Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Билет № 27 Человек, его права и свободы как высшая ценность –принцип констит. строя РФ




Читайте также:
  1. Communio. Право на долю вещи и доля права на вещь (реальная и идеальная доли). Правовой режим res communes.
  2. III. Государство и муниципальные образования как субъект гражданского права
  3. Negotiorum gestio. Права и обязанности сторон.
  4. Quot; Права человека
  5. Res divini iuris (вещи божественного права) и res humani iuris. Виды вещей божественного права.
  6. S: Перечислите принципы осуществления свободы совести.
  7. Thesauri inventio, условия и правила закрепления права.
  8. V1: Общая теория права и государства
  9. V1: Основы административного права Российской Федерации
  10. V1: Основы гражданского права Российской Федерации

Гуманизм — своеобразный суперпринцип всего консти­туционного строя. Его закрепление ст. 2 Конституции России свидетельствует о решительном отказе от тоталитарного под­хода к проблеме "человек — государство", при котором госу­дарство берется за решение основных вопросов жизнеобес­печения, а человек превращается в винтик большой гос.машины по всеобщему "осчастливливанию". Этот подход нивелировал людей, перекрывал пути к раскрытию всего потенциала человеческой личности. Государство не толь­ко не считало себя обязанным охранять права и свободы че­ловека, но ущемляло и "отвергало их во имя навязываемых . идеологических целей. Главной целью жизни провозглашалось

служение государству и общественным интересам, что на деле оборачивалось установлением диктатуры.

Новая рос.государственность радикально меня­ет отношения личности и гос-ва. Не человек создан для государства, а государство для человека — таков теперь главный принцип их отношений. В этом состоит гуманисти­ческая сущность Конституции и всего нового конституцион­ного права России. При этом акцент делается не на коллек­тивном пользовании правами, как это было свойственно тоталитарному гос-ву, а на индивидуальном выборе образа действий. Безусловно, коллективизм необходим для достижения определенных целей, но, понимаемый с чрез­мерным универсализмом, он в состоянии подавить инициа­тиву и способности отдельного человека, привести к цар­ству серости и посредственности. А индивидуализм, напро­тив, раскрывает потенциал общества, и задача права содей­ствовать проявлению энергии каждого человека.

Приоритет человека перед гос-ом позволяет осоз­нать место человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициа­тивы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморе­гулирования, т. е. не нуждается в тотальной регламентации со стороны государства. Государство регулирует поведение человека только в определенной "мере, так, чтобы не затро­нуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Та­кое понимание соотношения человека, общества и государ­ства подчеркивает гуманистическую сущность конституци­онного строя.



Выражение "высшая ценность" — это не юридическая, а нравственная категория. Но когда она попадает в конститу­ционный текст, то превращается в категорию правовую, т. е. в обязательное правило для всех членов общества — как об­леченных, так и не облеченных властью. Последующие гла­вы Конституции, и особенно гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина", подчинены этому суперпринципу, раскрыва­ют и детализируют его. В ст. 18, например, провозглашается, что права и свободы человека и гражданина "определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность за­конодательной и исполнительной власти, местного самоуп­равления и обеспечиваются правосудием". Отсюда следует, что все ветви власти, все звенья государственного механиз­ма служат главной цели: обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Во всех случаях их столкновения с принципом целесообразности при решении того или иного вопроса при­оритет должен отдаваться правам и свободам.

Основные обязанности государства в этой сфере сво­дятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.



Признание означает закрепление в Конституции и зако­нах всего объема прав и свобод, предусмотренных общеприз­нанными нормами международного права, а также неотъем­лемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.

Соблюдение требует от государственных органов не толь­ко воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми.

Защита предусматривает действия судебных и адми­нистративных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание со­ответствующих правовых гарантий.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценно­стью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. Отде­лить такую ограничительную, а по существу правозащит­ную, деятельность государственных органов от соблюдения прав и свобод человека часто бывает очень трудно, но без такой четкой границы деятельность государства грозит вы­родиться в произвол. Государство, кроме того, должно сле­дить за законопослушанием своих граждан, требуя от них уважения к правопорядку. Конституционная обязанность признавать человека, его права и свободы высшей ценнос­тью реализуется через сложный и разветвленный механизм власти; по существу, в этом механизме участвуют все го­сударственные органы и вся правовая система страны.

Гуманизм конституционного строя отчетливо проявля­ется в подходе к институту гражданства. Под гражданством понимают правовую связь лица с конкретным государством, которая ведет к установлению взаимных прав и обязаннос­тей, и прежде всего обязанности государства защищать права и свободы данного лица в полном объеме. Разница между правами человека и правами гражданина, может быть, не столь и велика, но только гражданство, предоставляет пра­ва в сфере осуществления государственной власти (напри­мер, право избирать и быть избранным в органы государ­ственной власти). Преимущество гражданства также в обя­занности государства защищать своих граждан за предела­ми страны. Следовательно, правовой статус, который предоставляется гражданством, наполнен гарантиями, реали­зация которых во многом зависит от должностных лиц госу­дарства. Это превращает институт гражданства в важную часть проблемы "человек — государство" и ставит его ос­новные положения 'в рязряд основ конституционного строя.



В тоталитарный период человек рассматривался как принадлежность государства, от которой государство было вправе по своему усмотрению избавиться. В соответствии с таким подходом власти произвольно высылали из страны и лишали гражданства многих граждан, в том числе выдаю­щихся деятелей культуры, за выступления в защиту демок­ратии. Гражданство искусственно увязывалось с ложно трак­туемым патриотизмом, вследствие чего зачастую станови­лись невозможными воссоединение семей, изменение граж­данства, выезд за границу.

Ныне положение радикально изменилось. Конституция (ч. 3 ст. 6) установила, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изме­нить его. Разумеется, в определенных случаях нельзя обой­тись без прекращения гражданства, но основания для этого должны быть ясно указаны в федеральном законе (ныне дей­ствует Закон о гражданстве Российской Федерации, приня­тый 28 ноября 1991 г. с изм. и доп. от 1993 и 1995 гг.). Ни при каких обстоятельствах гражданина нельзя лишать граждан­ства вопреки его желанию и без законных оснований. Такие основания необходимы и для приобретения граждан­ства — государственные органы не должны иметь право без­основательно отказывать людям в их желании принять рос­сийское гражданство.

К основам конституционного строя относится также зак­репленный в ст. 6 принцип равного гражданства независимо от оснований приобретения. Это означает, что для полноты прав и свобод не имеет значения стаж пребывания в граж­данстве и различие между гражданством по рождению и гражданством приобретенным. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и не­сет равные обязанности, предусмотренные ее Конституцией.

 

 


Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 16; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты