Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ИСПАНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ




 

Развитие Ренессанса в архитектуре и изобразительном искусстве Испании протекало медленно. В XV – начале XVI в. здесь еще господствовали переходные формы от готики к Ренессансу, но уже назревал важный качественный перелом.

В начале XVI в. первостепенное значение в испанской культуре занимала архитектура. Испанский стиль платереск (исп. platero – ювелирный) подразумевал тонкое декоративное оформление зданий. Влияние ренессансных нововведений отразилось преимущественно на композиции фасадов, не затронув общей конструкции зданий, которая по-прежнему опиралась на готические традиции.

Слияние средневековой архитектурной системы с новыми веяниями было настолько органичным, что здания, сочетающие в себе черты двух стилей, производили впечатление единого целостного организма. Ордерные элементы, которые выступали в качестве организующего начала композиции, трактовались также с точки зрения декоративности. Таким образом, классические формы были подчинены созданию живописного внешнего облика здания.

После длительного мавританского периода испанский король Карлос V решил вернуть Гранаде статус престольного города христианского государства. Именно здесь, в Андалузии, достижения Возрождения стали восприниматься и внедряться более активно, чем где бы то ни было за пределами Италии. Этому в большой мере способствовало установление своего рода оси Севилья – Гранада. Первая стала мировым центром торговли с Америкой, а вторая – символом вековой борьбы против ислама.

Со времен архитектора Альберти проект дворца, в основу которого был положен квадрат с вписанным в него кругом, являлся идеалом у зодчих Возрождения. По этому образцу и был построен дворец в Альгамбре (начало XVI в.). Круглый внутренний двор с двухъярусной колоннадой дорического и ионического ордеров был просторным и светлым. Интерьеры дворца отличались геометрической точностью объемов и строгостью, для их украшения применялись дорический и тосканский ордеры. Вокруг всего дворца была сооружена своего рода длинная скамья из крупных каменных блоков. Над ней величественно возвышались два этажа. Первый был сложен из грубых рустированных блоков в стиле древнейших традиций Италии. Множество ионических полуколонн украшали второй этаж, придавая ему легкость и декоративность. Прямоугольные оконные проемы чередовались с круглыми окнами на обоих этажах, чтобы избежать монотонности. Этим не нарушалась общая прямолинейность композиции, характерная для Ренессанса. Композицию оживлял скульптурный декор.

Самым значительным сооружением испанского Ренессанса является Эскориал, построенный во второй половине XVI в. по заказу Филиппа II. Эскориал включает монастырь, семинарию, библиотеку, госпиталь, королевские дворцы и усыпальницу королей. Все многочисленные постройки ансамбля отличаются строгой монументальностью. Это огромное сооружение было прямоугольным в плане. Четыре мощные угловые башни ансамбля и большой купольный собор Св. Лаврентия, напоминающий собор Св. Петра, типичны для испанской архитектуры XVI в. Строгий стиль строений был связан как с твердостью местного материала – серого гранита, так и с желанием Филипа II построить дворец-крепость, символизирующий несокрушимость власти короля.

Величественный собор Св. Лаврентия – центр композиции архитектурного ансамбля. Центральный двухъярусный портал собора увенчан высоким фронтоном. Четырехугольные башни расположены по углам фасада. Во внутреннем пространстве собора, отличающемся изысканной простотой, преобладают элементы дорического ордера. Фрески на сводах выполнены придворными итальянскими художниками. Большие гладкие ниши около алтаря украшены бронзовыми статуями.

Посреди прямоугольного входного «Двора королей» находится колодец, который имеет вид небольшого храма со стройными колоннами, статуями в нишах, изящной балюстрадой, идущей по карнизу. С четырех сторон к нему примыкают большие четырехугольные бассейны.

Наряду с грандиозными размерами Эскориалу присущи строгая пропорциональность и единство всех частей, общность объемно-пространственной композиции. Архитектурное решение фасадов явилось одним из самых смелых новшеств испанского зодчества. Особенно привлекателен южный фасад. Оригинальной идеей в его оформлении стал подчеркнутый лаконизм гладкой плоскости стены. Единому суровому ритму подчинены горизонтальные тяги и близко расположенные окна. Вдоль фасада размещены бассейны, также имеющие прямоугольную форму. Площадь перед монастырем выложена каменными плитами.

По грандиозности и композиционному решению Эскориал не знает себе равных среди европейских памятников зодчества XVI столетия. В его архитектуре зародились элементы барокко и даже классицизма.

Расцвет живописи в Испании начался с приезда туда в 1576 г. Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко (1541 – 1614),поскольку он был греческого происхождения.

Трагизм образов Эль Греко, их особая экспрессивность отразили дух современной ему жизни – острый кризис гуманистических идеалов, начавшийся в Европе во второй половине XVIв. Его картины, пронизанные чувством одиночества, смятением и тревогой, явились выражением разлада личности с обществом.

Истоки живописи Эль Греко многообразны. Это традиции иконописи и мозаичного искусства Византии, реализм испанского искусства XVIв., творчество венецианских колористов, итальянский маньеризм. Эль Греко писал картины преимущественно на религиозные сюжеты. Его композиции строятся на произвольно смещающихся планах, смелых ракурсах, контрастах света и тени, передающих ощущение взволнованности. Неровные контуры деревьев, скал, облаков соответствуют динамичным, сильно удлиненным фигурам людей, устремляющихся вверх. Низкий горизонт возвеличивает их. Весь мир воспринимается как непрерывно изменяющаяся бушующая стихия, с которой человек не в силах совладать.

Эль Греко – величайший мастер колорита. Он использовал голубовато-серо-стальной тон, яркую киноварь, лимонно-желтый, изумрудно-зеленый, синий, бледно-розово-фиолетовый цвета во множестве оттенков. Цвет для Эль Греко – способ создать эмоциональную атмосферу, передать смятение чувств. Контрастные холодные и теплые краски словно находятся в состоянии напряженной борьбы. Длинные, беспокойные мазки отражают нервный ритм, тревожное состояние. Сцены освещены таинственным холодным светом.

Самое значительное произведение Эль Греко периода расцвета «Погребение графа Оргаса» (1586 – 1588) раскрывает основные черты искусства художника, его размышления о неизбежности смерти, о смысле жизни (см. цв. вкл.). В основе сюжета лежит средневековая легенда о кастильском графе Оргасе, известном своими добрыми делами. Во время похорон графа произошло чудо: с небес спустились святые Августин и Стефан и сами похоронили умершего.

Внизу композиции в сумеречном ночном освещении запечатлена торжественная погребальная церемония. Проводить графа Оргаса в последний путь собрались люди разных возрастов и характеров. Это – остропсихологические портреты толедцев. Они воплощение духовной красоты: на их строгих, замкнутых, бледных лицах можно прочесть силу чувств, тонкость ума, самоуглубленность, гордость, непреклонность. Темные силуэты торжественно неподвижны, скованны, но сдержанные жесты рук выдают затаенное волнение. Все люди объединены глубокой скорбью при мысли о смерти.

Желтое пламя факелов освещает белую одежду священника, заставляет сверкать серебряные латы графа, рождает таинственность атмосферы. Колорит образует торжественно-мрачную траурную гармонию. При этом особенно хороши золотые одеяния святых, ярко выделяющиеся на фоне темных одежд остальных участников церемонии.

Верхняя часть композиции представляет божественный мир. Здесь все находится в движении. На небе Христос с сонмом святых принимает душу Оргаса. Сияющая холодным светом и светлыми красками небесная сфера по композиции противоположна сцене погребения с ее напряженной гармонией черного, серого, белого.

Удлиненные фигуры бесплотны и подчинены бурному ритму линий и цветовых пятен. Им вторят ритмы развевающихся складок одежд и облаков. Вся композиция развертывается в пределах переднего плана. Пространство насыщено фигурами, что усиливает его эмоциональную сгущенность.

Изображение святых – значительная часть творческого наследия Эль Греко. В образах апостолов Петра и Павла (1614) противопоставлены разные типы духовности. Слева задумчивый Петр с тонкими изможденными чертами. Светлый золотистый колорит, в котором написана его фигура, соответствует настроению печали, неуверенности. Повелительно-властный Павел строг и сдержан. Пылающий цвет темно-красного плаща подчеркивает его характер. Жесты рук выражают эмоциональное содержание диалога апостолов.

Духовный мир человека, который всегда был в центре внимания Эль Греко, он раскрыл в становлении, изменчивости, намного опередив свое время. Тонкая проницательность художника проявилась в замечательных портретах, зорко схватывающих приметы внешности и особенности духовного облика людей. Эль Греко писал портреты трогательных детей, суровых воинов, утонченных поэтов, писателей, ученых, надменных кардиналов, людей из народа. По сравнению с чопорностью придворных испанских портретов XVI в. и идеализированностью портретов эпохи Возрождения в образах Эль Греко больше личного, субъективно заостренного, чувствуется отношение художника к модели. За внешней статикой фигур и бесстрастием лиц портретируемых ощущается напряженная внутренняя жизнь.

В знаменитом пейзаже « Толедо в грозу» (1610-1614) нашло выражение ощущение власти космических сил над человеком, которое создается серебристо-белыми всполохами зарниц над вытянутыми вверх городскими зданиями. Эль Греко написал много видов Толедо, так как долгое время жил в этом городе и очень его любил.

Творчество Эль Греко способствовало развитию психологизма в испанской живописи. Построение композиции и пространства, колорит и образы резко выделяют произведения Эль Греко среди работ других испанских художников.

* * *

Открытия, совершенные в эпоху Возрождения в области духовной культуры и искусства, имели огромное значение для развития европейского искусства последующих веков. Интерес к ним сохраняется и в наше время.

Вопросы и задания

1) Какое из искусств играет ведущую роль в эпоху Возрождения? Почему?

2) Дайте краткую характеристику периодам итальянского Возрождения.

3) Что нового привнес в живопись Проторенессанса Джотто?

4. Какие основные черты присущи живописи раннего Возрождения?

5) Кратко охарактеризуйте творчество титанов Высокого Возрождения.

6) Расскажите о шедеврах искусства Леонардо да Винчи.

7) Проанализируйте, как изменялись творческие принципы Микеланджело на протяжении его жизни.

8) Что было главным в живописи Рафаэля?

9) Сравните выразительные особенности живописи Рафаэля и Боттичелли. Какие достижения античности были использованы архитекторами Возрождения?

10) Расскажите об архитектурных шедеврах итальянского Возрождения. Какие достижения Античности были использованы архитекторами Возрождения?

11) Кратко расскажите о творчестве художников Северного Возрождения.

12) В чем состоит отличие живописи Я.Ван Эйка от произведений флорентийских художников?

13) Охарактеризуйте творчество А. Дюрера.

14) В чем состояли отличительные черты испанского Возрождения?

15) Расскажите о творчестве Эль Греко. Что отличает его от живописи других испанских художников?

16) Какое произведение Возрождения производит на вас наибольшее впечатление? Объясните свой выбор.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 274; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты