КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Феноменология ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ
Как и всякая наука, дифференциальная психология имеет свою историю и предысторию. Последняя, надо за-
26Либин А.
метить, оказывается столь же древней, как и само челове- чество. В сообществах первобытных людей появление груп- повых различий, позволяющих провести границу между Мы и не-Мы, сыграло решающее значение. В идентифика- ции со своим племенем, родовой общиной формирова- лись первые проблески человеческого сознания именно как "со(-вместного)знания". Следующим жизненно необходи- мым этапом стало выделение индивидуальных особеннос- тей членов племени. Наблюдение за поведением соплеменников — у кого зорче глаз, кто быстрее всех бегает или точнее метает камень — послужило не только основой для распределения необходимых для выживания племени функций, но и привело к появлению первых имен — одного из важнейших признаков человеческого рода, выделяю- щих людей из мира животных. Фиксация индивидуальных различий закреплялась с помощью присвоения имени, в котором, зачастую, и отражалась наиболее характерная и устойчивая черта темперамента или характера, сенсорики или мышления. Индивидуальность выкристаллизовывалась из Хаоса взаимоотношений, благодаря способности чело- веческого мышления осуществлять операцию различения. Отделение "Я" от "не-Я" стало важнейшим признаком зарождающейся первобытной личности с уникальным са- мосознанием.
В первобытных сообществах, древнейших цивилизаци- ях и современном обществе феноменология человеческих различий — индивидуальных и групповых — продолжает оставаться главной частью субъективного жизненного опы- та людей. Однако простых, несистематизированных наблюдений за поведением — своим собственным и окру- жающих — всегда было недостаточно для тех, кто стре- мился понять общие закономерности природы человека. Для того, чтобы упорядочить бесконечное многообразие индивидуальных и, тем более, групповых признаков тре- бовалась некая система координат. В качестве таковой мог приниматься любой набор признаков, отчетливо наблю- даемых, кажущихся "фундаментальными" либо осязаемы- ми. Разумеется, в первую очередь человек использовал для составления простейших классификаций своих собратьев внешние объекты или события. Так появились примитив-
ные поведенческие типологии, в которых описание инди- видуально-групповых особенностей людей исходило из свойств камней и деревьев (гороскопы друидов), располо- жения звезд или дат рождения (астрологические гороскопы). Отдавая должное наблюдательности и изобретательности наших предков, заметим, что во всех этих случаях речь пока что идет лишь об описании особенностей личности и человеческого поведения, а не объяснении причин, при- водящих к появлению различий между людьми. Поиск ре- шений этой задачи станет в последующем отправной точкой в развитии дифференциальной психологии.
|