КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Попробуйте перечислить теории и концепции социального расслоения в приложении к российской действительности.Теории социального расслоения хорошо известны. У Э. Дюркгейма это достаточно упрощенное представление о двух исторически сложившихся типах разделения труда. Его теория фиксирует естественность социального неравенства, основанного на различиях трудовых функций по полу и возрасту, а в современных обществах — на различиях, связанных с углубляющейся профессионализацией. Исходя из данной предпосылки, Конт и Дюркгейм полагали естественным и состояние общественной солидарности в силу того, что при разделении труда люди неминуемо взаимосвязаны. Следует ли доказывать сомнительность такого взгляда в наши дни? Классовые теории К. Маркса и М. Вебера, напротив, вполне актуальны и сегодня. Оба рассматривали классовую структуру как феномен капиталистического общества. Но у Маркса источником классового противостояния выступает владение средствами производства или, при отсутствии такового, — лишь своей рабочей силой. В теории Вебера, наоборот, источник социального неравенства видится в рыночных, а не в производственных отношениях. Именно неравный рыночный обмен вследствие имущественных, социокультурных и властных различий представляется причиной неравных жизненных шансов. У К. Маркса классовая структура общества четко поляризована на эксплуататоров и эксплуатируемых; остальные социальные слои рассматривались им лишь в роли возможных союзников или противников пролетариата. М. Вебер считал, что классы связаны с уровнем благосостояния и наличием собственности, но ввел второй параметр — «власть» как место в системе господства и подчинения. Эти два параметра могут пересекаться, но могут рассматриваться и как таковые раздельно. Кроме того, в отличие от Маркса, Вебер полагал сущностным признаком классовой принадлежности общественный престиж занимаемой социальной позиции. Материальное благосостояние, образование, профессиональные навыки и другие признанные обществом социальные ресурсы влияют на социальный престиж и тем самым определяют положение человека на социальной лестнице. Наконец, К. Маркс рассматривал свою классовую теорию как теоретическую базу революционной идеологии и революционных действий, призванных изменить мир. М. Вебер, напротив, утверждал принцип идеологической нейтральности социологии, максимальной очищенности от оценок. Он писал, что социологу должно быть присуще «признание фактов, в том числе — и в первую очередь — таких, которые неудобны для него лично», и способность «отделять их констатацию от оценивающей их позиции»2. В ХХ в. неомарксисты и неовеберианцы настолько дополнили и скорректировали основоположников, что если на общетеоретическом уровне различия между ними сохранились, то в эмпирических исследованиях они становятся трудноуловимыми3. Весьма показательно, что в современной отечественной литературе авторы либерального толка напрочь отринули само понятие класса, тогда как в Англии, на родине конституционной демократии, это понятие прочно вошло и в лексикон политиков и в обыденную речь. Британцы убеждены, что их общество классовое, но извлекли из этого вывод о необходимости трипартизма — законодательно установленной процедуры переговоров между профсоюзами и работодателями «под присмотром» государственных чиновников. Обе стороны обязаны достичь согласия в «Генеральном соглашении». В случае его нарушения работодателем закон предписывает оплачивать забастовщикам, протестующим против отступления от подписанного соглашения, каждый нерабочий день. В России работодатели и наемные работники как классы «в себе» сформировались и в принципе могут стать полноценными («для себя») классами — социальными субъектами, каждый из которых будет способен солидарно защищать свои интересы. Пока этого нет, классовый анализ российского общества по Марксу мало что проясняет. Трудовой кодекс утверждает трипартизм, а практика трудовых отношений убеждает в том, что как и все российские законы, он остается на бумаге, жестко не контролируется государством4. Концепция Вебера более адекватна. Это хорошо показал В. Рада-ев. Он придумал, как в интервью выявить уровень престижа социального статуса. Задавался вопрос: «Как много людей хотели бы занять ваше место?» В ответах были суждения от «Ни один человек» до «Меня и подстрелить могут. Плачу за личную охрану». С позиций стратификационного подхода проблема упирается в определение понятия среднего класса. Формально (так и поступают многие исследователи) нетрудно выстроить иерархию социальных групп по размеру доходов и «назначить» одних высшей, других средней и третьих — низшей стратой. В теориях модернизации значительная доля среднего класса – гарантия стабильности общества, т.к. в отличие от сверхбогатых, принадлежащие е среднему слою не стре- мятся к финансовому доминированию, а сравнительно с малоимущими — не склонны к протестным акциям. Иными словами средний класс по определению заинтересован в стабильности данной общественной системы, Поэтому важно, как граждане сами определяют свой статус, как воспринимают свое положение в иерархии социальных страт. Что касается материально-имущественных показателей, то Т.И. Заславская, активно занимавшаяся в период перестройки и несколько позже стратификационными исследованиями, в 1998 г. пришла к выводу, что у нас был «срединный» класс, но не средний5. На конец 2007 г. долю среднего класса в России исчисляли примерно в 20%. (принимается во внимание прежде всего уровень дохода и наличие высшего или среднего специального образования)6. В самоидентификациях граждан мы наблюдаем любопытные процессы: люди оценивают свое социальное положение, сопоставляя его с положением других групп, каких? Так, в нашем сравнительном с польскими коллегами представительном опросе 2001 г. мы объединили в одну подвыборку тех, кто определил себя «средним классом». По паспор-тичке (поляки называют «метричкой»), где следовало выбрать одно из суждений о доходах от «Хватает только на самое необходимое» до «Ни в чем себе не отказываю», выделили тех, которые считают, что им достаточно на повседневные расходы, а на приобретение машины или холодильника надо копить. Среди поляков оказалось вдвое больше, чем в выборке россиян, полагающих себя «низшим классом», в российской выборке 60 % отнесли себя к среднему классу. Очевидно, что граждане двух стран пользуются различными «шкалами» имущественного неравенства. Поляки смотрят на соседей в ЕС, россияне, видимо, оглядываются на свое советское прошлое. Не менее примечательно, что в «посткоммунистической» ГДР, нынче восточных землях Германии, как и в России, граждане отринули мар-ксистстское деление общества на классы и «вестернизировались» в образах стратификационной логики. Приведу статистики опросов немцев из западных и восточных земель в 1993 г. (восток) и 1998 г. (запад). Полагали, что относятся к среднему классу 36 % западных и 59 % восточных немцев. К рабочему классу отнесли себя 61 % в западных против 20 % в восточных7! Заметные сдвиги в самоидентификации произошли в период 2003–2007 гг. Мониторинг Института социологии РАН, отмечал руководитель проекта М. Горшков, дает основания заключить, что в 2007 г. «социальная структура российского общества, построенная на основе оценки самими россиянами своего места в нем, приближа- ется к модели, характерной для стабильно развивающихся стран, где большинство населения ощущают себя представителями средних слоев»8. Можно сказать, что по мере стабилизации экономики и соответственно социального расслоения теория стратификации начнет нормально «работать», а с утверждением полноценной демократии не исключено, что и классовый анализ будет востребован. Деятельностно-активистский подход к анализу социального расслоения представляется на сегодня наиболее адекватным. В его основе — концепция различий в объеме социального капитала или социального ресурса общественных групп. Эти различия позволяют одним доминировать в обществе и влиять на социальные процессы, другим — нет. В динамичных обществах, трансформирующейся России тем более именно социальный ресурс индивидов и групп определяет их социальный статус. Например, в России молодые (естественный ресурс), обладающие современным образованием (компьютер, иностранный язык) и профессией, пользующейся высоким спросом на рынке труда, материально благополучные, проживающие в крупном городе (богатый выбор рабочих мест и мест для досуга), явно сильноресурсные и противостоят тем, кто стар, мало образован и т. д. Т. Заславская разработала деятельностно-структурную теорию трансформационного процесса [4]. Она выделяет группы, заинтересованные в социальных переменах и не заинтересованные в них. Обобщенно таких групп-агентов три типа: а) политическая элита, определяющая направленность реформ; б) субэлита — слой предпринимателей и в) большинство граждан («базовый слой»), вынужденных адаптироваться к нелучшим условиям жизни или же активно протестующих против реформирования общества. В классификации автора их десять, а именно: 1. Либерально ориентированные элиты и субэлиты, которые, будучи у власти периода президенства Б. Ельцина, занялись перераспределением собственности и создали новые экономические и политические институты. Сейчас их деятельность сосредоточилась в крупном бизнесе (частном и государственном). Они-то и пытаются установить правила игры на высшем уровне в интересах своей корпорации. 2. Консервативно ориентированная элита и субэлита — верхушка государственной бюрократии. Это — главный субъект подготовки властных решений и придания им статуса правовых норм. Отличается несомненной коррумпированностью. 3. Верхушка коммуно-патриотических сил, возникшая на базе советской номенклатуры. Будучи также ввязана в передел собственности, эта группа стремится к хотя бы частичному восстановлению советских порядков и противостоит либералам. 4. Верхушка криминального мира, связанная с представителями власти и крупного бизнеса, угрожающая криминальному перерождению общества и государства. 5. Среднее звено бюрократии — управляющие предприятиями и заинтересованные в усилении роли государства вплоть до возрождения планово-распределительной экономики, причем этот слой активно «выхолащивает» новолиберальные реформы на местах. 6. Социально востребованные профессионалы, склонные адаптироваться к рыночным условиям и настроенные «прозападно». 7. Социально-демократически ориентированная интеллигенция, выступавшая опорной силой перестройки. Эта группа при благоприятных условиях может иметь будущее. 8. Относительно депривированная (т. е. ущемленная в удовлетворении своих жизненных нужд) часть базового слоя — рабочие, крестьяне, слабо востребованные специалисты среднего уровня — все они, по мнению Т. Заславской, «практикуют широкий спектр видов трансформационной деятельности», но прежде всего в адаптационном поведении. 9. Неадаптированная консервативно-периферийная группа из малообразованных и малодееспособных нижних слоев населения, в основном протестно настроенная и при благоприятных обстоятельствах могущая стать резервом реакционных сил. 10. Широкое основание криминального мира — люди, заинтере Одно из направлений тсследований социального расслоения связано с теорией П. Бурдье [1]. Эту концепцию активно используют Ю. Качанов и Н. Шматко, которые не употребляют понятия класса, но пишут о «пространстве социальных различий, на основе которых могут возникать все виды практических групп — исторически определенных коллективов агентов, мобилизованных для совместной борьбы и обладающих единством äåйствий». В таком понимании выделяются группы, имеющие своих публичных представителей («вождей»). Именно последние в роли лидеров конструируют в сознании своих приверженцев образ желаемого будущего, солидаризируют их, побуждая к коллективному действию, и они же демонстрируют обществу «реальность» таковых групп, исполняя функцию посредников (авторы называют их субститютами — заместителями самих социальных групп в общественном восприятии). Группа венгерских социологов во главе с Иваном Селени10 в 1998 г. анализируя данные по странам Центральной и Восточной Европы, приходят к выводу, что в этих странах, равно как и в государствах бывшего Советского Союза, включая Россию, формируется «капитализм без капиталистов». Авторы в своем исследовании стремятся совместить марксистский анализ с концепцией П. Бурдье и обращают внимание на то, что стратегия перехода к рыночной экономике в посткоммунистических странах не была связана с появлением рыночных институтов. Ранее накопленный ресурс власти, престижа и привилегий стал для бывшей номенклатуры источником его конвертации в капитал экономический. Проблема с использованием активистской концепции социального расслоения в том, что она хороша для исследовательских целей, но не вполне пригодна для практического применения. Например, Статуп-равлению ничего не остается помимо стратификации граждан по уровню благосостояния. Концепция маргинализации. Изначально введенное в научный оборот Робертом Парком для мация социальной структуры порождает ощущение всеобщего хаоса, так что прежние критерии межгруппового сравнения перестают «работать», а многие люди затрудняются определить свое место в социальном пространстве. Ранее «передовой класс» рабочих оказался в положении эксплуатируемого. Все так называемые бюджетники, включая врачей, учителей и научных сотрудников — кто они сегодня — уважаемые профессионалы или же нуждающиеся в социальной опеке со стороны государства? Этот подход, естественно, не может оставаться эвристическим слишком долго, что прямо связано с вступлением страны на путь устойчивых и благоприятных изменений в экономике и иных сферах. Концепция социальной ниши. Надо упомянуть новейшую в западной социологии концепцию социальной ниши, которая , как пишут авторы обзорной статьи в Sociological Abstracts за 2007 г. обрела статус «теоретического инструмента»11, но в нашей литературе пока что не нашла отклика. Оксфордский толковый словарь поясняет термин niche как «удобное положение (место), где человек имеет право делать то, что хочет делать с комфортом и удовольствием» Нишей стали обозначать некие целостные социальные единицы (entity). Например, организации или группы людей, которые находятся в окружении крупных социальных сообществ, но их практики не укладываются в общепринятые нормы. Исследуются жизненные шансы находящихся в социальной нише, их взаимодействия между собой и с не принадлежащими к нише в конкурентной среде, которая «навязана» им извне. С 1980 г. в Sociological Abstracts упоминается 400 статей, в которых используется этот концепт12. Социологические «корни» данного понятия уходят к Зиммелю (чужаки) Сегодня это мигранты, «чужаки» в постсоветских государствах, где русские — «инонациональны», в так называемой биологической социологии — сообщества, обладающее особыми ресурсами, природными или иными. Спрашивается, насколько адекватна теория социальной ниши к рассмотрению социального расслоения в нашем обществе? Видимо, вполне адекватна как альтернатива концепции маргинализации, поскольку маргинальные группы и сообщества подобно тем, кто нашел свою нишу, не похожи на большинство, но в теории маргинализации акцентируется их инаковость больше с оттенком некоторой ущербности, неполноты возможностей окружающего большинства. Вспомним, что автор концепции Р. Парк имел в виду людей, которые не в состоянии осознать свою идентичность и не могут уверенно определить свой статус в социальном пространстве. Концепция социальной ниши опирается на активистскую теорию, каковая подчеркивает инновационные потенции акторов, их способность находить свой способ действий в заданной институциональной среде. Концепция эмерджентности Д. Блау. Блау обратил внимание на то, что в разных претерпевающих трансформации посткоммунистических странах «неожиданным» образом появляются социально-дифференцирующие факторы, каковые ни одной из известных теорий не могли быть предсказаны. Поэтому он назвал свою концепцию теорией эмерджентности — внезапности появления нового критерия социального неравенства. Развивая эту идею, М. Черныш [8] замечает, что эмерджентные факторы — это «внешние, структурообразующие признаки, которые в разные моменты могут “вклиниваться” в производство социального неравенства». Например, речь может идти о некоторой группе признаков, которые выступают как независимые переменные и детерминируют другие признаки, характеризующие социальный статус индивидов и больших групп населения. В российском контексте к таковым М. Черныш относит территориальное деление (столичные и провинциальные города), различия по поколениям, включенность в глобальное информационное пространство, в информационные сети9. Я бы добавил к числу эмерджентных возникшие деления на титульные нации и прочих, так как последние оказываются в неравном положении с титульными, скажем, русские в Чечне и чеченцы в России. Такая исследовательская стратегия также нацелена на выявление реальных субъектов коллективного действия, коль скоро обладающие тем или иным эмерджентным свойством склонны к групповой идентификации — начальной стадии возможных коллективных акций. Вместо структур — сетевые взаимодействия. Наиболее детально концепцию сетевых взаимосвязей развивают в наше время Мануэль Кастельс [10] и его последователи. Он вводит понятие «сетевое общество», в котором решающую роль начинают играть электронные информационные сети, причем здесь возникают новые риски — перекрытие каналов взаимосвязей. С позиций своей теории Кастельс весьма мрачно рисует нынешнюю и ближайшую будущую ситуацию в России10 прежде всего из-за неразвитости гражданских структур, стремления государства избегать публичности принятия важных решений, усиления контроля за деятельностью СМИ. Реально в России возникают межличностные сети взаимосвязей сильноресурсных лиц, включая чиновников, предпринимателей и даже представителей криминальных структур. Такие сетевые новообразования стремятся установить контроль прежде всего в экономике и тем самым препятствуют развитию рыночных механизмов. Они же определенным образом «взламывают» структуру социального расслоения, опираясь на укорененные традиции межличностных отношений, а не отношений, регулируемых правопорядком. Векторы социальной мобильности, т. е. векторы перемещений по лестнице социального расслоения, также характеризуют типы социальных неравенств [8]. Они есть динамическая составляющая мобильности в современных обществах. Здесь мы вновь обращаемся к логике институционального анализа, так как социальные институты выполняют, по выражению М. Черныша, функцию «социального лифта», способного поднять индивида или даже целую социальную группу сколь угодно высоко. В традиционных обществах таких «лифтов» не существовало, в современных имеют место «институциональные кластеры» (Н. Смелзер), которые регулируют социальную мобильность. В их составе ресурсы родительской семьи, доступность образования, правила конкуренции на рынке труда, институционализиро ванные правила поступления на государственную службу, служба в армии (в странах ЕС, США, Израиле и ряде других она дает преимущества обучения в университете). Так, в СССР активный пионер становился комсомольцем, комсомольская активность обеспечивала прием в партию, а членство в партии было лифтом для продвижения в высший «класс номенклатуры» (М. Восленский). В современной России институт образования производит селекцию на успешных и малоуспешных в социальной карьере, а с детства эту функцию выполнял институт родительской семьи, обеспечивающий стартовый капитал детей11. Молодежное движение «Наши» объявляет в своей программе подготовку политических деятелей новой формации, чтобы «перезагрузить» систему властных институтов. М. Черныш справедливо считает, что в России надлежит создать социальные механизмы, позволяющие увеличить масштабы восходящей мобильности: бесплатное среднее образование, минимально квотируемое платное высшее, банковские ссуды на высшее образование, привилегии для отслуживших в армии, универсальную систему требований и личностных тестов отбора на государственную службу и др. Вопрос студентам. Какие социальные институты следовало бы преобразовать или создать для регулирования восходящей мобильности в нашем обществе? В итоге можно сказать, что за исключением первоначальных идей Конта и Дюркгейма, решительно все перечисленные теории социального расслоения взаимодополняют друг друга и могут быть успешно использованы для анализа социального расслоения российского общества с учетом высказанных оговорок.
18. Проблема вертикальной социальной мобильности в постсоветской России. Векторы социальной мобильности, т. е. векторы перемещений по лестнице социального расслоения, также характеризуют типы социальных неравенств [8]. Они есть динамическая составляющая мобильности в современных обществах. Здесь мы вновь обращаемся к логике институционального анализа, так как социальные институты выполняют, по выражению М. Черныша, функцию «социального лифта», способного поднять индивида или даже целую социальную группу сколь угодно высоко. В традиционных обществах таких «лифтов» не существовало, в современных имеют место «институциональные кластеры» (Н. Смелзер), которые регулируют социальную мобильность. В их составе ресурсы родительской семьи, доступность образования, правила конкуренции на рынке труда, институционализированные правила поступления на государственную службу, служба в армии (в странах ЕС, США, Израиле и ряде других она дает преимущества обучения в университете). Так, в СССР активный пионер становился комсомольцем, комсомольская активность обеспечивала прием в партию, а членство в партии было лифтом для продвижения в высший «класс номенклатуры» (М. Восленский). В современной России институт образования производит селекцию на успешных и малоуспешных в социальной карьере, а с детства эту функцию выполнял институт родительской семьи, обеспечивающий стартовый капитал детей11. Молодежное движение «Наши» объявляет в своей программе подготовку политических деятелей новой формации, чтобы «перезагрузить» систему властных институтов. М. Черныш справедливо считает, что в России надлежит создать социальные механизмы, позволяющие увеличить масштабы восходящей мобильности: бесплатное среднее образование, минимально квотируемое платное высшее, банковские ссуды на высшее образование, привилегии для отслуживших в армии, универсальную систему требований и личностных тестов отбора на государственную службу и др.
19.Теория эмерджентности Блау в приложении к социальному расслоению в России Концепция эмерджентности Д. Блау. Блау обратил внимание на то, что в разных претерпевающих трансформации посткоммунистических странах «неожиданным» образом появляются социально-дифференцирующие факторы, каковые ни одной из известных теорий не могли быть предсказаны. Поэтому он назвал свою концепцию теорией эмерджентности — внезапности появления нового критерия социального неравенства. Развивая эту идею, М. Черныш [8] замечает, что эмерджентные факторы — это «внешние, структурообразующие признаки, которые в разные моменты могут “вклиниваться” в производство социального неравенства». Например, речь может идти о некоторой группе признаков, которые выступают как независимые переменные и детерминируют другие признаки, характеризующие социальный статус индивидов и больших групп населения. В российском контексте к таковым М. Черныш относит территориальное деление (столичные и провинциальные города), различия по поколениям, включенность в глобальное информационное пространство, в информационные сети9. Я бы добавил к числу эмерджентных возникшие деления на титульные нации и прочих, так как последние оказываются в неравном положении с титульными, скажем, русские в Чечне и чеченцы в России. Такая исследовательская стратегия также нацелена на выявление реальных субъектов коллективного действия, коль скоро обладающие тем или иным эмерджентным свойством склонны к групповой идентификации — начальной стадии возможных коллективных акций.
20. Как в европейской цивилизации исторически изменялись представления о соотношении природной среды обитания человечества и культуры и как это отразилось в макро-социологических теориях? В марксизме культура — одна из «надстроек» над экономическим базисом1, исторически меняющемуся способу производства, его экономическому базису соответствует своя надстройка. Классическое, немарксистское понимание культуры как системы ценностей, других регуляторов социального поведения — идеалов и мифов, языка и обычаев, от Дюркгейма до Парсонса, напротив, опирается на принцип эволюционного развития и стабильности социума в качестве нормы его бытия, в котором культура — главный «стабилизатор». Культура, по выражению Парсонса, выполняет «женскую» функцию: консервирует, транслирует традиции прошлого, тогда как социальная подсистема исполняет «мужскую» функцию, является источником социальных изменений и прогресса. Отсюда концепция культурного лага — отставания культуры от изменений, происходящих в экономике, технологии производства. В принципе названные социологи вполне адекватно представляли функции культуры в социально-культурной системе. Это представление и не могло быть иным применительно к традиционным обществам, непосредственно, или достаточно сильно зависевшим от природных условий их существования, что прекрасно показали социальные антропологи (Малиновский, Рэдклифф-Браун и др.). Научно-техническая революция ХХ в. (а наука — компонент культуры) стимулировала переосмысление функций культуры в общей системе социума. Этому же способствовали революционные и иные массовые движения, вдохновляемые идеями радикального переустройства общества. Надо также заметить, что в истории человечества происходили существенные мировоззренческие изменения в отношении людей к взаимосвязи между культурой и природными условиями. Античный мир следовал принципу «помогать» природе раскрыть ее возможнос ти (cultivare — в первоначальном смысле «обработка почвы»). Эпоха ренессанса выдвинула принцип «культура — вторая природа человека», а ХХ в. ознаменовался еще более жесткой формулой: культура — это и есть подлинная природа человека. В СССР, например, со школьных лет вдалбливали фразу Мичурина «Нам не следует ждать милостей от природы. Взять их — наша задача». Повороты великих рек и т. п. — следствие такого рода логики. И лишь в послевоенные годы минувшего века Римский клуб поднял тревогу по поводу уничтожения среды обитания человечества. Нынешняя философия — научиться сосуществовать с естественной средой обитания. Социальная теория не могла не реагировать на перемены, происходящие в реальной жизни. Конструктивисты реагировали в логике тео-реты Томаса: если мир таков, каким мы его представляем, то чем же иным мы можем руководствоваться в своих действиях? Активисты пошли дальше: люди сами переделывают мир в соответствии со своими интересами. Лишь поначалу индивид социализируется в данной культуре. Но еще более радикализировали проблему постмодернисты, убежденные в том, что именно культура (язык, его смысловые значения, культурные коды) «творит» социальное пространство. Поворот в теории культуры начался в 60-е гг. прошлого века (Стюарт Холл, Клиффорд Гирц), но решающим образом его осуществил Джеффри Александер2. Он выдвинул идею культуральной социологи, а в сущности предложил рассматривать культуру в функции основного движителя социальных трансформаций на основе того, что ценности, культурные коды и дискурсы в обществе как раз и выступают главной причиной социальных изменений. Из отечественных авторов к сторонникам культурологического сдвига принадлежит Л. Ионин, который предложил термин «культурные инсценировки» [2]. Он обратил внимание на поведение некоторых протестных групп в постсоветской России, которые «примеривают на себя» те или иные идейные новации и наблюдают, какие из них находят лучшее восприятие. Им и следуют в дальнейшем. На мой «марксистский» вопрос на одном из семинаров — какова же все-таки взаимосвязь экономики, социально-экономических отношений в особенности, с одной стороны, и культуры, с другой — Леонид Григорьевич ответил: «Здесь отношения корреляции». Иными словами, не всегда понятно, что от чего зависит в продуцировании социальных изменений. Или же — в одних случаях лидируют экономические и социальные, в других — культурные факторы. Трудно не согласиться. Петр Штомпка взамен классического постулата о культурном лаге выдвинул иную формулу. Он обратил внимание на то, что в посткоммунистических странах поначалу люди лишь «на слух» воспринимают непривычные для них западные ролевые образцы и только спустя время осваивают поведенческие практики, им соответствующие. Элементарный пример из отечественной истории перестройки и постперестройки. Уже на первом общесоюзном съезде народных депутатов СССР, избранных по «куриям» (отдельно от КПСС, профсоюзов, от АН СССР и др.) плюс индивидуально на альтернативной основе, председатель съезда был назван журналистами «спикером». Но таковым он отнюдь не был и предоставлял слово очередному оратору, сообразуясь с задачей достижения желаемого решения. Так, А. Сахарова гнали с трибуны при поддержке «агрессивно-послушного большинства», ибо он требовал вывести наши войска из Афганистана. Немедля за Андреем Дмитриевичем трибуна была предоставлена истеричному офицеру «афганцу». Спустя время в Российской Думе установилась реальная практика поведения председателя-спикера: вначале выступают представители фракции большинства и затем … Вывод. Если социальная история трансформировалась из естественно-исторического в социально-исторический процесс, то и функции культуры в социокультурной системе также трансформировались. Влияние культуры на социальные процессы радикально окрепло. Достаточно напомнить поворот в сторону готовности затратить значительные средства на сохранение природы в ущерб сиюминутной «экономической эффективности» (Киотское соглашение). Вместе с тем у меня есть сомнения относительно адекватности культурологического подхода к российским реалиям. По крупному счету российское общество еще далеко от того состояния, при котором взаимоуважительный и равноправный дискурс между народом и властными структурами определяет направление социальных изменений, его просто-напросто пока не наблюдается. По сути огромное подавляющее большинство граждан вынуждены «подпитываться» идеями и смысловыми кодами, пропагандируемыми властными структурами. Люди в большинстве своем не столько строят свою жизнь, сколько обустраиваются, при том в большинстве по своим весьма умеренным возможностям. В начале 1990-х наш институт участвовал в программе Евро-Барометра, в котором страны ранжировались по критерию соотношения материалистических и постматериалистических ценностей, где первые есть предпочтение материального благополучия, а вторые – ценности самомовыражения личности и достойное качество жизни (близко к понятию удовлетворенности жизнью)3. Рональд Инглхард приезжал в институт (1993 г.) и, бегая вдоль экрана, с хитроватой улыбкой вопрошал зал, каковы наши предположения по части российского постматериализма. Не помню, нашелся ли хоть один оптимист. По данным 1993 г. индекс соотношения двух типов ценностей в 10-членной шкале в ряду из 19 европейских стран в российском опросе оказался наименьшим ( 3,4), для Бельгии и Нидерландов — наиболее высоким (5,7). Аналогичных данных на 2008 г. я не знаю, но знаю, что главные тревоги россиян группируются в кластере — повышение заработков, борьба с коррупцией, гарантии безопасности
21. В чем основные отличия классического понимания функций культуры в социокультурной системе от современного подхода к проблеме? В марксизме культура — одна из «надстроек» над экономическим базисом1, исторически меняющемуся способу производства, его экономическому базису соответствует своя надстройка. Классическое, немарксистское понимание культуры как системы ценностей, других регуляторов социального поведения — идеалов и мифов, языка и обычаев, от Дюркгейма до Парсонса, напротив, опирается на принцип эволюционного развития и стабильности социума в качестве нормы его бытия, в котором культура — главный «стабилизатор». Культура, по выражению Парсонса, выполняет «женскую» функцию: консервирует, транслирует традиции прошлого, тогда как социальная подсистема исполняет «мужскую» функцию, является источником социальных изменений и прогресса. Отсюда концепция культурного лага — отставания культуры от изменений, происходящих в экономике, технологии производства. В принципе названные социологи вполне адекватно представляли функции культуры в социально-культурной системе. Это представление и не могло быть иным применительно к традиционным обществам, непосредственно, или достаточно сильно зависевшим от природных условий их существования, что прекрасно показали социальные антропологи (Малиновский, Рэдклифф-Браун и др.). Научно-техническая революция ХХ в. (а наука — компонент культуры) стимулировала переосмысление функций культуры в общей системе социума. Этому же способствовали революционные и иные массовые движения, вдохновляемые идеями радикального переустройства общества. Надо также заметить, что в истории человечества происходили существенные мировоззренческие изменения в отношении людей к взаимосвязи между культурой и природными условиями. Античный мир следовал принципу «помогать» природе раскрыть ее возможнос ти (cultivare — в первоначальном смысле «обработка почвы»). Эпоха ренессанса выдвинула принцип «культура — вторая природа человека», а ХХ в. ознаменовался еще более жесткой формулой: культура — это и есть подлинная природа человека. В СССР, например, со школьных лет вдалбливали фразу Мичурина «Нам не следует ждать милостей от природы. Взять их — наша задача». Повороты великих рек и т. п. — следствие такого рода логики. И лишь в послевоенные годы минувшего века Римский клуб поднял тревогу по поводу уничтожения среды обитания человечества. Нынешняя философия — научиться сосуществовать с естественной средой обитания. Социальная теория не могла не реагировать на перемены, происходящие в реальной жизни. Конструктивисты реагировали в логике тео-реты Томаса: если мир таков, каким мы его представляем, то чем же иным мы можем руководствоваться в своих действиях? Активисты пошли дальше: люди сами переделывают мир в соответствии со своими интересами. Лишь поначалу индивид социализируется в данной культуре. Но еще более радикализировали проблему постмодернисты, убежденные в том, что именно культура (язык, его смысловые значения, культурные коды) «творит» социальное пространство. Поворот в теории культуры начался в 60-е гг. прошлого века (Стюарт Холл, Клиффорд Гирц), но решающим образом его осуществил Джеффри Александер2. Он выдвинул идею культуральной социологи, а в сущности предложил рассматривать культуру в функции основного движителя социальных трансформаций на основе того, что ценности, культурные коды и дискурсы в обществе как раз и выступают главной причиной социальных изменений. Из отечественных авторов к сторонникам культурологического сдвига принадлежит Л. Ионин, который предложил термин «культурные инсценировки» [2]. Он обратил внимание на поведение некоторых протестных групп в постсоветской России, которые «примеривают на себя» те или иные идейные новации и наблюдают, какие из них находят лучшее восприятие. Им и следуют в дальнейшем. На мой «марксистский» вопрос на одном из семинаров — какова же все-таки взаимосвязь экономики, социально-экономических отношений в особенности, с одной стороны, и культуры, с другой — Леонид Григорьевич ответил: «Здесь отношения корреляции». Иными словами, не всегда понятно, что от чего зависит в продуцировании социальных изменений. Или же — в одних случаях лидируют экономические и социальные, в других — культурные факторы. Трудно не согласиться. Петр Штомпка взамен классического постулата о культурном лаге выдвинул иную формулу. Он обратил внимание на то, что в посткоммунистических странах поначалу люди лишь «на слух» воспринимают непривычные для них западные ролевые образцы и только спустя время осваивают поведенческие практики, им соответствующие. Элементарный пример из отечественной истории перестройки и постперестройки. Уже на первом общесоюзном съезде народных депутатов СССР, избранных по «куриям» (отдельно от КПСС, профсоюзов, от АН СССР и др.) плюс индивидуально на альтернативной основе, председатель съезда был назван журналистами «спикером». Но таковым он отнюдь не был и предоставлял слово очередному оратору, сообразуясь с задачей достижения желаемого решения. Так, А. Сахарова гнали с трибуны при поддержке «агрессивно-послушного большинства», ибо он требовал вывести наши войска из Афганистана. Немедля за Андреем Дмитриевичем трибуна была предоставлена истеричному офицеру «афганцу». Спустя время в Российской Думе установилась реальная практика поведения председателя-спикера: вначале выступают представители фракции большинства и затем … Вывод. Если социальная история трансформировалась из естественно-исторического в социально-исторический процесс, то и функции культуры в социокультурной системе также трансформировались. Влияние культуры на социальные процессы радикально окрепло. Достаточно напомнить поворот в сторону готовности затратить значительные средства на сохранение природы в ущерб сиюминутной «экономической эффективности» (Киотское соглашение). Вместе с тем у меня есть сомнения относительно адекватности культурологического подхода к российским реалиям. По крупному счету российское общество еще далеко от того состояния, при котором взаимоуважительный и равноправный дискурс между народом и властными структурами определяет направление социальных изменений, его просто-напросто пока не наблюдается. По сути огромное подавляющее большинство граждан вынуждены «подпитываться» идеями и смысловыми кодами, пропагандируемыми властными структурами. Люди в большинстве своем не столько строят свою жизнь, сколько обустраиваются, при том в большинстве по своим весьма умеренным возможностям. В начале 1990-х наш институт участвовал в программе Евро-Барометра, в котором страны ранжировались по критерию соотношения материалистических и постматериалистических ценностей, где первые есть предпочтение материального благополучия, а вторые – ценности самомовыражения личности и достойное качество жизни (близко к понятию удовлетворенности жизнью)3. Рональд Инглхард приезжал в институт (1993 г.) и, бегая вдоль экрана, с хитроватой улыбкой вопрошал зал, каковы наши предположения по части российского постматериализма. Не помню, нашелся ли хоть один оптимист. По данным 1993 г. индекс соотношения двух типов ценностей в 10-членной шкале в ряду из 19 европейских стран в российском опросе оказался наименьшим ( 3,4), для Бельгии и Нидерландов — наиболее высоким (5,7). Аналогичных данных на 2008 г. я не знаю, но знаю, что главные тревоги россиян группируются в кластере — повышение заработков, борьба с коррупцией, гарантии безопасности
22.. Схема Р.Мертона о вариантах социализации личности, как ее приложить к нашим условиям, можно ли ? (вопрос на сообразительность). Решительный прорыв в классическом понимания личности совершил Роберт Мертон [5]. Он предложил несколько моделей адаптации индивидов к культуре и реалиям данного общества помимо конформизма (схема 3). Понятно, что автор иллюстрировал свою типологию реалиями современной ему Америки. Но она великолепно работает и в применении к иным обществам в иное время. Схема 3. Классификация Р. Мертоном способов социальной адаптации
Конформность предполагает принятие культурных целей и институционализированных средств их достижения («обструганный болван» у Гидденса). Инновативность — принятие целей при отвержении средств (например, социализм, но с «человеческим лицом»: в нашей истории — Горбачев и «поколение шестидесятников»). Ритуализм вполне описывает поведение тех, кто, не задумываясь о «высоких целях», занимается своими повседневными делами. Отстранение, бегство от общества — сектанты, бомжи и «пофигисты» в среде подростков и молодежи, верующие в разные чудеса. Бунтари — национал-большевики: лимоновцы, фашиствующие группировки. Роберт Мертон, помимо пересмотра классики социальных институтов и теории социализации, впервые ввел понятие «эмерджентность» — непредсказуемость целевого социального действия10. Мертон по существу предвосхитил становление активистской парадигмы в современной социологии.
23. А Modern Man, по А.Инкелесу. Черты «Современного человека», Ваше мнение. Алекс Инкелес предпринял широко известное эмпирическое межстрановое (межкультурное) исследование, чтобы выявить особенности базового типа современной личности (A Modern Man)8. Ее характеристики таковы: 1. Открытость экспериментам, инновациям и изменениям. 2. Принятие плюрализма мнений и его одобрение. 3. Индивидуализация как способ адаптации к меняющимся социальным обстоятельствам. 4. Большая ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое. Ценность «настоящего» возрастает, что во многом объясняет характерное для современной молодежи стремление извлечь удовольствия «здесь и сейчас». 5. Переход от внешнего (формального) к внутреннему контролю своей жизни и поступков, что проявляется в большем расчете на собственные силы и способности и меньшей надежде на помощь родителей или государства. 6. Готовность к мобильности — географической, социальной, культурной. 7. Растущее чувство возможности справедливого распределения, веры в то, что вознаграждение не зависит от случая, а по возможности соответствует мастерству и личному вкладу. Отсюда — стремление к обогащению личного опыта: профессионального, коммуникационного, психологического. 8. Высокая ценность образования, обучения и формального сертификата, удостоверяющего квалификацию. 9. Уважение достоинства других, включая тех, у кого более низкий статус или кто обладает меньшей властью, толерантность к «отвергаемым» группам. Инкелес установил, что все эти качества взаимосвязаны. Ясно, что в современной России базисная личность современного человека пока не утвердилась. Модальным, т. е. наиболее широко распространенным остается тип личности, рассчитывающий на помощь государства, нетерпимый к иным взглядам, образу жизни и т. д.9, хотя представители молодых поколений в значительной степени обладают свойствами «современной личности».
24. Что есть личность в социологии? Принципиальные отличия понимания личности в современных деятельностных теориях от понятия «Личность» в классической социологии. В отличие от психологического толкования этого термина, в социологии личность — отнюдь не индивидуальность, но социальный тип. Маркс писал: «Сущность “особой личности” составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество…»5 В структурном функционализме, по саркастическому замечанию Э. Гидденса, личность — «обструганный болван»6. Классическое понятие социализации индивида и есть процесс его уподобления другим в данной культуре. Личность — проекция культуры данного общества. Это позволило Ральфу Дарендорфу [10] озаглавить свою книгу «Homo Sociologicus». Социальный человек как личность (личина как маска7) в разные исторические эпохи представляется «эпохо-соответствующим». По Дарендорфу, в античности личность свободного человека — homo politicus, поскольку раб лишь «гворящее орудие», в средневековье она homo faber — постоянно занятая каким-то делом, трудом (в словаре Даля слово «досуг» трактуется как ничегонеделание, праздность) и т. д. По той же логике возникло выражение «хомо советикус». Хейзингер предложил термин «хомо люденс» — человек играющий (постмодерный). По той же логике возникло выражение «хомо советикус». Нынешний тип личности россиянина я бы назвал «хомо адаптатус», т. е. центрированным на приспособлении к заданным, от него мало зависящим условиям жизни (тип личности представителей пропорционально мизерного гламурного сообщества должен скорее именоваться по Хейзингеру — играющие). А. Кардинер ввел в научный оборот понятие «базовая личность», а другой американский культурантрополог Р. Линтон — понятие модальной личности. Первая максимально соответствует данной культуре, вторая реально доминирует в обществе. Алекс Инкелес предпринял широко известное эмпирическое межстрановое (межкультурное) исследование, чтобы выявить особенности базового типа современной личности (A Modern Man)8. Ее характеристики таковы: 10.Открытость экспериментам, инновациям и изменениям. 11.Принятие плюрализма мнений и его одобрение. 12.Индивидуализация как способ адаптации к меняющимся социальным обстоятельствам. 13.Большая ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое. Ценность «настоящего» возрастает, что во многом объясняет характерное для современной молодежи стремление извлечь удовольствия «здесь и сейчас». 14.Переход от внешнего (формального) к внутреннему контролю своей жизни и поступков, что проявляется в большем расчете на собственные силы и способности и меньшей надежде на помощь родителей или государства. 15.Готовность к мобильности — географической, социальной, культурной. 16.Растущее чувство возможности справедливого распределения, веры в то, что вознаграждение не зависит от случая, а по возможности соответствует мастерству и личному вкладу. Отсюда — стремление к обогащению личного опыта: профессионального, коммуникационного, психологического. 17.Высокая ценность образования, обучения и формального сертификата, удостоверяющего квалификацию. 18.Уважение достоинства других, включая тех, у кого более низкий статус или кто обладает меньшей властью, толерантность к «отвергаемым» группам. Инкелес установил, что все эти качества взаимосвязаны. Ясно, что в современной России базисная личность современного человека пока не утвердилась. Модальным, т. е. наиболее широко распространенным остается тип личности, рассчитывающий на помощь государства, нетерпимый к иным взглядам, образу жизни и т. д.9, хотя представители молодых поколений в значительной степени обладают свойствами «современной личности». Решительный прорыв в классическом понимания личности совершил Роберт Мертон [5]. Он предложил несколько моделей адаптации индивидов к культуре и реалиям данного общества помимо конформизма (схема 3). Понятно, что автор иллюстрировал свою типологию реалиями современной ему Америки. Но она великолепно работает и в применении к иным обществам в иное время. Схема 3. Классификация Р. Мертоном способов социальной адаптации
Конформность предполагает принятие культурных целей и институционализированных средств их достижения («обструганный болван» у Гидденса). Инновативность — принятие целей при отвержении средств (например, социализм, но с «человеческим лицом»: в нашей истории — Горбачев и «поколение шестидесятников»). Ритуализм вполне описывает поведение тех, кто, не задумываясь о «высоких целях», занимается своими повседневными делами. Отстранение, бегство от общества — сектанты, бомжи и «пофигисты» в среде подростков и молодежи, верующие в разные чудеса. Бунтари — национал-большевики: лимоновцы, фашиствующие группировки. Роберт Мертон, помимо пересмотра классики социальных институтов и теории социализации, впервые ввел понятие «эмерджентность» — непредсказуемость целевого социального действия10. Мертон по существу предвосхитил становление активистской парадигмы в современной социологии. Теоретическая социология, будучи еще в рамках структурного функционализма, предложила специальную ролевую теорию личности (см.: [3]). В 1930-е гг. прошлого века Р. Линтон и Г. Мид практически одновременно сформулировали ролевую концепцию. Как комментировал данный факт Игорь Кон в наших обсуждениях, это было связано с великой депрессией в США, когда люди утратили свой привычный статус и задумались над вопросом «Кто Я?» Р. Линтон как социоант-рополог придавал особое значение заданным социальным статусом ролям, а психолог Г. Мид — восприятию роли. Первый, можно сказать, описывал ролевое поведение по Брехту: актер лишь демонстрирует своего персонажа, а второй — по Станиславскому: актер готов умереть на сцене в роли своего героя. Не находя в корпусе социологической терминологии нужных понятий, объясняющих активность социального субъекта, социологи обратились к З. Фрейду, Курту Левину и другим психологам. Как уже говорилось, социологические тексты нередко изобилуют психологической концептуализацией. Вместе с тем, начиная с Дж. Мида и далее в работах А. Шюца, П. Бергера и Т. Лукмана — представителей феноменологического направления центр внимания в социологии переносится на изучение и понимание повседневной жизнедеятельности людей (every day life)11. В этой парадигме анализу подлежат не социальные структуры и заданные культурой мировоззренческие ориентиры, но индивидуально-личностные конструкции окружающего мира, смыслы и значения межличностных взаимодействий. Развитие так называемой микросоциологии, в отличие от макросоциологии классиков XIX в., наряду с весомым вкладом в социологическую теорию породило проблему «микро-макроразрыва» в корпусе самой теории. Создалась ситуация, напоминающая состояние физической теории, где физика низких энергий и физика высоких энергий обособились. Как решается эта проблема, мы рассмотрим в заключительном разделе лекции, а сейчас обратимся к концепции национального характера, что в сущности ее обостряет.
25. Проблема национального менталитета и его роли в социальных процессах. Известное высказывание премьера В. Черномырдина «Хотели как лучше, получилось как всегда» войдет в историю постсоветских реформ. Особенности российского, а точнее, русского менталитета несомненно влияют на успешность текущих трансформаций. В чем же эти особенности, и главное, чем мы отличаемся от других народов, от американцев или немцев, которые, по Инкелесу, лидируют в числе представляющих «модерную» личность? Начиная с античных историков Геродота или Плиния Старшего, проблема «духа народа» волновала многих мыслителей. В конце XIX в. немецкие психологи М. Лацарус и Г. Штейнталь писали о душевной жизни народов. Их представители имеют «сходные чувства, склонности, желания», обладают единым «народным духом». Связку культуры и личности осуществили в 1970-е гг. упоминавшиеся выше американские культуран тропологи А. Кардинер и Р. Линтон. Они предложили концепцию «социального (или национального) характера» — продукта жизненного опыта народов и социальных групп. Между тем, понятие менталитета, которое ввели в оборот французские историки школы «Анналов», как считает Т. Стефаненко [6], лучше подходит для нашей задачи, так как означает комплекс коллективных социальных установок, особенностей практического разума и повседневного мышления; его устойчивых форм, что фиксируется в метафорах, поговорках, символах13. Это в определенном смысле компонент хабитуса по Бурдье, рефлексивного практического сознания по Гидденсу. С.В. Лурье выделяет центральную зону ментальности этносов как систему следующих образов на уровне коллективного бессознательного [4]: 1) локализация источника добра; 2) локализация источника зла; 3) представление о способе действия, при котором добро побеждает зло. Т. Стефаненко добавляет еще одну: 4) представление о вероятности, с которой добро побеждает зло. близкие и друзья — все тот же Gemeinsсhaft; зло проецируется на государство в образе чиновничества (ранее — барина, городового и т. п); способ действий — «все образуется», а торжество добра мы мыслим несомненным, но… в будущем («не мы, так наши дети…»). Сталин это хорошо чувствовал, и на банкете после Парада Победы произнес тост за великий русский народ, его способность вынести невероятные лишения ради победы над врагом. Естественен вопрос: каковы плюсы и минусы русского менталитета в реализации «прозападных» реформ? Немец не полагается на «Авось обойдется», англичанин или американец ищет справедливости в судах, которые защищают права человека, фиксированные в Конституции на основе «священного» договора между гражданами и избранными ими властями. Что же касается победы добра над злом, то в западной культуре не принято уповать на авось, но действовать. Здесь решающую роль играют представления о том, что есть добро и что есть зло, и, главное, персональные усилия каждого гражданина. Имеются данные, полученные с использованием психологических тестов в межкультурных исследованиях. К. Касьянова14 протестировала российских студентов и пилотов, применяя тест MMPI, и сопоставила свои данные с результатами, полученными психологами из других стран. Она нашла, что россияне зашкаливают по «циклоидно-сти». В переводе на общепонятный язык это означает, что мы не склон- ны к систематически выполняемой деятельности, независимо от настроения. Как Илья Муромец, который лежал на печи, пока не настал момент сразить змия, а, совершив подвиг, опять залег на печь. Б. Ельцин обладал именно русским характером: в критический момент взобрался на танк с призывом к народу, а в рутинной деятельности гаранта Конституции «работал с документами». Любопытные результаты межкультурных исследований были недавно получены Е. Даниловой, М. Тарарухиной, Е. Дубицкой15. Они использовали психологический тест нидерладского социопсихолога Гер-да Хофштеда, изобретенный и валидированный им в 1960-х. Тест предназначен для измерений параметров организационной культуры. Хоф-штед потряс менеджеров тем, что выявил этнонациональные особенности трудовых отношений и опроверг верование в универсальную их рациональность. Оказалось, что немцы и, например, японцы одинаково действуют рационально, но по-разному оценивают баланс затрачиваемых ресурсов и достигаемых результатов. По тесту голландского ученого были изучены 70 народов, но без России. И вот в последние три года проведены массовые тестирования россиян: 1700 респондентов из числа сотрудников энергетических компаний в 23 регионах России и 518 работников крупных машиностроительных предприятий столицы, Поволжья, Владимирской области. Исследователи сопоставили свои результаты с данными по другим странам и пришли к интереснейшим выводам. По индексу «личные достижения — солидарность» шведы, голландцы, датчане, норвежцы и финны образуют один кластер. Авторы назвали это «североевропейским синдромом солидарности». Англичане, американцы, ирландцы, а также немцы, австрийцы, итальянцы и швейцарцы образовали другой статистический кластер, который Ду-бицкая и Тарарухина назвали «романо-германским синдромом дости-жительности». Россия входит в группу североевропейцев. Другую шкалу исследователи определили в лексике менеджмента как «лояльность компании в обмен на гарантии», а в широком смысле это менталитет зависимости от внешней среды либо настроенный на собственный ресурс социального субъекта. В логике менеджмента первый — ментальность наемного работника («что начальство прикажет»), а второй — партнера («обсудим вместе с руководством»). По этому индексу авторы относят россиян к тем, кто больше ценит гарантии со стороны организации, но добавляют, что во многом это зависит от конъюнктуры на рынке туда. В целом же их вывод таков: российская культурная матрица далека от романо-германской, ближе к менталитету «солидаристов» стран Северной Европы. Имея в виду прежде всего национальные особенности менеджмента, авторы заключают: «Организационная культура России, как оказалось, построена на двух китах: солидарность и подчинение организации». В переводе с менеджериальной терминологии на этнокультурную солидаристическая составляющая русской культуры, т. е. то, что Хофштед называет «фемининностью», — это что-то похожее на «гемайншафтные» взаимоотношения между людьми по пунктам теста: забота друг о друге, интуиция, ценность свободного от работы времени. Противоположный полюс «фемининности» «маскулинность» — напористость, рационализм, настойчивость в достижении целей, деньги16. Подчинение организации ассоциируется с иерархической институциональной матрицей и психологией этатизма (лояльность в обмен на гарантии со стороны государства). Если рассматривать сказанное выше под углом зрения черт русского менталитета, благоприятных для перехода к рыночным отношениям и неблагоприятных, то можно было бы сказать так. Привычная готовность претерпевать трудности снижает болезненность травмы перехода к конкурентным отношениям. Такие черты нашего социального характера, как сочувствие и забота о других, напротив, подвергаются жестокому испытанию. Принцип лояльности системе в обмен на гарантии стимулирует недовольство правительством и протестные акции. Что же касается эффективности в работе, то, как убеждают исследования по методике Хофштеда, надо заимствовать сообразные модели менеджмента, адекватные российской культуре и менталитету десятков миллионов работников. Американская жестко конкурентная модель управления нам определенно не подходит. Североевропейская, более гибкая, партнерская — пригодна. Нужна, однако, собственная, российская. 5.4. Являются ли особенности национального менталитета решающим фактором успешных трансформаций общества? Одной из весьма популярных в современной социологии и социопсихологии является концепция Ш. Шварца17, имеющая целью межкультурные сравнения ценностных структур под углом зрения модер-низационного потенциала культуры народов разных стран. Он выделяет три оси координат культуры: (а) отношение между личностью и группой: сопричастность vs автономия, что близко к шкале коллективизма-индивидуализма у Хофштеда. В модернизационной логике коллек тивизм более присущ традиционализму (консерватизму). (б) Способ обеспечения социально-ответственного поведения: равноправие против принципа иерархических взаимоотношений, т. е. подчинения более высокому по статусу, это близко к шкале дистанцию власти у Хоф-штеда. (в) Отношение индивида к окружающей среде: высокая адаптированность и нежелание что-либо изменять vs стремления к изменению среды «под себя»: ценности мастерства, профессионализма, таланта, достижительности (у Хофштеда — шкала избегания неопределенности). В.С. Магун и М. Руднев18 сопоставили ценностные предпочтения россиян с предпочтениями народов 20 других стран на основе общеевропейского исследования по методике Шварца в 2006–2007 г. и в результате тщательного статистического анализа заключили, что, отличаясь от западноевропейцев, мы демонстрируем схожесть с народами других постсоветских стран (исключая эстонцев). Россиянам свойственна более высокая потребность в защите со стороны сильного государства, менее выражены потребности в свободе и самостоятельности, склонности к риску, гедонистическим ценностям. Вместе с тем по параметру «Открытость изменениям — Сохранение» россияне сегодня близки многим европейским народам. Не подтверждается стереотип такой черты русского национального характера, как покорность и послушание. По этой важной для реформации страны группе ценностей авторы не нашли российской «уникальности». Е. Ясин сопоставил имеющиеся данные межстрановых исследований ценностей, выполненных по методологии Инглехарта (материалистическая и постматриалистическая культура), Рокича и Ш. Шварца. Принимая за основу концепцию Шварца, он пришел к следующим выводам: Система ценностей в России по сравнению со странами Азии, Африки и Латинской Америки, достаточно близка к западно-европейской, «но более консервативна, традиционна, более склонна к порядку, иерархии и менее – к правам и свободам личности»19. В 1990-е годы произошел заметный сдвиг в сторону ценностей «модерной личности» (интеллектуальная автономия, ценность мастерства), особенно у молодежи. Однако в период 2000–2005 гг. фиксировалось возрастание гедонизма вместо ценностей развития творческих способностей. «По важнейшим направлениям, — заключает Е. Ясин, — произошел откат назад… культурные предпосылки модернизации ухудшились». По данным мониторинговых обследований, выполненных в 1998 г., 2004 и 2007 гг. сотрудниками Института социологии, как заключает руководитель проекта М.К. Горшков, в период с 2004 до 2007 г. Доля так называемых модернистов сократилась с 26% до 20%, а традиционалистов — увеличилась СС 41% до 47% при сохранении доли «промежуточных» (33%). Признаками модерности авторы считали принятие ценностей индивидуальной свободы, что «совершенно неприемлемо» для традиционалистов и промежуточных в этом вопросе (80% выборки!). «Для них, — пишет М. Горшков, — оптимальна традиционная для России этакратическая модель развития, основанная на всевластии государства, служащего в идеале этой модели выразителем интересов общности в целом и обеспечивающего безопасность как каждого отдельного гражданина, так и общности. Причем подобная модель воспринимается, скорее, как хаотическое сообщество, где каждый выполняет свою функцию, чем сообщество свободных индивидов, осознанно выстраивающих разнообразные жизненные стратегии, руководствуясь правами человека,признаваемыми как базовые и государством и обществом»20. Е. Ясин в упомянутом выше докладе на международной конференции 2006 г., справедливо подчеркивал, что наиболее трудная проблема — трансформация в социокультурном целом: достижение взаимодоверия в обществе между людьми и между народом и властными структурами. Это связано с активной модернизацией социальных институтов, обеспечением законности, снижением разрыва между бедностью и богатством, ослаблением безмерной коррупции, формированием правосознания, развитием гражданских структур, толерантности к иным взглядам и образу жизни.
26. Социальные институты в классических подходах и подходе современного неонституционализма.
|