Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Социальная аналитика: социальное взаимодействие и социальная группировка




То, что называют обществом, отмечает Сорокин, пред­ставляет собой предельно сложный объект для изучения. Что -бы разобраться в нем, исследователь должен найти простей­шее социальное явление, по сути, модель социальной систе­мы, изучая которую мы могли бы понять более сложные фак­ты. Очевидно, что общество есть совместная жизнь; чтобы оно существовало, люди должны взаимодействовать друг другом. А потому, делает вывод Сорокин, моделью социальной группы и социальных процессов может быть только взаимодействие индивидов. Иначе говоря, «вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов; и обратно, комбинируя различные процессы вза­имодействия, мы можем получить любой, сложнейший из сложнейших общественный процесс, любое социальное со — бытие...» (И, т. 1, с. 141).

Явления взаимодействия даны тогда, когда психические переживания и внешние акты одного индивида оказываются наблюдаемой функцией переживаний и актов другого, т. е. носят сознательный характер, ибо не сознаваемое никем, скажем, ощущение не есть ощущение и т. д. Следовательно, «социальное явление есть социальная связь, имеющая пси­хическую природу и реализующаяся в сознании индивидов, выступая в то же время по содержанию и продолжительнос­ти за его пределы» (3, с. 18). Это то, что называют «социаль­ной душой», культурой, цивилизацией, «миром ценностей». А это значит, говорит Сорокин, продолжая мысль Е. В. де . Роберти, что социальное взаимодействие наиболее четко вы­является в мире понятий, логического взаимодействия, что и оказывается окончательным признаком социального явления (6, с. 526 — 528). Следовательно, нужно видеть дуалистичес­кую — внутренне — психическую и внешне — символическую — природу социального явления.

Взаимодействие, согласно Сорокину, включает в себя три элемента: индивиды, акты (действия), проводники.

Характеристика индивидов (не личностей!) дается Соро­киным в плане наличия у них физиологических и морфологических предпосылок для приспособления к среде с учетом -их полиморфизма. Источником социального поведения ин­дивидов выступают потребности.

Акты являются выражениями внутренних переживаний одних индивидов и одновременно раздражителями (стимула­ми) для переживаний и актов других. Вся жизнь людей пред­ставляет собой почти сплошной поток таких акций и реак­ций, каждый из нас погружен в море взаимодействий.

Третий элемент взаимодействия — проводники. Анализ их сути и значения представляет одну из интереснейших частей социологии Сорокина. Именно из этой части развивается куль­турологический аспект его исследований, постепенно приоб­ретающий все более явное выражение. Проводники — это средства, благодаря которым раздражение (стимул), исходя­щее от одних индивидов, передается другим. Накапливаясь и «оседая», проводники образуют социальное пространство, сферу культуры, застывший результат взаимодействия. Они создают вокруг людей новую среду, определяющую в свою

Однако, отмечает Сорокин, прежде чем перейти к такому анализу, нужно разобраться в том, какие вообще возможны группы -в плане их сложности и строения, т. е. формы, силы сцепления. В этой связи Сорокин вводит три понятия: 1) эле­ментарное или простое коллективное единство (группа), где люди объединяются по одному признаку, достаточно опреде­ленному и не сводимому к другим; 2) кумулятивное коллек­тивное единство, в котором индивиды связаны не одним, а двумя и более признаками; 3) сложный социальный агрегат (население) как определенная совокупность элементарных и коллективных единств.

Что касается элементарных групп, то первый вопрос, ко­торый здесь возникает, заключается в том, что считать элементарностью. Проблема еще мало изучена, отмечает Соро­кин, и точный ответ вряд ли возможен. Поэтому нужно обра­титься к наблюдению реальной картины социального рассло­ения. Мы обнаружим множество элементарных признаков расслоения, среди которых, по мнению Сорокина, наиболее важны следующие: раса, пол, возраст, семейная принадлеж­ность, государственное подданство, язык, профессия, имуще­ственное положение, объем прав, территориальная принад­лежность, религия, политические партии, признаки психи­ческого характера. Соответственно выделяются элементар­ные группы: расовые, половые, возрастные и т. д.

Все социальные группы, как элементарные, так и кумулятивные, Сорокин подразделяет на 1) закрытые (принадлеж­ность к ним не зависит от воли индивида, переход из групп в группу практически невозможен или чрезвычайно затруд­нен — раса, пол, первичная семья и др.); 2) отрытые (принадлежность к ним зависит от воли индивидов, циркуляция сво­бодна — партии, профессии, религии и т. д.); 3) промежуточ­ные (разная степень свободного выбора принадлежности класс, государство, вторичная семья и т. д.). Очевидно, наиболее могущественными будут, прежде всего, закрыт группы. В целом же степень «открытости — закрытости» из­менчива, причем для большинства группировок характер и увеличение их открытости. Жизнь и деятельность народов и состоят в непрерывной каждодневной циркуляции между коллективными единствами. Поэтому попытки объяснить социальный процесс, исходя из одной только группировок (расы, класса и т. д.), заранее обречены на провал.

Рассматривая кумулятивные группы, мы, отмечает Соро­кин, обращаемся к «социальной химии». Кумулятивное рас­слоение носит более глубокий характер, резче разделяет группы, чем элементарное. Кумулятивные группы классифицируются в зависимости от свойств образующих их элементарных группировок, а именно: 1) от числа последних (двойные, тройные и т. д. кумуляции); 2) от их характера (группы госу­дарственно—религиозные, партийно — профессиональные и т. д.); 3) от способа кумуляции (группы открытые и закрытые, ти­пичные и нетипичные и т. д.) (И, т. 2, с. 298). В этой связи Сорокин отмечает «алхимическое» состояние социальной науки в вопросах структурального анализа, поскольку мно­жество используемых ею понятий (народ, класс, род и т. п.) имеет совершенно неясное содержание, когда, например, кумулятивная группа трактуется как элементарная. Так, чрезвычайно много все говорят о национальности, нации как элементарной группе. Однако ни один из предлагаемых привив­ков национальности (язык, религия, государство и т. ) покрывает содержание данного понятия. Чаще всего под национальной группой имеют в виду кумуляцию трех признаков: территория, язык, государственность. Иными словами, отмечает Сорокин, никакой национальности как единого со­циального элемента нет. Следовательно, нет и никакого … национального вопроса, а есть общая проблем, социального неравенства. То же самое относится к понятию класса, что делает недопустимым сведение истории к 6opьбе классов как якобы элементарных групп.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты