КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос: Русские народные сказки, их специфика и роль в воспитании дошкольниковПлан ответа
«Сказка есть первая, дорелигиозная философия народа, изложенная в свободных мифических образах и в художественной форме... Сказка — это ответ все испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души». Иван Ильин. Духовный смысл сказки Отличительные особенности сказки как жанра: «Сказка - один из основных жанров устного народного творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел» (Э.В. Померанцева) - ее устность, изменяемость, вариативность, «несбыточность», явление всемирного сходства. Классификация сказок, время их возникновения, мифологические корни (язычество, обряд инициации, матриархальные отношения, тотемизм и т.д.). Собирание, изучение русской народной сказки, крупнейшие фольклористы (А.Н. Афанасьев, В.Я. Пропп, Э.В. Померанцева и др.). Вопрос о литературной обработке фольклорной сказки (К.Д. Ушинский, А.Н. Толстой, О.И. Капица и др.). Русские народные сказки кумулятивного типа (кумуляция - нагромождение, накопление, увеличение) - повторяемая основа с прибавлением очередного элемента: А + АВ + ABC (О. Капица); «обратный ряд» и свойства «веселой катастрофы» (В. Пропп); краткость, диалогическая природа, антропоморфизм и олицетворение, песенки, прозвища, рифмованные строчки - качества, делающие эти сказки доступными для восприятия дошкольников даже раннего возраста («Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок» и др.). Сказки о животных как самые древние по времени возникновения, границы антропоморфизма, деление героев, возможности инсценирования, доступность для детей младшего возраста («Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Лисичка сестричка и серый волк»). Структура и поэтика волшебной сказки как самой богатой художественной разновидности фольклора («Гуси-лебеди», «Сивка-бурка», «Морозко»). Русские народные сатирико-бытовые сказки как самые поздние по времени возникновения, их моральный и социальный подтекст, деление героев и сатирическая направленность («Каша из топора», «Мужик и барин», «Мена»). Роль сказки в воспитании дошкольников: ее развлекательная, воспитательная, эстетическая, познавательная и другие функции: «Что остается от сказки потом, после того, как ее рассказали?» (Владимир Высоцкий). Развитие творческого воображения ребенка при работе со сказкой. Роль взрослого в ознакомлении дошкольника с русской народной сказкой, работа с нею в детском саду. Основная литература
1. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3 т. Любое издание. 2. Пропп В.Я. Русская сказка. Л., 1984. 3. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. М., 1989. 59 вопрос: Занятие как основная форма организации обучения в детском саду. Специфика музыкальных занятий План ответа
1. Занятие как основная форма обучения в детском саду. Структура занятий. 2. Решение задач музыкального воспитания дошкольников и их реализация в условиях специально оргнизованного учебно-образовательного процесса. 3. Специфика построения музыкальных занятий. Требования к построению. Виды занятий. Занятие - форма организации обучения детей. Структура занятия (организационный момент; постановка цели занятия; организация активной самостоятельной практической и познавательной деятельности на занятии; анализ деятельности детей, качество выполнения ими заданий). Обучение музыке как результат качественного изменения психических процессов, вызываемых внутренними закономерностями музыкальных переживаний ребенка. Решение задач музыкального воспитания и обучения детей в различных формах организации музыкальной деятельности и значение музыкального занятия как основной формы организации процесса музыкального воспитания, обучения и развития дошкольников. Вклад в исследование вопросов музыкального обучения известных отечественных педагогов: Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, Л.Н. Комиссаровой, О.П. Радыновой, Н.А. Метлова и др. Отличие структуры музыкальных занятий от занятий других видов и требования к их построению: - учет умственной, физической, эмоциональной нагрузки; - установление преемственности развития музыкальных способностей, приобретение необходимых знаний, навыков, умений; - обеспечение взаимосвязи и логической последовательности всех видов музыкальной деятельности; - соответствие учебным задачам и возрастным особенностям детей; - вариативность структуры с учетом ее эффективности. Виды занятий в зависимости от количественного состава детей (фронтальные, индивидуальные, занятия с подгруппой, объединенные), их цели и задачи. Виды занятий в зависимости от содержания (традиционные, доминантные, тематические и комплексные), особенности их организации. Основная литература
1. Васильева А.И. Совершенствование обучения в детском саду. Минск: Нар. асвета, 1980. 2. Ветлугина Н.А., ДзержинскаяИ.Л., и др. Музыкальные занятия в детском саду. М., 1984. 3. Воспитание и обучение в детском саду: Сборник статей / Под ред. В.А. Запорожца и Т.Л. Марковой. М., 1976. 4. Галкина Л., Бубылева С. Нетрадиционные формы организации детей на занятиях //Дошкольное воспитание. 1991. № 2. 5. Михайленко Н., Короткова Н. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание. 1995. №9. 6. Радынова О.П., Катинене А.И. и др. Музыкальное развитие дошкольников. М., 2002.
|