Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Позднее Возрождение




 

Как уже говорилось выше, Венеция на протяжении XVI в. оставалась последним оплотом независимости и свободы страны, в ней дольше, чем в других городах Италии, сохранились традиции Ренессанса. Это видно на примере творчества двух крупнейших художников второй половины этого столетия – Паоло Веронезе и Тинторетто.

Паоло Кальяри, по прозвищу Веронезе (1528 – 1588), так как он был родом из Вероны, прославился, когда в 1553 г. был приглашен в Венецию для росписи Дворца дожей, где создал знаменитый «Триумф Венеции». Кисти Веронезе принадлежат великолепные декоративные ансамбли стенных и плафонных росписей с множеством персонажей и деталей. Веронезе был блестящим колористом, использовал тончайшие цветовые оттенки.

Одна из лучших работ молодого Веронезе – росписи потолка церкви Сан-Себастъяно в Венеции, посвященные библейской героине Эсфири. Фигуры были изображены в головокружительных ракурсах на фоне голубого неба. Мастер применил прием «прорыва» потолка, чтобы показать небосвод.

Крупнейшим достижением монументально-декоративной живописи Веронезе стали фрески виллы Барбаро-Вольпе в Мазере (1560- 1561). Наиболее известная из них – восьмиугольная композиция с изображением богов Олимпа. Монументальные холсты Веронезе на евангельские сюжеты наполнены впечатлениями от многолюдных и ярких венецианских празднеств («пиры Веронезе»). Особенно знамениты среди них «Брак в Кане» (1563) и «Пир в доме Левия» (1573).

Веронезе вводил в религиозные сюжеты «посторонних» персонажей, обладающих портретными чертами современников, оптимистично трактовал трагические евангельские события, что вызывало решительное неудовольствие инквизиции.

На огромном полотне «Брак в Кане» художник запечатлел многолюдную, красочную, полную движения пирующую толпу у подножия роскошной дворцовой террасы. Он вывел около 130 персонажей, среди которых можно увидеть европейских государей, а также Тициана, Тинторетто и самого Веронезе в образе музыкантов на переднем плане.

Картина «Пир в доме Левия» показывает грандиозное действо, происходящее в интерьере трехпролетной лоджии. Произведение отличают декоративная яркость цвета, жизнерадостность сюжета и некоторая театрализация действия.

Якопо Робусти, по прозвищу Тинторетто (1518-1594), остро и глубо­ко показал трагизм своего времени. Художник дерзко ниспровергал привычное для Возрождения обобщенно-идеальное восприятие мира, отойдя от традиционной трактовки религиозных тем, усилил их жанровую и психологическую выразительность. Он любил изображать массовые сцены, проникнутые единством переживания. Его бунтарское искусство, полное титанической мощи, пронизано необузданной фантазией, одухотворенностью.

Тинторетто не соблюдал сложившиеся в изобразительном искусстве традиции. Отказавшись от уравновешенности и статичности, он тяготел к асимметричным композиционным построениям, насыщал сюжеты движением, расширял границы пространства. Тинторетто создавал грандиозные по масштабу декоративные росписи и циклы фресок, алтарные картины, портреты современников. Лучшие произведения художника: «Введение во храм» в церкви Санта-Мария дель Орто (1555), «Распятие» (1565-1588), «Тайная вечеря» (1592-1594).

Композиция картины «Введение во храм» строится по динамичной спиралевидной линии, что подчеркивает ощущение высокого духовного подъема. Легкая фигура Марии, поднимающейся по лестнице, четким силуэтом выделяется на светлом фоне неба. Второстепенные персонажи, вынесенные на первый план, показаны в резких ракурсах, что также придает сюжету динамичность.

Монументальная композиция «Распятие» включает толпы людей, смятенных и любопытствующих, скорбных и торжествующих при виде распятия. У самого подножия креста расположена группа близких, потрясенных страданиями Христа, который в сиянии божественного света возвышается над всеми и словно стремится охватить и защитить раскинутыми руками весь мир.

На картине «Тайная вечеря» действие происходит в темной таверне. Верхний боковой свет способствует выявлению объемов и форм, создает таинственную атмосферу. Особый драматизм сюжету придает диагональное построение композиции. Стол расположен под углом к краю картины и уходит в глубину. Художник запечатлел момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело мое». Эта сцена проникнута мистическим волнением, а в таверне продолжается обычная жизнь, люди суетятся, не осознавая значимости происходящего.

Драматичное, полное эмоциональной силы искусство Тинторетто не только завершает этап позднего Возрождения, но и намечает пути дальнейшего развития европейского искусства.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты