![]() КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СтатьяПравильному использованию слов РІ зависимости РѕС‚ контекста учит риторика. Однако правильный выбор самого контекста, то есть создание лейтмотива для рекламного объявления, РІ немалой степени определяется жанром рекламы. Рзучением рекламных жанров занимается стилистика – наука Рѕ стилях языка. Каждый жанр обладает специфическими стилевыми отличиями, позволяющими его верно идентифицировать. Жанры сложились исторически, РѕРЅРё тесно связаны СЃ физическими Рё культурологическими особенностями носителей рекламной информации. Физическая структура каждого такого носителя определяет физиологические возможности человека для считывания СЃ него сведений, представленных РІ РІРёРґРµ текста. Культурные традиции обращения СЃ информацией Рё ее носителями того или РёРЅРѕРіРѕ СЂРѕРґР° определяют степень внимания Рё доверия Рє получаемым сведениям, особенности РїРѕСЂСЏРґРєР° считывания последних, принципы потребления Рё эксплуатации полученной подобным образом информации. Как уже говорилось ранее (СЃРј. главу 1), Маяковский уделял большое внимание внешнему РІРёРґСѓ рекламного текста Рё вывел закономерность: подлинно эффективный текст создается СЃ учетом правильного понимания СЃРїРѕСЃРѕР±Р° доставки его адресату. Если СЃРїРѕСЃРѕР± доставки подобран неправильно, то текст РЅРµ будет прочитан, Р° даже если Рё будет – РЅРµ вызовет доверия, оставит равнодушным. Р’РёРґ носителя формирует жанр Рё определяет стиль, РІ котором выдержано рекламное сообщение. Филологией различается несколько языковых стилей, каждый РёР· которых характеризуется наличием собственных выразительных средств Рё использованием специфической лексики, неуместной РІ посланиях, которые выдержаны РІ целом РІ РґСЂСѓРіРѕРј стиле. Блестящим примером неудачного использования стилистического потенциала можно назвать эксперимент известного филолога первой половины XIX РІ. Рђ.РЎ. Шишкова: «Несомый быстрыми РєРѕРЅСЏРјРё, рыцарь внезапно низвергся СЃ колесницы Рё расквасил себе рожу».[125] Слова «расквасил рожу» представляются совершенно неуместными РІ данном контексте, поскольку контрастируют СЃ РЅРёРј как стилистически приниженные. Рассказ Рѕ стилистике РІ сфере рекламы невозможно продолжать, РЅРµ ответив РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃ, существует ли особый, рекламный стиль речи или же имеется некий комплекс приемов РёР· разных стилей, формирующих рекламное сообщение. Профессиональные филологи РїРѕРєР° РЅРµ занимались этим РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРј всерьез, хотя рекламная речь существует СЃ давних времен. РћРЅР° первоначально зародилась РЅР° базарных площадях Древнего Востока, РіРґРµ торговцы зазывали посетителей приобрести тот или РёРЅРѕР№ товар. Р’ древней Рбле (5000 лет назад) штат специалистов РїРѕ маркетингу насчитывал примерно 11 000 человек, что несказанно РјРЅРѕРіРѕ для РіРѕСЂРѕРґР°-государства.[126] Что именно кричали РЅР° базаре купцы-шумеры или купцы-вавилоняне Рё как вели переговоры эблаитские маркетологи, сказать сегодня трудно. РќРѕ РІРѕС‚ РёР· древнеримских письменных источников известны некоторые рекламные реплики, звучавшие РЅР° невольничьих рынках Вечного Города. Например, работорговец рекламирует живой товар – рабыню для сексуальных утех – следующими фразами: «Какое СѓРїСЂСѓРіРѕРµ тело! Разве РЅРµ эта девушка вам РїРѕРґС…РѕРґРёС‚? РЇ гарантирую ее невинность».[127] РРіРЅРѕСЂРёСЂСѓСЏ циничность данного высказывания, являвшуюся РЅРѕСЂРјРѕР№ для периода рабовладения, обратим внимание РЅР° тот факт, что рассматриваемый текст несет РІСЃРµ важнейшие характеристики современного рекламного обращения. Торговец РёСЃРєСѓСЃРЅРѕ провоцирует восторг внешним РІРёРґРѕРј товара; затем заверяет покупателя РІ том, что именно такой товар РїРѕ СѓСЂРѕРІРЅСЋ качества соответствует притязательности Рё утонченности клиента; после дает гарантии качества реализуемого товара. Перед нами, таким образом, высокоэффективное рекламное сообщение, превосходящее РїРѕ СЃРІРѕРёРј достоинствам иные рекламные тексты нашей СЌРїРѕС…Рё. Ртем РЅРµ менее РїРѕРєР° стилисты РЅРµ выделили рекламу РІ особый РІРёРґ стиля (Р° может быть, Рё РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ выделят), придется довольствоваться тем, что рекламное сообщение совмещает элементы разных стилей, применяет различные приемы Рё технологии. Нередко РІ сообщении может наблюдаться синтез стилей. Выбор того или РёРЅРѕРіРѕ стиля обусловлен тематикой сообщения. РћРґРёРЅ РёР· самых крупных рекламных жанров – РєРЅРёРіР°, брошюра Рё статья (газетная, журнальная). РћРЅРё выдержаны РІ научно-популярном стиле, который позволяет познакомить читателя СЃ достижениями какой-либо большой компании Рё вместе СЃ тем РЅРµ перегружать его специальной терминологией. Лексика берется РёР· той области, РІ которой осуществляет СЃРІРѕСЋ деятельность компания. РљРЅРёРіРё более всего РїРѕРґС…РѕРґСЏС‚ для нефтяных гигантов Рё кредитных учреждений. Так, РІ 2003 Рі. банк Р—РђРћ В«Ркономбанк» порадовал СЃРІРѕРёС… клиентов Рё деловых партнеров, опубликовав собственную историю Р·Р° весь советский период.[128] РљРЅРёРіР° изобилует терминами РёР· области финансов, права Рё истории, однако читается легко, СЃРІРѕР±РѕРґРЅР° РѕС‚ канцеляризмов. Статьи обходятся компаниям дешевле всего, вдобавок РѕРЅРё более соответствуют размаху деятельности крупных торговых фирм Рё промышленных предприятий. Высокий профессионализм прослеживается РІ лаконичных, РЅРѕ достаточно обстоятельных Рё доступно написанных статьях РѕС‚ компании «Невская косметика». Рассмотрим РѕРґРёРЅ РёР· таких текстов, посвященный продукции марки «Ворожея», чтобы изучить тонкости стилистики, характеризующие данный жанр. «Вам кажется, что каждое утро РІ зеркале РІС‹ видите РѕРґРЅРѕ Рё то же лицо? Рто ошибка. Верхний слой кожи – эпидермис – меняется, отмирает Рё полностью обновляется Р·Р° 30 суток. РџРѕРєР° РІС‹ молоды, эти изменения можно разглядеть только РїРѕРґ РјРёРєСЂРѕСЃРєРѕРїРѕРј. РќРѕ СЃ возрастом Рё РїРѕРґ влиянием стресса, неблагоприятных экологических условий коллаген, придающий эластичность коже, значительно изнашивается, нарушается естественный баланс влаги, появляются морщинки, Р° кожа становится СЃСѓС…РѕР№ Рё безжизненной. Вернуть коже здоровый РІРёРґ, упругость, Р° также предотвратить первые признаки старения совсем РЅРµ сложно».[129] Очень удачное начало рекламной статьи. Р’ целом текст выдержан РІ научно-популярном РґСѓС…Рµ, поскольку читательница предпочитает брать средства РЅРµ декоративной, Р° лечебно-гигиенической косметики. РС… лечебный эффект нужно доказать, что затруднительно без использования научной терминологии, которая умеренно дозируется копирайтером (эпидермис, коллаген), разбавляясь местами околонаучной лексикой, ставшей ныне достоянием разговорного языка (РјРёРєСЂРѕСЃРєРѕРї, стресс, неблагоприятные экологические условия). Научно-популярный стиль требует некоторой популярности, то есть текст должен быть близок Рє занимательной литературе, которая РІ увлекательной форме РґРѕРЅРѕСЃРёС‚ РґРѕ читателя те или иные сведения Рѕ РїСЂРёСЂРѕРґРµ, Рѕ человеке. Ртот принцип выдержан Рё РІ рассматриваемом отрывке, причем копирайтер добился РЅРµ просто увлекательности, РЅРѕ именно занимательности, поскольку «увлекательность, – как РіРѕРІРѕСЂРёР» „отец СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ занимательной научно-популярной литературы“ РЇ.Р. Перельман, – развлекает, Р° занимательность заставляет работать головой, делать выводы, применять полученные знания РІ жизни».[130] Цель рекламиста – сделать подсказку, которая послужит для женщин ориентиром РїСЂРё выборе косметики РЅР° долгое время вперед. Ртой цели удалось достичь, копирайтер сообщает поразительный факт, что обновление эпидермиса РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ Р·Р° 30 суток, Р° сам текст предваряет удачной переделкой парадоксального, РЅРѕ строго логичного философского речения, принадлежащего древнегреческому мудрецу Гераклиту Рфесскому: «В РѕРґРЅСѓ Рё ту же реку нельзя войти дважды, РІ ней всегда текут новые воды».[131] Тем самым текст СЃ первых строк приковывает внимание Рё заставляет рассуждать. РџРѕ С…РѕРґСѓ рассуждений рождаются определенные выводы, среди которых окажутся Рё выводы РІ пользу рекламируемой марки. Обратим внимание РЅР° честность копирайтера. РћРЅ избегает двусмысленностей РІ «скользких» местах, РіРґРµ РЅРµ так давно РјРЅРѕРіРёРјРё рекламистами было принято говорить неправду. Например: – СЃ возрастом появляются морщинки (правдиво, хотя Рё сглажено упоминанием РїСЂРѕ стрессы Рё С‚. Рґ.); – кожа становится СЃСѓС…РѕР№ Рё безжизненной (правдиво, хотя Рё сглажено упоминанием РїСЂРѕ коллаген). Примечательно, разрушает этот пессимистический настрой заключительная фраза, которая РЅРµ начинается СЃ банальных Рё избитых «но», «однако», Р° категорически утверждает: «вернуть РЅРµ сложно». ЗАДАНРР• в„– 19.Попробуйте трансформировать какую-либо античную максиму РІРѕ фразу, открывающую рекламный текст.
|