Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


П. А. Сорокин и его интегральный социологический синтез




Выдающийся социолог XX века Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) родился на русском севере, в Коми. Отец его русский ремесленник, украшал церкви, мать — коми кре­стьянка. Своеобразная культурная и социальная среда коми-зырян, характерные для них целостное космическое миро­ощущение, синтез язычества и православия оказали опреде­ляющее влияние на становление и своеобразие Сорокина как личности и ученого. Унаследовав профессию отца, маленький Питирим вместе со старшим братом несколько лет бродяжни­чал по краю в поисках заработка, что дало ему колоссальный социальный опыт. «Благодаря этому непосредственному жиз­ненному опыту, — писал Сорокин в своей автобиографии, — я приобрел больше основ знания о психосоциальном мире, чем из всех книг и лекций. Опыт этот дисциплинировал мой характер лучше, чем все обучение, полученное позднее в раз­личных учебных заведениях» (19, с. 24). Впрочем, можно ска­зать, что вся жизнь Сорокина оказалась богатейшим социоло­гическим фактом, основой многих его выводов и понятий.

Первоначальное образование Сорокин получил в двух­классной школе и учительской семинарии. Без каких-либо средств Сорокин отправился на учебу в Петербург, где по­ступил в Психоневрологический институт на кафедру социо­логии М. М. Ковалевского. Позже Сорокин перешел на юри­дический факультет Петербургского университета. Еще будучи студентом, Сорокин опубликовал более 50 работ и сре­ди них фундаменталыгую монографию «Преступление и кара, подвиг и награда», в которой в той или иной форме заложе­ны предпосылки почти всех его последующих идей. Хвалеб­ное предисловие к книге написал М. М. Ковалевский, пред­сказавший, что в «будущей русской социологической биб­лиотеке» не один том будет принадлежать перу молодого уче­ного (3, с. VII). Наряду с преподавательской и научной работой Сорокин занимался и политической деятельностью, в годы революции активно боролся против большевизма. Был арес­тован ЧК, и только счастливый случай спас его от расстрела. Сорокин вернулся к научной и преподавательской работе, организовал социологическое отделение в Петроградском университете. В 1921 г. опубликовал двухтомную «Систему социологии». Сорокин не изменил своего отношения к боль­шевистской власти, более того, ее катастрофические резуль­таты он показал в ряде эмпирических исследований, среди которых важнейшее место занимает книга «Голод как фак­тор» (1922). Результатом оказался приговор, вынесенный В.И.Ульяновым в статье «О значении воинствующего мате­риализма», где «некий г. П. А. Сорокин» охарактеризован как «крепостник», «реакционер», «дипломированный лакей попов­щины», который «для просвещения юношества» «годится не больше, чем заведомые растлители годились бы для роли над­зирателей в учебных заведениях для младшего возраста» (32, с. 31 — 33). В итоге, Сорокин был выдворен из страны.

Сначала Сорокин жил в Праге, затем переехал в США. В 1930 г. он организовал и возглавил социологический факуль­тет Гарвардского университета. Среди выпускников этого факультета были знаменитые впоследствии американские социологи. Сорокин работал в Гарварде до выхода на пенсию в 1959 г. Опубликовал в американский период, начиная с «Социальной динамики», серию фундаментальных исследо­ваний, составивших эпоху в мировой социологической пауке и действительно ставших социологической библиотекой, но, увы, не русской. В итоге Сорокин по праву приобрел репута­цию классика мировой социологии.

Мы будем рассматривать только российский период творчества Сорокина. Кроме названных, наиболее значимы для этого периода следующие его работы: «Границы и предмет социологии» (1914), «Проблема социального равенства» (1917), «Общедоступный учебник социологии» (1920), «Современное состояние России» (1922). Правда, деление творчества Соро­кина на русский и американский периоды несколько услов­но — это был неразрывный процесс; к тому же, покидая 1922 г. Россию, Сорокин увез около 10 своих рукописей общим объемом в авторских листов, которые и стали осно­вой столь быстрого его взлета на Западе.

На передний план мировой социологии Сорокина выдви­нули такие его особенности, как колоссальная эрудиция, нео­бычайно широкий диапазон социологических интересов, стремление к интегральному социологическому синтезу, при­менение глобалистского подхода к социальному миру. Свое мировоззрение российского периода Сорокин квалифициру­ет как разновидность эмпирического позитивизма или кри­тического реализма. Тремя своими великими учителями Со­рокин всегда называл де Роберти, Ковалевского и Петражицкого. От Роберти он воспринял идею специфики объекта со­циологии, ее ориентации па анализ культуры и нравственности, наконец, саму идею взаимодействия. Кова­левский повлиял, прежде всего, своей плюралистической методологией и широтой взгляда на социальную реальность. Что касается Петражицкого, то Сорокин называл его «воз­можно, величайшим исследователем права XX в.», постоянно ссылался на его работы и много сделал для популяризации его идей на Западе. Сорокин очень близок по проблематике и подходам к Э. Дюркгейму. Нелишне отметить влияние на него субъективной школы, в особенности П. Л. Лаврова, к которому он в известной мере близок по проблематике, а также стилю и логике исследования.

