КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Жизненные НАБЛЮДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЗДРАВОГО СМЫСЛА
Хиромантия, физиогномика, астрология — все эти древ- нейшие пранауки включали в себя непосредственное на- блюдение индивидуально-типологических различий в ка- честве прямого основания для своих выводов. Накоплен- ные в донаучный период человекознания данные послу- жили основой для появления специальной формы несис- тематизированных знаний о душевной жизни — житейс- кой или наивной "психологии". Однако речь не идет о примитивизации выводов, полученных в результате жи- тейских умозаключений. Как отмечает крупнейший спе- циалист в области научного анализа психологии здравого смысла Гарольд Келли (Kelley, 1992), взаимодействие между житейской и научной формами знаний о человеке есть обратимый процесс — повседневная культура воздейству- ет на мысли и поступки ученого, а результаты науки мо- дифицируют житейские представления. В то же время здра- вый смысл является ценным, но по природе своей опас- ным ресурсом для психолога (F!etcher& Ward, 1988). В пер- вую очередь эти положения небезразличны для выводов лю- бого дифференциально-психологического исследования.
познание ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 31
Интерпретация результатов наблюдения в рамках обыденного сознания (О') в первом случае, и эксперимента, специаль- ного исследования как методов научного познания (Н') — во втором, оказывается необходимым компонентом, вклю- ченным во взаимодействие между обыденным и научным знанием (см. рисунок 2). Процесс трансформации знания представляет движение по спирали, а не замкнутый цикл интеракции, обеспечивая на каждом этапе необходимое при- ращение информации (О'—О" Н'—Н" и т.д.):
Рис. 2. Взаимная трансформация обыденного и научного знания
Все это говорит о необходимости более внимательного (а не снисходительного, как это принято в академических кру- гах) отношения ко "всем-и-каждому" известным фактам о природе индивидуальности человека, содержащимся в до- научных областях знания. Многие психологи разделяют об- щеизвестное утверждение о том, что избежать в научных исследованиях влияния здравого смысла невозможно, зато можно вообще не осознавать наличие этого влияния.
|