КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы работы с видеоЦелью обучения работы с видео является получение учениками навыков анализа кино, навыков противостояния массовой культуре, а также навыков соавторского воспроизведения понравившихся моментов в собственных анимациях. Типология видеопродукции исходит из противопоставления: экранизация – произведение – сериация. (подробнее в монографиях: Николин В. В. «Принцип машинности в воспроизводстве культуры» и «Граница кинореальности»). Технически программа пока подразумевает диалог с пользователем, так как реализация распознавания объектов на сцене экрана представляется труднореализуемой. Ключевой момент – понимание работы кино с субъектом, его наблюдающим, это предполагается через понимание границы кинореальности. В этом аспекте программа включает мощный демонстративный блок, показывающий типы кинореальности. Напомним основные границы кино. Во-первых, нижние границы кино: театр и фотография. Верхняя граница кино показана на примере анализа фильма «Беги, Лола! Беги». Здесь на экране появляется виртуальная игровая реальность, которая отличается от кинореальности прежде всего тем, что она может выбираться и меняться. Второй тип границы кино – внутри самого кино. Это известная граница между немым и говорящим кино, а также характерная граница кино и телевидения. Отличие состоит в темпе и насыщенности эпизодов каждого кадра. Телевизионная программа должна быть постоянно нацелена на активизацию внимания слушателя, иначе она потеряет слушателя. Третий тип границы кино – это граница внутреннего и внешнего мира зрителя. Во внутреннем мире, если туда вторгается кинокамера, зритель отторгает ее, понимая наглядно, что это чужой и неправильный взгляд, но во внешнем мире зритель склонен верить тому, что ему показывают с экрана. Интересна граница, касающаяся достоверности кинореальности. Так, мультфильм исходно воспринимается как изображение того, чего нет, и шутливое отношение снимает напряжение реальности. Если же кадры мультфильма приближаются по достоверности к реальному изображению, то это усиливает напряжение и отталкивает. С другой стороны, кинореальность исходит из того, что она правдиво отражает то, что может увидеть глаз, и если она отходит от этого, то условность требуется хотя бы того, чтобы показанное не противоречило возможному. То есть в кино есть отношение к кадру как документу, и там напрягает отход от достоверности, и есть отношение к кадру как игре, и там напрягает приближение к достоверности. Наконец, существует граница кинореальности по типу взгляда экрана. Типы взгляда: взгляд глаза, лупы, микроскопа, репортажа, монтажа (разного типа), полета-обзора, взгляд модели. Особняком стоит в этом ряду кинофантастика. Методика обучения смотрению кино и принципам анимации начинается с паузы. Учитель показывает фильм и делает паузу. Просмотренный эпизод дети должны назвать, у них получается «конспект фильма», и они потом могут его попытаться восстановить, тогда и выявляется, что разные зрители увидели разное. Это закрепляется в комиксах, для которых есть заготовки, комиксы являются способом рефлексии над своим планом фильма. Более сложные приемы работы с фильмом подразумевают составление схем, динамических диаграмм, анализ эффектов ускорения и замедления времени зрителя, анализ стратегий монтажа и типов сближения зрителя с один из героев, разбор персонажей по их атрибутам. Разбор символизма предметов и кадров на примере анализа фильма Люка Бессона «Пятый элемент». Выявляется, что фильм разбит на 40 трехминутных эпизодов, в каждом из которых появляется символический или действительный пятый элемент, в каждом эпизоде есть четыре персонажа, по четырем темпераментам, которые тут же, при первом появлении ситуации, показывают гнезда для всех реакций человека на эту ситуацию, какие только могут быть у зрителей. Подробнее в названных монографиях. Оказывается, что фильм буквально является экранизацией философии стоиков, а каждый его символ или фрагмент пропитан символикой этого учения. Иной тип работы с фильмом при анализе сериала и экранизации. В случае экранизации необходимо сопоставление с книгой, особенно это актуально для классических произведений из школьной программы, например, существует пять экранизаций «Анны Каренины». Для экранизации актуальны те же приемы анализа, которые применяются к литературному тексту. К сожалению, дети все чаще смотрят фильмы, чем читают книги, и порою побудить их читать получается именно через фильм. Анализ сериалов проводится с целью выявления эффектов воздействия, тут ключевым моментом является фиксация эмоционального ядра сериала, который определяет круг постоянных зрителей. Выявив ядро, можно реконструировать тип человека, который смотрит этот сериал, в этом плане то, какой сериал нравится или, более того, смотрится человеком, может прекрасно характеризовать его как личность.
|