Первый интегральный синтез Сорокина — его «Система социологии», задуманная как 8 —томное исследование. Вышли только два тома, ставшие, как отмечал Сорокин, наброском его будущих разработок в американский период.

В начале своей «Системы» Сорокин пишет: «Современ­ная социология вышла из той стадии, когда ей нужно было доказывать свое право на существование» (11, т. 1, с. 48). Тем не менее социология еще в становлении, четко не оформле­на. Сорокин предлагает исходить из следующих принципов: 1) построение социологии как науки по типу естественных наук, 2) отказ от какого —либо нормативизма в социальном по­знании, 3) изучение только тех явлений, которые доступны наблюдению, проверке и измерению, 4) отказ социологии от всякого философствования, опора только на факты, 5) пол­ный разрыв с «несчастной идеей монизма». С теми или ины­ми вариациями Сорокин всегда придерживался этой програм­мы. Правда, в американский период его отношение к фило­софии стало иным, более того, совершенно неожиданно (но только на первый взгляд) обнаружилась его близость к хрис­тианской социологии

Особенно важно, по мнению Сорокина, четко определить предметную область социологии. Для этого нужно ответить на три вопроса: 1) что является объектом социологического изучения? 2) почему для изучения этого объекта необходима специальная дисциплина? 3) каково отношение социологии к другим социальным наукам?

Сорокин приходит к выводу, что социологию интересует, прежде всего, система связей между людьми, точнее, типологические. общие черты социальных связей, и что она «изуча­ет явления взаимодействия людей друг с другом, с одной сто­роны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодей­ствия, — с другой» (Ц, т. 1, с. 57). При этом «социология изучает только такие общества, где члены последнего, поми­мо неорганических и органических процессов, связаны еще взаимодействием психическим, т. е. обменом идей, чувств, волевых устремлений, короче — тем, что характеризуется словом «сознание» (5, с. 28-29). В отличие от конкретных социальных наук, социология изучает родовые свойства социальных явлений в их структурной организации и в их эволюции. Отсюда вытекают два следствия: во-первых, специ.1 лист в любой социальной науке должен становиться на социологическую точку зрения, чтобы не сочинять теорий о «си­гарах в 10 лотов весом» (Л. Петражицкий), и, во-вторых, общей социология должна системно перерабатывать данные част­ных наук, сама при этом дифференцируясь на специальны!1 социологии (религии, семьи, искусства и т. д.).

Структура (архитектоника) социологии представлена у Сорокина следующим образом. Социология разделяется на теоретическую и практическую. Первая изучает явления вза­имодействия с точки зрения сущего, вторая — должного. Те -еретическая социология включает три раздела: 1) «социальная аналитика», изучающая строение (структуру) социального явления и его основные формы; здесь вводится понятие со­циальной группы и изучаются виды групп и способы группи­ровок. В итоге мы получаем морфологию общества; 2) «соци­альная механика», изучающая социальное поведение людей, ого факторы и закономерности, природу и характер социальной циркуляции индивидов. Итогом является нечто подобней; социальной химии; 3) «социальная генетика» (генетическая социология), определяющая основные тенденции развития общества.

Практическая же социология призвана, подобно приклад­ной медицине, быть «системой рецептуры» для борьбы с со­циальными болезнями, для рациональных социальных реформ |[ т. д. (И, т. 1, с. 99^101). Заметим также, что Сорокин много внимания уделял проведению эмпирических социологических исследований, представив блестящие их образцы, особенно в 1918-1922 гг.

Обращаясь к проблеме метода социологии, Сорокин рассматривает три его аспекта: соотношение сущего и должного, функциональный анализ, плюрализм. Сорокин категорически отвергает определение социологии в качестве науки о должном, признаваемое субъективными социологами и неокантианцами. Всякая наука, подчеркивает он, может быт! только теоретической, никаких нормативных наук нет, все рассуждения о должном вненаучны и опираются не па дока­зательства, а на веру. Социология, таким образом, должна отказаться от субъективных методов, ибо внутренние состояния людей ей недоступны, и ориентироваться на метод объективный, исходящий из «внешних», объективно данных фактов, с целью определения функциональных зависимостей между ними. При этом выбор переменной в функциональной зависимости достаточно произволен. Субъективный метод (интроспекция) может быть только вспомогательным. То речь у Сорокина идет о программе умеренного бихевиорима, сформулированной в России и получившей название рефлексологии.

И наконец, подчеркнем, что Сорокин продолжил линию своего учителя М. М. Ковалевского на утверждение плюра­листической методологии. Блестящие образцы многофакторного социального анализа Сорокин дал применительно к вой не, национальности, революции и т. д. При этом он стремился соблюсти среднюю линию между социологическим peaлизмом и номинализмом. Это можно сделать, считал Сорокин, с помощью понятия взаимодействия.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты