КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
НИДЕРЛАНДСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕВ живописи Нидерландов национальные традиции соседствовали с обращением к итальянскому искусству. Интересно, что первые ростки искусства Возрождения были отмечены в нидерландской книжной миниатюре. Именно благодаря ей в нидерландскую живопись пришло чувственное осознание и переживание пространства мира, его предметной и объемной наполненности. Центральным памятником Нидерландского Возрождения в живописи стал Гентский алтарь (1432) братьев Хуберта (ок. 1370-1426) и Яна Ван Эйков (ок. 1390 – 1441). Произведение было заказано старшему из братьев – Хуберту, но, начав работать над центральной частью, он умер, поэтому фактически автором росписи Гентского алтаря является Ян Ван Эйк. Гентский алтарь представляет собой двухъярусный складень, на 12 досках которого в раскрытом виде можно увидеть 10 сцен религиозного содержания. Вверху в центре изображен Христос на троне, слева и справа от него – Мария и Иоанн Креститель, поющие и музицирующие ангелы, Адам и Ева. Над Адамом и Евой помещены иллюзорные барельефы с эпизодами жертвоприношения Каина и Авеля и убийства Авеля. Трактовка обнаженных фигур прародителей свидетельствует о высочайшем реализме Ван Эйка. Фигура Адама выступает из почти физически ощутимого мрака ниши, символизирующего его первородный грех. Во внутренней части алтаря, в нижнем его регистре находится сцена поклонения агнцу (символу Христа) (см. цв. вкл.). Это главная композиция алтаря, ее центральная ось связывает «источник живой воды» – фонтан, символизирующий христианскую религию, с парящим в воздухе голубем – Святым Духом. К агнцу направляется процессия блаженных. Удивительное очарование алтаря объясняется, прежде всего, магическим совершенством трактовки природы. Художник зримо воплотил в росписи Гентского алтаря основные религиозные идеи эпохи о том, что красота творения несет на себе печать Творца. В отличие от Мазаччо и флорентийских художников Ван Эйк не сосредоточивает внимание только на изображении человеческой фигуры – его взгляд охватывает Вселенную с бесконечным многообразием ее форм. Он кропотливо, удивительно реалистично написал каждый сантиметр Алтаря, передал светотеневые переходы, фактуру тканей и других поверхностей. Художник фиксирует мельчайшие детали на всем пространстве композиций – от первого плана до шпилей и колоколен на горизонте. Таким образом, «Гентский алтарь» становится образом макрокосма – миром полным и самодостаточным, где соединяются человеческое и божественное. В портретах Яна Ван Эйка «Мадонна канцлера Роллена», «Супруги Арнольфини» открытое художниками Возрождения зеркальное преломление мира получает сложную систему отражений: люди видят себя друг в друге и окружающих предметах. Вместо активного действия, характерного для портретов итальянского Возрождения, Ван Эйк выдвигает созерцательность как качество, определяющее место человека в мире, помогающее постичь его красоту. На полотне «Мадонна канцлера Роллена» (ок. 1435) изображены Мадонна и поклоняющийся ей донатор – канцлер Роллен. Фигуры расположены симметрично относительно друг друга. С необычайной тщательностью переданы узор одежд, сложный рисунок пола и витражей. За большим трехарочным проемом окна Ван Эйк подробно написал городской пейзаж с рекой, убегающей вдаль, мостом и холмами. Такая композиция со множеством мельчайших, тщательно воспроизведенных деталей значительно расширяет перспективное пространство. Картину отличает исключительная светоносность, рождающая ощущение единства интерьера и пейзажа. В «Портрете супругов Арнольфини» (1434) художник вводит мотив круглого зеркала, которое замыкает пространство, отражая то, что находится впереди и сзади стоящей молодой четы. Каждый предмет на этой картине наполнен тайным смыслом и может многое рассказать об этой богатой купеческой семье, изображенной в собственной спальне. Рука женщины, покоящаяся на животе, позволяет предположить, что она беременна, но не исключено также, что форма ее фигуры обусловлена покроем платья, сшитого по моде того времени. Возможно, что портрет был сделан по случаю бракосочетания или помолвки. Не случайно на картине присутствует собачка – общеизвестный символ верности. Пара башмаков на полу обозначает единство брачующейся пары. Метелка – знак чистоты, четки – символ благочестия, круглое зеркало – глаз мира, яблоко – напоминание о грехопадении и т.п. С удивительной точностью воспроизведены фактура тканей и меха, декоративное убранство люстры и шерсть собачки, узор ковра и фасон домашних туфель. Интересен и такой композиционный «фокус»: в зеркале, висящем на стене, отражаются супруги и вся комната, а в ней на стене опять зеркало с отражениями и так до бесконечности. Художник впервые изобразил обыкновенных людей в привычной для них обстановке, без малейшего намека на религиозный сюжет. Все это предвещало будущие пути развития нидерландского и голландского искусства. Живопись масляными красками позволила Ван Эйку проделывать эксперименты с цветом, которые были невозможны для итальянских художников, работавших темперой. Масляная живопись давала возможность наложить больше полупрозрачных цветовых слоев и была более удобна для передачи мельчайших деталей. Эффект свечения, которого можно было достигнуть только с помощью масляных красок, делал эту технику более подходящей для изображения драгоценностей, парчи, бархата и особенно человеческой кожи. Хиеронимуса Босха (ок. 1460 – 1516) называли автором мистических фантасмагорий. Его программными произведениями считаются «Корабль дураков», «Сад земных наслаждений», «Искушение святого Антония». Босх создавал образы рая и ада, как бы увиденные в галлюцинациях – причудливые и демонические.
Я. Ван Эйк. Портрет супругов Арнолъфини
Триптих «Сад земных наслаждений» (1503 – 1504) – одно из самых значительных произведений художника. В левой части триптиха изображен земной рай. Здесь нагота персонажей воплощает их адамическую первозданную невинность. Центральная часть – «Сад наслаждений» – дала название всему триптиху. В центре зачарованного сада находится круглое озеро с фонтаном юности, которое окружают обнаженные люди, скачущие на фантастических животных. Пространство картин заполнено природными структурами и техническими устройствами. Например, пара влюбленных расположилась внутри прозрачного шара-цветка. На створках триптиха представлено множество животных (слоны, жирафы, кошки, собаки, птицы), а также фантастические существа. Среди изображенных персонажей встречаются чернокожие мужчины и женщины – таким образом, художник хотел передать многообразие мира. В правой части триптиха «Ад» Босх показал образы человеческой испорченности, низменных инстинктов и пороков. Пропорции искажены, пространственные отношения перепутаны, люди и звери создают причудливые гибриды. Изображение адских мучений занимало центральное положение в творчестве художника. На картине «Воз сена» (1500-1502) грешники направляются в ад, который также находится на земле. Каждый из них стремится урвать себе кусок побольше от стога сена, символизирующего мир, полный соблазнов. Воз тянет в ад группа монстров. В кортеже участвуют папа, император и другие сильные мира сего. Демонология уживается у Босха со здоровым народным юмором, тонкое чувство природы – с холодным анализом человеческих пороков. Произведения художника пронизаны трагическим предчувствием вселенской катастрофы. Необходимо заметить, что некоторые направления современной живописи сформировались под влиянием творчества И. Босха. Творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (1525/ 30 – 1569) – вершина нидерландского Ренессанса. Композиции его картин тщательно продуманны, живопись совершенна и символична. Славу Брейгеля у потомков заслужили его «Падение Икара» (1555 – 1558), «Охотники на снегу (Зима)» из цикла «Времена года» (1565), «Крестьянский танец» (1565) и аллегорическая картина «Слепые» (1568). Пейзаж «Охотники на снегу» пронизан тонким чувством природы, лиризмом и щемящей грустью. Темно-коричневые силуэты больших деревьев, фигуры охотников и собак четко вырисовываются на фоне белого снега. Вдали открывается величественная панорама холмов, замерзшая река, дома и крохотные фигурки людей на льду. Группа устремленных вдаль охотников расположена по диагонали, что вносит энергичное движение в заснувшую природу. Отзвуком размышлений художника о смысле жизни была картина «Падение Икара». У Брейгеля гибель античного героя, дерзновенно устремившегося к солнцу, оказалась незамеченным эпизодом обыденной жизни. Брейгель показывает широкую панораму пронизанного солнечным светом пейзажа. На переднем плане изображен пахарь, занятый своим мирным трудом, вдали рыбак тянет сети и пастух пасет стадо. Именно простые люди, труженики станут героями многих произведений художника. При этом человек занимает в мироздании скромное место, растворяется среди себе подобных. По сравнению с величием и гармонией природы жизнь людей кажется мелочной и суетной. Художника привлекала повседневная жизнь крестьянства во всем многообразии. Он изображал массивные фигуры, сгорбленные спины, грубые одежды, гротескные лица («Крестьянский танец», «Крестьянская свадьба» и др.), но при этом видел в народе энергию, трудолюбие, цельность. На полотне «Крестьянский танец» очерченные четким контуром фигуры выдвинуты на передний план. Художник точно передает могучие движения танцующих пар, выражая стихийные силы народа. Резкое сокращение фигур в перспективе подчеркивает размах стремительной пляски. Цветовые пятна зеленого, черного, белого и особенно красного цветов акцентируют пульсирующий ритм танца. Картина «Вавилонская башня» – это предупреждение о каре за высокомерие. Она написана в соответствии с известным библейским сюжетом: люди решили построить башню до неба, чтобы увековечить свое имя, но, разгневанный их гордыней, Бог лишил их общего для всех языка и дал им несколько. Строители не смогли понять друг друга, и работа не была завершена. На полотне «Слепые» пять обреченных судьбой страшных слепых калек, не понимая, что с ними происходит, направляются в овраг вслед за оступившимся вожаком. Потухший колорит символизирует здесь слепоту разума, подчеркивает состояние безысходности. Художник показывает, что природа вечна, как вечен мир, а путь слепых – это жизненный путь всех людей (см. цв. вкл.). Природа – вот истинный герой творчества Брейгеля. Он делает ее безучастной к человеческой драме.
Питер Брейгель Старший.Охотники на снегу
Брейгель стал известным еще при жизни, знатные люди коллекционировали его картины, даже с крестьянскими, сценами. Творчество П. Брейгеля оказало значительное влияние на многих художников – вплоть до нашего времени. * * * Прогресс, достигнутый нидерландскими художниками в технике масляной живописи, имел очень важное значение для дальнейшего развития искусства. Художники с помощью этой техники воссоздавали реальность с удивительной достоверностью. В нидерландском искусстве возник новый вид перспективы: ощущение глубины достигалось не с помощью слияния линий в одной точке, а за счет ослабления цвета по мере удаления. В портретном искусстве все большее место стали занимать обычные люди. Восхищение величием и бесконечностью природы в искусстве нидерландского Возрождения привело к желанию человека соревноваться с ней и победить, в первую очередь обратить внимание на себя. Эти искания продолжились и были поддержаны художниками немецкого Возрождения, развившими портретный жанр.
|