КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Внешкольное образованиеВесной 1900 г. были открыты вечерние классы для рабочих мануфактурной фабрики А. Я. Балина во Владимирской губернии. Осенью того же года — вечерние классы для рабочих писчебумажной фабрики М. Г. Кувшинова в Тверской губернии, курсы для рабочих-текстильщиков в Иваново-Вознесенске и др. В 1903 г. в Петербурге на средства графини СВ. Паниной был открыт Литовский народный дом. Широкую известность получила деятельность Петербургского комитета для оказания содействия молодым людям в достижении нравственного и физического развития, которая финансировалась миллионером Э.Л.Нобелем. К 1905 г. в России насчитывалось около 250 просветительских Обществ, около 800 воскресных школ, 500 вечерних и воскресных Курсов для рабочих. Значительно расширилась сеть народных библиотек и читален. Активно работали Петербургское общество народных университетов и аналогичные общества в Москве, Казани, Екатеринодаре и других городах. Таким образом, в начале XX в. благотворительные общества Приобретают характер подлинно просветительских организаций, I внося заметный вклад в дело общественного образования и соци-I ильного воспитания. Появляются новые формы социального воспитания. Примером можeт служить практический опыт в этом направлении С. Т. Шацкого, который вместе с А. У. Зеленко в 1906 г. организовал в Москве общество «Сетлемент» (Культурный поселок). На средства, выделенные владельцами крупных предприятий братьев Сабашниковых, Кушнеровых, Морозовой, по проекту А. У. Зеленко (архитектор по своей основной профессии) на окраине Москвы в Марьиной роще было построено клубное здание для детей. Педагогический коллектив состоял из талантливых выпускников Московского университета Е. А. Казимировой, К. А. и А. А. Фортунатовых, Л. К. Шлегер, Н. О. Массалитиновой. Дети посещали различные клубы, каждый из которых имел свое название и самоуправление. Подростки учились ремеслу, пению, танцам, занимались астрономией, биологией, театральным творчеством. Однако 1 мая 1908 г. «Сетлемент» закрывается московским градоначальником за «попытку проповедования социализма среди детей». Но благодаря настойчивости Шацкого и его единомышленников в 1909 г. созда ется новое общество «Детский труд и отдых», которое фактически продолжило традиции «Сетлемента». В 1911 г. вместе с В. Н. Шацкой на общественных началах он основывает летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь». В ней ежегодно проводили лето 60 — 80 детей, которые посещали учреждения детского общества. Здесь СТ. Шацкий вместе с сотрудниками в опытной работе проверяли идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношений воспитателей и воспитанников, динамики развития детского сообщества. В 1912 г. в обществе «Детский труд и отдых» был создан проект, который включал в себя все возрастные группы детей и основные виды работы с ними. Сюда же входили клубы, мастерские, детские библиотеки и так называемая детская трудовая колония. В том же году в проект были включены постоянно действовавшие опытные курсы для подготовки культурных работников, что было обусловлено необходимостью вести широкую культурно-просветительную работу со взрослым населением. Авторы проекта считали, что только в культурной во всех отношениях среде можно сформировать культурную и воспитанную личность. В 1916 г. было создано еще несколько проектов, согласно которым должен был возникнуть межуездный опытный участок, куда должны были войти несколько начальных и дополнительных школ, целый ряд детских садов и ясель, мастерские, библиотеки для детей и взрослых, местный краеведческий музей, народный дом. Сюда же кроме педагогов планировалось включить специальную группу научных работников, чтобы расширить изучение окружающей социальной среды и ее влияния на детей. Уже в начале XX в. в России получили распространение подростковые «трудовые артели», «майские союзы», различные ученические организации. Создавались летние детские колонии, дружины «потешных» и др. Особую роль б пропаганде ценностных аспектов теории и прак тики этих новых форм социального воспитания выполняли педа гогические и детские журналы. В них большое внимание уделял ос i. вопросам возрастной и педагогической психологии, критике «ста рой школы», обоснованию необходимости обновления воспитания, опыту «новых школ» и внешкольного воспитания, детски юношеских сообществ и движений. Существенная в ценностном отношении особенность российского скаутизма состояла в том, что задача воспитывать преданного православию, верноподданного гражданина, мужественного ОИна и защитника Отечества органически сочеталась с такими Ксиологическими ориентирами общечеловеческого значения, как Механизм, нравственный идеал добра, справедливость, честь и Лужение людям.
|