Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Элементы модели русского типа когнитивного капитала




Рассмотрим специфику некоторых психический особенностей русского КК на примере восприятия, памяти фантазии. Эта специфика отражается во всех психических особенностях русского КК и его ключевых феноменах бытия и мировоззрения.

В русской культуре развития для человека недостаточно, человек тут должен быть также носителем правды, а правда не проговаривается, в ней не убеждают, ее делают. И уже сделанная она очевидна для всех, кто правду готов принять. Критичное отношение русского к соб­ственной персоне, стране и истории полагает основанием его ментальности правду, как базу новой традиции.

Итак, русский вариант совершенствования – развитие на основе правды. Поэтому развитие в русской культуре это, во-первых, необходимость поиска правды, во-вторых, ‑ технического и информационного совершенства, и только, в-третьих, ‑ коммерческого успеха и рента­бельности.

 

1. Восприятие – механизм опредмечивания – оживления мира и самого себя, ‑ оживляющее восприятие.

Оно подразумевает вхождение в изучаемый предмет, стиль мышления и культуру в их подлинности и естественности, с пренебрежением собственной оценки и пользы. Выявление внутреннего механизма предмета и соотнесение этого механизма на сущностном уровне в сопоставлении с собственным механизмом существования. Отсюда коррекция собственного восприятия, осмысление границы самого себя не в быту, а в механизме самостановления, и отношение к предметам как к подобным самостановящимся вещам и процессам, которые подобны мне как субъекту.

Способность самоосмысления себя и взятых в себя стилей, технологий и культурных механизмов на глубинном уровне их взаимососуществования. В итоге способность опредмечивать стиль мышления и идеи в культурном продукте, и восстановление таким способом работы предмета независимо от меня самого. Это основание объективности восприятия внешнего мира. Способность опредмечивания позволяет понять мир, понять, какие элементы искусственно восстанавливаемого мира случайны, а какие необходимы. При этом необходимо четко воспринимать разницу между естественным и искусственным воспроизводством любого объекта восприятия. Отсюда творческое в продуктивном смысле восприятие мира.

Способность действительного освоения изучаемого предмета или объекта не на уровне воспроизведения копии и содержания, а на уровне стилевого продолжения, или оживления в своей деятельности предмета ранее кем-то опредмеченного. Отсюда способность продолжения культурного бытия через его освоение в его и моих тенденциях и сущностях, механизмах и вариантах.

На уровне содержания русский взгляд на мир построен на симбиотическом синтезе в противовес комбинаторному изобретению Запада. В основе этого содержания лежит исходный коллективизм русского мира. Этот коллективизм проникает и в структуру индивидуальной психики. Отсюда способность дифференциации и соизмерения на уро­вне продукта и механизма воспринятых стилей и культур, опредмеченных и оживлен­ных (распредмеченных) технологий, стилей и культур. На этой основе создание симби­отических технологий и стилей не комбинаторного, а креативного типа, не заимствованных, а выращиваемых, причем не в конкуренции, а в сообщаемости и взаимопомо­щи. Осмысление симбиоза как индивидуального варианта синтеза собственных способностей и восприятий полагает сам метод симбиотического синтеза альтернативой конкуренции западного КК. Идентификация русского типа жизни как симбиотического, в протии­вовес комбинаторному западному.

В частности это проявляется в способности русского удерживать множество параллельных стратегий и перескакивать с одной на другую, вопреки логике эффективности. Западный стиль КК предполагает движение по единой логической линии, которая была принята до начала движения. Русского такая правильность угнетает.

Описанное восприятие русского человека в сфере общения порождает синергийную коммуникацию, которая предполагает понимание другого человека как симбиотического, а не комбинаторного синтеза и варианта стиля собственной культуры. Коммуникация не на уровне содержания и формы, а на уровне сравнения типов синтеза-симбиоза, или сущностная коммуникация. В ее основании ‑ русский стиль симбиоза или понимания смысла и любование собой и другим как другом. Это синергийный тип диалога, который полагает иной тип общины и сосуществование людей в соборном единении. Соборное тут понимается не как совместное физическое проживание, а как совместное проживание судьбы Родины, причем для этого не обязательно полное знание истории.

Аналогичный механизм работает в памяти, фантазии, воображении русской культуры, что предполагает в ней иной диалог.

 

2. Способность творческой памяти, которая появляется при спокойствии и любовании миром и природой вокруг.

Механизм памяти обладает собственной способностью переработки и отбора образов и событий прошлого. Некоторые события забываются быстро, другие медленно, некоторые вспоминаются легко, другие – никак. Память имеет некий градиент (тенденцию) отбора событий, одни вытесняются из нее, другие сохраняются и приумножаются. Э. Гуссерль, характеризуя интенцию-ретенцию, полагает свойством памяти - сведение события в туманную точку. Благодаря туманности, неясности границы частей размываются, событие в памяти сжимается. В итоге в памяти остаются только мелкие зернышки, которые могут быть восстановлены при желании. Иная память у русского, она не затухает, а живет. Если западный человек, вспоминая, воспроизводит события исходя из логики события вообще, логически восстанавливает связи между событиями вообще, то русский действительно оживляет прошлое, он не воспроизводит логически, а вспоминает через свойственную ему интенцию памяти.

От набора памяти зависит настрой русского человека (у западного ‑ логика не вызывает настроя, а работа памяти – особенных эмоций), его мотивация, его восприятие запускаются оживлением прошлого. Человек может освоить управлением типом сохраняемого в памяти материала, что постепенно меняет его отношение к жизни, но управление памятью. Русским не подчинено формальной логике восстановления-воспроизводства, это логика восстановления-оживления, возращения в прошлое, каким оно было. Можно научиться понимать этот механизм и относительно свободно им управлять, но утратить этот механизм благодаря управлению – величайшая потеря для русского духа.

Повернутая на другого человека эта система памяти формирует соборное радование. В этом смысле соборность задана структурой памяти русской культуры, соборность имеет структуру ностальгии, которая у разных людей едина. При этом возникает особого рода осмысление памяти через заботу другого (или о другом-друге), но без вмешательства в мой (его) внутренний мир (словно это помощь не в реальности, а в воспоминании).

Это высвобождает творческий механизм памяти, хотя может быть использовано и для самолюбования. Память русского позволяет на новом уровне осмысливать себя, культуру, язык, веру.

 

3. Способность усиления воображения и фантазии.

Навык работы в диалоге, коллективе, навык творчества в одиночестве, творчество в коллективе, вопреки похвале или помощи других. Рефлексия эмоциональной и интеллектуальной составляющих собственной способности воображения.

Все это основание творческого состояния и самостояния индивидуальности, неразрывное для русского человека от соборного состояния общества. Именно соборность дает русскому человеку новые способности и возможности. Отказ от соборности снимает возможность такого типа самоосмысления. На этой основе может формироваться креативно-творческая индивидуальность коллективного типа. А это критерий способности развития, которая вырабатывает уже на свое усмотрение механизмы мотивации. Так фантазия и воображение становятся средствами саморазвития и мотивации, а не только источниками инноваций и модернизаций.

Воображение специфично связано с реальностью. Оно удовлетворяет амбиции, причем так, что провоцирует очищение воли. Потребность в реализации своих замыслов при осмыслении собственной амбиции на основе соборности и самосовершенствования позволяет использовать амбиции как внутренний и управляемый фактор мотивации. Понимание искажающего характера амбиции и слабость их эгоистического воплощения как фактора действия дают выход на естественную и чистую норму мотивации, которая только и является истинной, созидательной волей, не столько индивидуальности, сколько соборной индивидуальности и воли вообще. Эта воля – осознание соборности и совершенствования на базе симбиоза побуждает воображение. Она ‑ состояния меры воли в гармонии между реализацией и развитием.

Осмысление различия вечного и бесконечного (дурной незавершенности) в жизни культуры и человека. Нацеленность на вечное открывает человеку культурную память, позволяет успокоиться (смириться) относительно собственной значимости и перенаправить амбиции в действие лишенное эгоизма.

 

4. Другая воля, другая общность – другая коммуникация.

Коммуникация с другими людьми на уровне передачи опыта мотивации идет двумя способами: идеологическим (с помощью идеала и образца формулируемого из собеседника и сознания вообще) и мифо­логического (с помощью сказки и намека, образа и примера, формируется из ситуации подсознательной реакции). В русском КК усилена вторая составляющая. Воля русского направлена на будущее, а комму­никация по содержанию утопична, понимая это, русский позволяет утопии охватить его стремления, он готов к подвигу ради светлого будущего.

Осмысление архетипических посылок самомотивации, соизмерение их с культурным основанием интересами слоев культуры, окружающими людьми, в том числе навязываемыми извне проектами. Использование техник проектирования не заранее, а по ходу деятельности, не исключающее планирование вообще часто принижает роль обычного планирования. Русский КК нуждается в особенном взгляде на будущее и на планирование.

Неосознаваемый идеал его действия основан на культурном пространстве Родины и нации, с целью симбиоза мира, нации, близких и собственного «Я». Действительное смирение перед предками и по­томками позволяет русскому вступить в диалог с прошлым и будущим, иногда более интенсивный, чем с современниками. В этом специфика русской утопии и основание увлеченности ею.

Симбиотическая самокритика собственной культуры в направлении ее обогащения своими изобретениями и искусство творческого моделирования заимствований на своем опыте на предмет проверки способа их адаптации в культуре создает поток развития своей культуры и культуры нации в направлении поглощения своего и иного опыта в предметно-распредмечивающей (оживляющей) технологии. Цель управления этим потоком ‑ оживление родной культуры.

Такой КК формирует отношение к своему продукту как к «живому» и способность «оживления» своей деятельности в команде. Радоваться, видя развитие других, которые от этого становятся не конкурентами, а родными, соратниками. Создание круга близких по духу людей, предков и потомков реализует цель развития себя в русле соборности.

Искусство оживления продукта приводит к потребности быть окруженным детьми, учениками, соратниками, людьми, которым ты хочешь принести радость, развитие которых тебя радует. Это условие соборного взаиморазвития.

Способность формировать собственные идеалы и мифы – сила развития. Способность осуществлять эти идеалы подчинена цели: «делать их полезными и нужными для других». Способность соизмерять свои интересы и свою волю с иной, прежде всего Родиной, собственными корнями и черпание силы в смирении, правдивая воля. Правдивая воля развивает и множит индивидуальность соборного типа. Она стержень русского КК и достойна развития в каждом учащемся.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты