотворенности окружающего мира в архаическом сознании. Антропосоциогенез– проблема происхождения человека и общества. Антропоморфизм– представление о наличии у явлений окружающего мира свойств человека. Антроцентризм– воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Бессознательное– совокупность психологических процессов и состояний, не представленных в сознании субъекта. Волюнтаризм– (от лат. – воля), принцип, рассматривающий волю в качестве высшего основания бытия. Гедонизм– (от греч. – наслаждение) – этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо человека. В Древней Греции – это школа эпикуреизма. Гносеология– теория познания. Диалектика– учение о развитии. Метод, учение о всеобщих закономерных взаимосвязях, развитии через противоречие. «Досократики»- термин, обозначающий древнегреческие школы, существовавшие до Сократа и не затронутые влиянием сократической традиции.
Дуализм– (от лат. – двойственный) – философское учение, признающее равноправными два противоположные начала – дух и материю и т.п. Идеология– (от греч. – слово, учение) – система взглядов, идей об отношении людей к действительности и программе действий по закреплению или изменению общественных отношений. По Маннегейму, иллюзорная, ложная форма отражения действительности. Иррационализм– (от лат. – неразумный), философское течение, отрицающее главенствующую роль разума в познании и утверждающее алогичный – неразумный характер бытия. Идеализм –(от греч. – идея), философское учение, утверждающее первичность духовного, психического начала и вторичность материального. Императив – (от лат. – повелительный), закон. У Канта – нравственное предписание. Категорический императив – безусловный принцип поведения. Категории – (от греч. – высказывание) – предельно общие философские понятия, отражающие существенные связи действительности. Киники – (от лат. – циники), сократическая школа, требующая жить по собственным законам, эпатировать общественное мнение и отрицать общественную мораль. Материализм – (от лат. – вещественный) – философское учение, решающее основной вопрос философии в пользу материального, физического в противоположность идеальному. Метафизика – (от греч. – после физики) – философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречие, создающий одностороннюю, статическую картину мира. Мифология – архаическое понимание действительности посредством образа, существовавшее на ранних этапах развития общества. Модернизм – (от новейший, современный) – направление в культуре конца XIX – начала XX в., утверждающее свободу мыслителя и символическое отражение действительности. Монадология – учение Лейбница о монадах, - бестелесных, простых субстанциях. Монизм – (от греч. – один), способ рассмотрения мира в свете одного начала. Противоположен дуализму, признающему два независимых начала и плюрализму – признающему множественность начал. Неоплатонизм – поздний этап развития платонизма, согласно которому во главе бытия стоит единое, из которого следуют ум и душа. Номинализм – (от лат. – имя) – философское учение, отрицающее существование универсалий (общих понятий) и утверждающее, что действительно существуют лишь единичные вещи, а не понятия. Ноосфера – (от греч. – разум) – сфера разума. По Вернадскому, ноосфера – новая стадия биосферы, которой управляет коллективный разум человека. Онтология– (от греч. – сущее и учение) – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия Основной вопрос философии– проблема соотношения бытия и мышления. Пантеизм– (от греч. – всё и бог) – философское учение, отождествляющее бога и мир. Патристика– (от лат. – отец) – ранний этап развития средневековой философии (III – VII в.) – учения западных и восточных отцов церкви. Персонализм– (от лат. – личность), направление в современной западной философии, признающее личность первичной духовной реальностью, а весь мир проявлением верховной личности – Бога. Плюрализм– (от лат. – множественный), философская позиция, согласно которой существует множество независимых начал. Постмодернизм– направление в культуре второй половины XX в., утверждающее субъективизм, плюрализм, идею бытия как становления. Позитивизм– (от лат. – положительно) – философское направление, основанное на идее позитивного знания. С позиции позитивизма философия как самостоятельная наука не имеет права на существование. Провиденциализм- (от лат. – провидение) – религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществление заранее предусмотренного божественного плана спасения человека. Протестантизм– направление христианства, возникшее в эпоху Реформации в XVI в. и направленное на реформацию католицизма. Рационализм – (от лат. – разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Реализм -(от лат. – вещественный), философское направление, считающее, что идеи существуют реально и независимо от сознания. Сенсуализм– (от лат. – восприятие, ощущение) – направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания. Скептицизм– (от греч. – исследующий) древнегреческое направление IV в. до н.э., не допускающее возможности достоверного знания и рационального обоснования норм поведения.
Стоицизм– древнегреческая школа III в. до н.э., считающая идеалом мудреца, достигшего добродетели и беспристрастие (апатии), не зависящего от внешних обществ. Структурализм – философское направление XX в., выявляющее структуры как совокупность отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях. Субстанция– (от лат – сущность), причина самой себя; реальность, рассматривающаяся со стороны ее внутреннего единства. Схоластика– (от греч. – школьный), тип религиозной философии, рационально обосновывающий христианские догматы и пришедший на смену патристики в средневековой философии. Сциентизм- (от лат. – знание, наука), мировоззренческая позиция, считающая научное знание наивысшей культурной ценностью и достаточным условием ориентации человека в мире. Теоцентризм– религиозно-философский принцип, рассматривающий бога как центр мироздания. Теодицея– (от греч. – бог и справедливость), религиозно-философская доктрина, оправдывающая Бога как неответственного за мировое зло. Томизм– (от лат. – Фома), направление в схоластике и теологии католицизма, созданное Фомой Аквинским. Тотемизм– религиозно – мифологическое воззрение о наличии общего предка (тотема) у человека и природы. Трансцендентное– внешнее, выходящее за пределы эмпирического мира, противоположное имманентному – внутренне присущему. Трансценденталии– (от лат. – выходящие за пределы) – понятия схоластики, обозначающие наиболее универсальные, высшие определения бытия. Фетишизм– (от франц. – идол, талисман), религиозное поклонение предметам-фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Фрейдизм– общее обозначение школ, применяющих учение З. Фрейда об индивидуальном бессознательном для объяснения явлений культуры, творчества, общества в целом. Эвдемонизм– (от греч. – счастье, блаженство) – античный принцип обоснования морали, согласно которому счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни. Экзистенциализм – (от позднелат. – существование) – философия существования, толкующая бытие, как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенцию.
Эллинизм– греко-римская философия с IV в. до н.э. по V в. н.э., эволюционирующая от философии индивидуализма к римскому универсализму. Эмпиризм– (от греч. - опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знание означает описание опыта и сведение к нему. Эпистемология– (от греч. – знание и слово; учение) – термин, обозначающий теорию познания. Эпикуреизм– направление в древнегреческой и древнеримской философии, названное по имени ее основателя – Эпикура, утверждающее, что счастье человека связано с наслаждением, понимаемым как отсутствие страдания.
|