Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Вопрос 52.Общая философия: познание - творчество - интуиция. Объяснение и понимание. Роль в познании знаковых систем и символических форм культуры.




Читайте также:
  1. A) автоматического перевода с символических языков в машинные коды
  2. A) системного программного обеспечения
  3. A) системный блок, дисплей, клавиатура
  4. A. системы учета
  5. A.Становление системы экспортного контроля
  6. AGIL. Системный подход в теории Т. Парсонса.
  7. B) Информационные системы в логистике
  8. CASE-технология создания информационных систем
  9. GNU(рекурсивный акроним от GNU’s Not UNIX — «GNU — не Unix!») — это проект создания свободной UNIX-подобная операционной системы, открытый в 1983 году Ричардом Столлмэном.
  10. I этап— идентификация (опознание) неадаптивных мыслей.

Познание есть процесс приобретения человеком знаний, являющихся высшей формой информации (она в них дается в контексте культуры) и представляющих собою идеальное воспроизведение объективных характеристик всего многообразия реального бытия, включая и человеческое бытие. Особенно способность знаний воспроизводить в мысленной форме сущность вещей, поскольку в этом с наибольшей рельефностью обнаруживается социокультурная функция познания -вооружать идеальными моделями все виды практического освоения мира человеком и тем самым ориентировать его в мире. Ясно, что жизненная ценность этих моделей находится в прямой зависимости от их совпадения с действительностью, хотя и мера этого совпадения («мера достоверности») может быть сложной. Субъект и объект познания - понятия соотносительные, т. е. взаимосвязанные. Это значит, объект (под ним понимается не только отдельный предмет, но и весь материальный мир, природный и социальный) в теории познания рассматривается не сам по себе, а так, как он дан субъекту, т. е. отдельному человеку, социальной группе, обществу в целом. Иными словами, под объектом здесь понимается не просто действительность, а действительность так или иначе втянутая в процесс деятельного освоения ее человеком и в той или иной мере им уже познанная. Творчество - это созидание нового во всех видах творческой деятельности, включая познавательную и свойственно оно лишь человеку. В настоящее время учение о творчестве развивается на стыке наук о человеке и его деятельности. Это позволяет раздвинуть границы творчества, считать творчеством не только созидание нового в науке, искусстве, технике и т. п., но и, в сущности, всякое действие и поступок человека, если они носят ярко выраженный личностный характер (понимание творчества как способа существования и самоутверждения личности. Генезис творчества заключен в труде, а точнее в человекотворческой стороне труда, т. е. в таком обмене (в процессе труда) деятельностями и деятельностными способностями, в ходе которого развивается и сама деятельность, и субъект ее - человек. Соответственно и творчество- это деятельность, направленная на саморазвитие человека, точнее- самодеятельность, что подчеркивает в творчестве совершенно необходимый элемент свободы. Природа творчества, однако, такова, что оно всегда не повторение наличной культуры, а «выход» за ее пределы, созидание новых форм деятельности и новых образцов культуры, хотя и на базе уже имеющейся. Соответственно и смысл творчества в конечном счете- в развитии и усовершенствовании рода Человека, осуществляемом в процессе всеобщего самодеятельного труда и непременно через личностную форму. Так мы приходим В итоге к развернутому определению творчества как универсально - преобразующей, личностной, целостной, культурно-исторической деятельности, в процессе которой осуществляется самопроизводство и саморазвитие сущностных сил. Главный критерий творчества- это развитие, накопление деятельностных способностей человека в указанном выше конкретном социокультурном контексте. И новое здесь- это новые творческие силы (способности и потребности) людей закрепленные в объективированных формах культуры гуманистически ориентированные и соотносимые с общим смыслом всей человеческой истории- непрерывным и восходящим (хотя реально и противоречивым, осложненным проявлениями антикультуры и антитворчества) процессом обновления и обогащения творческих сил людей как самоцели общественного развития, как действительного богатства и социума в целом, и каждого отдельного человека. Учесть необходимо и неабсолютный, относительный характер критерия новизны. Новое для отдельного индивида не всегда ново для всего человечества, но если это новое способствует качественному росту личности- оно творчески новое. Любой человек в той или иной мере обладает творческими способностями Гений - это высший уровень развития способностей реализуются они в творческих свершениях, составляющих эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Талант не освобождает от труда; известно, что только благодаря напряженному труду достигали талантливые люди высочайшего мастерства и всемирной известности. Механизмы творчества. 1) социальные механизмы, связанные с культурно-историческим контекстом творчества (см. выше), 2) психологические, среди которых особенно важна роль такого сложного и во многом еще малоизученного феномена, как интуиция. Еще в древности с интуицией связывали некую высшую способность ума постигать истину путем ее прямого усмотрения, минуя логические доказательства. Во-первых, выделены этапы в «работе» интуиции. Обычно выделяют 4 этапа: 1. Накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в системе памяти; 2. Неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов, правил в решения определенной задачи; 3. Четкое осознание задачи 4. Неожиданное для данного человека нахождение решения. Во-вторых, анализируя природу интеллектуальной интуиции как познавательно наиболее эффективной, следует указать на присутствие в актах интуиции чувственно-эмоционального момента. В-третьих, понимание интуиции как эмоционально-рационального процесса вплотную подводит к выводу, что усмотрение ею истины подготавливается не только деятельностью также и бессознательными процессами, стоящими за чувственной стихией. Интуиция предполагает опору на подсознательный опыт, переход неосознаваемых (или смутно осознаваемых) процессов в ясно осознаваемые и последующее возвращение «смытых» сознанием актов в скрытые, интуитивные. Наконец, в-четвертых - о роли в актах интуиции сознательных элементов творчества. Одно из важнейших условий творчества - целенаправленная умственная деятельность, максимальное и продолжительное погружение в проблему напряженный контролируемый труд. Объяснение и понимание. Первое- это раскрытие сущности объекта познания, осуществляемое через установление законов явлений, когда знания о единичных фактах подводятся под более общие знания и в итоге уясняются генетические и другие связи и зависимости этих фактов; складывается объяснение из описания и анализа и в наиболее полной, зрелой форме выражается ной теории; особенно наглядно объяснение обнаруживает себя в естественных науках. Второе же- это раскрытие скрытых смыслов изучаемых явлений, т. е. постижение той социокультурной реальности, которая опредмечена в них и которую можно «понять», если знаешь ее «код»; соответственно и понимание, строго говоря, «связано не с самими по себе объектами природы, а с предметами культуры», носит человечески -личностный характер, выражается, прежде всего, процедурах интерпретации. Взаимосвязь объяснения и понимания, то, что они не существуют друг без друга, и это относится как к естественно-научному, так и к гуманитарному знанию. Особенно остро здесь проблема понимания стоит в ситуациях ре волюций в науке, когда наблюдаются радикальные «смены парадигм». Главное, что отличает рациональное познание, " это, во-первых, способность абстрагироваться от данной конкретно-чувственной ситуации, выйти за рамки единичности, что обеспечивает простор свободе воображения в его комбинационном творчестве, порождающем новое в познавательном процессе, и во-вторых, умение выделять в предметах и явлениях не только общее, но и существенно-общее, что раскрывает содержание указанного нового - проникновение в сферу сущности вещей. Исключительно важна здесь роль языка, его знаковая функция, обеспечивающая передачу определенного мысленного содержания, абстрагированного от конкретных ситуаций, все новым и новым поколениям, его хранение и накопление «на опыте веков". Знаками широко пользуются естественный и искусственные языки и они многообразны; особое место среди них занимают знаки-символы, которые, сохраняя наглядную форму, способны выражать сушностное содержание высоких уровней обобщения (например, икона для верующего христианина). При этом следует подчеркнуть: знаковая форма присуща лишь абстрактному мышлению. Впрочем, использование знаковости абстрактным мышлением как главным орудием рационального познания - не довод в пользу отрицания и его отражательной природы, а показатель того, что эта природа выражена в абстрактном мышлении сложнее, чем в чувственном познании. Чтобы глубже познать реальность, совершить переход от явления к сущности, оно использует знаковые системы, отходя от непосредственности и наглядности чувственного познания и тем самым приобретая по отношению к нему известную самостоятельность, препятствующую растворению его в чувственном познании. А с другой - оно исходит из данных чувственного познания, опирается на них, представляя собою их рациональную обработку.







 


Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 71; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты