Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Социальная генетика: тенденции эволюции и проблема прогресса




Социальная генетика в русский период разработана Со­рокиным только в отдельных аспектах, в основном в ранних работах, в том числе и в неопубликованных при жизни. От многих юношеских идей зрелый Сорокин отказался. И тем не менее, игнорировать ранние его подходы мы не можем. Во—первых, многие из них оказываются весьма актуальными сегодня. Во—вторых, внимательный анализ показывает, что в поздних своих трудах Сорокин фактически возвращается к юношеским своим интенциям, конечно, на качественно ином уровне.

Следуя М. М. Ковалевскому, Сорокин трактует соци­альную эволюцию как процесс замирения, в котором ключе­вую роль играет нормативное регулирование. Любая соци­альная группа, отмечает Сорокин, представляет собой «зами­ренную среду» с определенной организацией, шаблонами, нормами (3, с. 221). Конечно, в группе всегда имеются дисси­денты, однако в большинстве случаев группа подчиняет себе индивида посредством принуждения с различной степенью насилия.

В ключе данного подхода становится очевидной и трактовка Сорокиным проблемы прогресса. Анализируя различные концепции прогресса, Сорокин приходит к выводу об их односторонности, а также о вненаучности в целом самой этой проблемы, относящейся к сфере должного, а не сущего. Тем не менее, ранний Сорокин на. основе анализа нормативных оснований социального поведения все же пытается дать не­кую модель прогресса, которую можно было бы описать в объективных терминах. Общую тенденцию прогрессивной эволюции Сорокин, как и Петражицкий, видит в снижении

стимулирующей роли внешних санкций, в их гуманизации и нарастании влияния внутреннего регулирования поведения личности на основе осознания ею своего долга. Чем прими­тивнее общество, тем большую роль в нем придают внешне­му регулированию, тем больше оно не доверяет индивиду.

Прогрессивным, согласно Сорокину, является то обще­ство, в котором возрастает роль знаний, нарастает солидар­ность, смягчаются внешние санкции за счет усиления лич­ной ответственности и заинтересованности в общем благе, где любовь заменяет вражду и ненависть (3, с. 446). Идеаль­ной нормой, пределом этого процесса является полное унич­тожение кар и наград, утверждение полной солидарности, полноты «действенной любви к сочеловекам». Очень скоро Сорокин разочаровывается в столь радужных воззрениях, и проблема прогресса уходит из его работ, но не из его интере­сов. Тоска по всеединству, христианские корни, заложенные в душе Сорокина с юности, в конце жизни возвращают его к этим вопросам. Сорокин создает в Гарварде исследователь­ский центр по созидающему альтруизму с целью разработки практических методик утверждения в отношениях между людьми добра, справедливости, действенной любви.



Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты