КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Аргументация и убеждение.Аргументация – логико-коммуникативная процедура, служащая обоснованию точки зрения (утверждения, суждения, гипотезы, концепции и т.д.) с целью ее понимания и (или) принятия реципиентом (ч-ом, к-ому она адресована). Всякая арг-ция имеет два аспекта – логический и коммуникативный. В логическом плане арг-ция выступает как процедура отыскания и предъявления для нек-ого положения, выражающего определенную точку зрения (тезиса), опоры в других положениях. В коммуникативном плане арг-ция – проц. передачи, истолкования и внушения реципиенту и-и, зафиксированной в тезисе аргументатора. Конечная цель этого проц-а – формирование нек-ого убеждения. Арг-ция достигает этой цели в том случае, если реципиент а) воспринял, б) понял и в) принял тезис. Арг-ция – речевая деят-ть, включающая сист-у утверждений, предназначенных для оправдания или опровержения какого-то мнения. Она обращена в первую очередь к разуму ч-а, к-ый способен, рассудив, принять или отвергнуть это мнение. Черты арг-ции: · арг-ция всегда выражена в языке, имеет форму произнесенных или написанных утверждений; теория арг-ции исследует взаимосвязи этих утверждений, а не те мысли, мотивы, идеи, которые стоят за ними; · арг-ция - целенаправленная деятельность: она имеет своей задачей усиление или ослабление чьих-то убеждений; · арг-ция – социальная деят-ть, т.к. она направлена на др. ч-а (людей), предполагает диалог и активную реакцию другой стороны на приводимые доводы; · арг-ция предполагает разумность тех, кто ее воспринимает, их способность рационально взвешивать аргументы, принимать их или оспаривать; · арг-ция всегда явная, иначе будет путаница с понятием «манипуляции»: является ли манипуляция арг-цией, и если да, то насколько она корректна/почему некорректна? В логической структуре аргументации выделяют 3 составляющие: А1, А2, …,Аn => Т o тезис (Т) отвечает на в-с «Что аргументируется?» и концентрирует на себе внимание аргументатора и всех участников диалога. Это положение, выражающее позицию одного из субъектов по теме арг-ции; o аргументы (основания, доводы – А1, А2 и т.д.) отвечают на вопрос «Чем аргументируется выдвигаемое положение?». Критерии их отбора различны; часто мы используем аргументы, выработанные в рамках научного познания, но иногда опираемся на силу традиций, мнение окружающих, суждение лидера и т. п. o форма (обозначается в схемах как =>) – логическая связь тезиса с арг-тами (о-т на в-с «Каким способом аргументируется тезис?»). Принудительная сила арг-ции во многом определяется хар-ром формы. Наибольшей принудительной силой обладает дедуктивная форма: при ней тезис с необходимостью вытекает из оснований, его истинность гарантируется истинностью последних. Меньшая принудительность – у индуктивной формы (когда тезис общего содержания обосновывается частными случаями, примерами), у формы аналогии, сравнения, метафоры. Предметная область теории арг-ции - убеждение. «Убеждение» имеет 2 основных значения: · прочно сложившееся знание или мнение, т.е. рез-т проц-а познания или арг-ции, к-ый признается истинным, правильным или справедливым. Существенные признаки убеждения в этом случае: совок-ть определенных концепций, взглядов, идей, представлений и признание ее ценности; убеждение мб индивидуальным или групповым, мотивирует внешнюю деятельно-ролевую активность ч-а. · мыслительный проц., арг-ция в совок-ти приемов и сп-бов воздействия на мнения др. людей. В теории аргц-ции «убеждение» используется в обоих значениях. В первом: Часто задачей арг-ции явл. выработка убеждения в истинности какого-либо утверждения. убеждение мб полным и неполным. В последнем случае убеждение называют мнением (это тоже уверенности в истинности, но не полная, при к-ой допускается нек-ое сомнение в истинности утверждения). Убеждение и мнение могут, конечно, вырабатываться не только на основе арг-ции или наблюдения и практической деят-ти, но и путем внушения, на основе веры и т.п. Аргц-ция – проц. формир-ия убеждения или мнения относительно истинности какого-либо утверждения поср-вом других утверждений и логич. ср-в. Точки зрения на соотношение аргументации и убеждения (во втором значении): · убеждение и арг-ция – равноценные компоненты единого коммуникативного процесса; · арг-ция обращает внимание на рационально-логические его аспекты, в то время как убеждение может отдавать предпочтение и эмоционально-психологическим. Процедура арг-ции выглядит след. образом: сначала ч-к доказывает тезис себе (иногда в течение всей своей жизни, иногда – в течение короткого срока). Когда ч-к не доказал тезис себе, у него нет права доказывать его кому-нибудь другому. Можно рассуждать на тему, полемизировать, расспрашивать других людей, но доказывать тезис рано, говорящий к этому не готов. Чтобы доказать нечто себе, выбираются те арг-ты, кые убедительны для вас как для ч-а. Грубая ошибка арг-ции - когда ч-к себе нечто доказал, он начинает доказывать это другому, приводя те же самые аргументы и в том же порядке, как и себе. Такая арг-ция обычно проваливается, поскольку выбирались арг-ты, приоритетные для сознания говорящего. Когда ч-к берется убеждать другого, следует выбрать те арг-ты, к-ые приоритетны для сознания этого другого (индивидуальный подход к арг-ции). Арг-ция принадлежит к категории наиболее трудных в коммуникативном отношении процедур. Без спец. подготовки люди редко умеют это делать. Одна из причин, по к-ым люди не умеют убедить, заключается в том, что они, к.п., или разубеждают ч-а в том, что он прав, или начинают доказывать, что правы они сами, не разоблачая точки зрения своего оппонента. Эфф-сть арг-ции зависит от многих факторов: · Особ-стей сообщения: обоснованность, ст-нь расхождения с позицией реципиента, последовательность, апелляция к контраргументам, радикальность предположений, эмоциональность; · Особ-тей аргументатора: доверие, авторитет, компетентность, честность, привлекательность; · От того, каким образом передается сообщение: непосредственность, канал ком-ции, использование СМИ, наглядность; · Особенностей адресата сообщения: заинтересованность, потребности и цели, осведомленность, психическое состояние, социально-психологические особенности личности и группы, степень близости позиции адресата выдвинутому предложению;, ожидание убеждающего воздействия и др.
|