Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Права индивида и коллективные права




Между индивидуальными и коллективными правами су­ществует взаимозависимость, в основе которой должен лежать принцип: осуществление коллективных прав не может ущем­лять прав и свобод индивида.

Индивидуальные и коллективные права неразрывно свя­заны, хотя и различны по своей природе. Право индивида — это естественное право, присущее ему от рождения, одна из глав­ных ценностей человеческого бытия, и в качестве таковой она должна выступать измерителем всех процессов, происходящих в обществе, ибо нарушение естественных прирожденных прав человека деформирует нормальное развитие общества, дегума-низирует его. Вот почему трудно переоценить значимость прин­ципа "человеческое измерение", выработанного международным сообществом в последней четверти XX в. и являющегося ори­ентиром в тех сложных противоречивых процессах, которые происходят сегодня в мире.

Коллективные права (право парода, право нации, право общности, ассоциации) не являются естественными, поскольку формулируются и кристаллизуются по мере становления инте­ресов той или иной общности или коллектива. Их нельзя рас­сматривать как сумму индивидуальных нрав лиц, входящих в ту или иную общность или коллектив. Они имеют качественно



§ 4. Права индивида и коллективные права


 


иные свойства, определяемые целями п интересами коллектив­ного образования. Однако как бы ни были многообразны эти права, их правомерность должна неизменно проходить провер­ку "человеческим измерением" — правами индивида. Коллек­тивные права никогда не должны игнорировать прав человека, противоречить им либо подавлять их (исключением являются чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу жизни парода, нации). Если коллективные права ведут к ущемлению прав отдельного человека, значит, цели, объединяющие такую общ­ность, антигуманны и противоправны.

Это не следует трактовать как утверждение примата эгои­стического интереса индивида над интересами общности. Цен­ностный смысл выработанного тысячелетним опытом цивили­зации набора универсальных прав человека состоит в том, что в них заложен потенциал тех естественных и непременных свойств, которые необходимы для нормальной жизнедеятельно­сти человека и человечества в целом. Поэтому коллективные права не могут ранжироваться выше индивидуальных прав, а должны находиться с ними в гармонии, проверяться ими на "качество".

Такой подход является единственно правильным, однако его далеко не просто реализовать в жизни. Так, противоречия, возникающие между правами человека, правами государства, народа, нации, национальных меньшинств, народностей, малых народов, являются одной из причин межнациональных конф­ликтов, в которых каждая из сторон выдвигает свои доводы правоты, справедливости, законности, отстаивает свое право на суверенитет, свои притязания на пересмотр границ, используя при этом исторические аргументы, трактуемые в свою пользу, отстаивая свое право па самоопределение.

Однако право народа на самоопределение неотделимо от беспрепятственного осуществления всех прав индивида, и леги-тимность этого коллективного права подтверждается либо оп­ровергается отношением самоопределяющегося народа к праву каждого человека независимо от его национальной принадлеж­ности, религиозных убеждений и т. д. И в этом смысле можно говорить, что права человека выше коллективных прав народа и прав нации. Хотя при нормальном развитии процессов само­определения народа не должна возникать проблема ранжиро-



Глава V. Структура прав человека и гражданина


 


вання индивидуальных и коллективных прав, ибо цивилизован­ное понимание самоопределения неотделимо ог принципа неру­шимости прав человека. Поэтому международно-правовые нормы выражают неделимость коллективного права народа па само­определение и прав отдельного индивида, их равнозначность, дают правовую основу для их сбалансированного развития.

Такова природа и других коллективных прав, например права на развитие, осуществление которого народами, освобо­дившимися ог колониальной зависимости, не должно ущемлять прав индивидов, принадлежащих к пион национальности или расе. Коллективные права какой-либо общественной организа­ции (ассоциации) не могут основываться на подавлении или ограничении индивидуальных интересов.

Завершая вопрос о третьем поколении прав человека, мы хотим отметить, что в современных теориях наблюдается тен­денция относить сюда те из них, которые конкретизируют ин­дивидуальные права первых двух поколений (например, пра­во на отличие, право на тишину и покой и др.). Такие права не являются коллективными, и их едва ли правильно отно­сить к третьему поколению. Наряду с этим можно признать правомерным включение в эту категорию таких коллектив­ных прав, как право на солидарность и на международное общение.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты