КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 34 – Правовой обычайПравовой обычай – один из наиболее древних текстуальных источников права. Под обычаем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения каких-либо фактических отношений. Таково общее правило. Для Ульпиана обычай – «молчаливое согласие народа, укоренившееся благодаря долговременной привычке». В то же время необходимо иметь в виду, что хотя норма обычая формируется практикой, и действия субъектов, их поведение, предшествуют признанию обычаев в качестве правовых, далеко не всегда требуется их многократное повторение для того, чтобы они приобрели это свойство. В основе правового обычая может находиться правовой прецедент. Обычай может быть как всеобщим, так и локальным, действующим только в определённых местностях. Далеко не всякий обычай является правовым. Для непосредственного социального действия в качестве правового текста он должен иметь объективно правовое содержание (конституировать легитимные права и обязанности), а для того, чтобы получить значение государственно-признанного источника права – быть санкционированным государством (в Романо-германской правовой семье). Санкционирование (признание) обычая в качестве источника права осуществляется путём ссылки на обычай как на общеобязательное правило в каком-либо нормативно-правовом акте государства, или при аналогичном его признании судебной, административной или арбитражной практикой. Правовой обычай имел огромное значение в античном и средневековом обществах. Например, в варварском обществе обычай определяет всю жизнь человека, всё его поведение в той или иной ситуации. У индивида просто не выбора – обычай за него определяет дальнейшие поступки, любой поступок должен соответствовать строгим предписаниям, вытекающим из принадлежности к группе. Право в варварском обществе не выделено в особую сферу жизни. Нет такой стороны, которая не регулировалась бы обычаем. В настоящее время правовой обычай постепенно вытесняется (особенно в Романо-германской правовой семье)другими текстуальными источниками права, прежде всего, законом. Но поскольку государственно-правовое регулирование не может охватить все общественные отношения, подлежащие такому регулированию, обычай сохраняет своё значение в отдельных отраслях частного и, в меньшей степени, публичного права. Так, ст. 5 ГК РФ признаёт в качестве источника предпринимательского права обычай делового оборота, под которым понимается «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». При этом обычаи делового оборота не применяются, если они противоречат «обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору». Ст. 134 Кодекса торгового мореплавания устанавливает, что срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон (договором), а при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки. Обычай – источник не только государственного, но и социальногоправа. Последнее и существует преимущественно в форме традиций, обычаев, обыкновений.
Наиболее значимые из них или признаются правовыми по своей природе (при наличии определённых признаков – в англосаксонском праве), или санкционируются государством и становятся нормами государственного права (в Романо-германских правовых системах). При этом в англо-саксонском правовом сообществе фактически признаётся существование негосударственного, социального права, так как обычай признаётся правовым не с момента вынесения судебного вердикта, ссылающегося на него, а с того момента, когда обычай получил необходимые правовые свойства (длительность существования, добровольность исполнения, соответствие разуму и действующим законам и т.д.).
Правовые обычаи могут представлять как государственное,так и социальное право, но в любом случае их отличительной чертой является неписаный характер. Это право пользуется тем большим авторитетом, что доказано отсутствие необходимости придать ему письменную форму. Считается, что неписаные обычаи более пластичны и отвечают постоянно изменяющимся потребностям гражданского оборота. Правовой обычай в целом можно определить как правовой текст, сложившийся на основе постоянного и единообразного повторениякаких-либо фактических отношений и интерпретируемый как основание общезначимойи общеобязательной нормы поведения,имеющий предоставительно-обязывающий характер. Ответ на вопрос 34: Правовой обычай – один из наиболее древних текстуальных источников права. Под обычаем понимается правило поведения, сложившиеся на основе постоянного и единообразного повторения каких-либо фактических отношений. Для Ульпиана обычай – «молчаливое согласие народа, укоренившееся благодаря долговременной привычке». Хотя далеко не всегда для возникновения обычая необходимо многократное повторение. В основание обычая может лежать судебный прецедент. Далеко не всякий обычай является правовым. Для своего правового действия в качестве правового текста обычай должен иметь объективное правовое содержание, т.е. конституировать социально признанные права и обязанности. Для того, чтобы стать государственно признанным источником – он должен быть санкционирован государством. Отличительной чертой правового обычая является его неписанная форма. Правовой обычай можно определить как устный правовой текст, сложившийся на основе постоянного и единообразного повторения каких-либо фактических отношений, который интерпретируется субъектами как общезначимой и общеобязательной нормой поведения, имеющий представительно-обязывающий характер. Правовой обычай может быть всеобщим (универсальным, действующим на всей территории государства) и локальным (например, национальным). Существуют также профессиональные правовые обычаи. Сегодня обычай, особенно в романо-германской правовой семье, постепенно вытесняется другими текстуальными источниками права, например законом.
|