Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Отношения между полями содержания




До сих пор мы рассматривалиотдельное атрибутивно-номи­на­тивное знание. Взаимосвязь X—(A) служила изображением любого и всякого из них, и, следовательно, анализируя её, мы анализировали все атрибутивно-номинативные знания в их общих и специфических свойствах. Однако при этом, как уже говорилось, мы отвлекались от всех связей, которые существуют между единичными знаниями в системе действительного языкового мышления, и не рассматривали отражения объективной действительности в целом, в единой картине. Вследствие этого нам пришлось оставить в стороне многие свойства единичных номинативных знаний, все те свойства, которые характеризуют их действительную "жизнь", так как функционирование и развитие атрибутивно-номинативного знания протекает только в системе, только во взаимосвязи со всеми другими номинативными знаниями и определяется этой взаимосвязью.[8]

Естественно, что теперь мы должны восстановить этот пробел в исследовании и рассмотреть систему номинативных знаний. Это будет простейшая система из всех возможных систем атрибутивного знания: она будет складываться исключительно из взаимосвязи номинации. Система такого рода не соответствует ни одному из известных нам состояний языкового мышления и, в этом плане является гипотетической.

Чтобы методологически правильно, в необходимой последовательности рассмотреть "системные" свойства атрибутивно-номинативного знания, мы должны предположить, что такая система уже сложилась и функционирует, мы должны затем отвлечься от всех изменений, происходящих с этой системой, взять её, как говорится, "в точке", в "ставшем" состоянии, проанализировать строение системы в этом состоянии и уже после этого привлечь к рассмотрению те изменения, которые происходят с ней в процессе функционирования и развития.

Взять систему знания в "ставшем" состоянии, отвлечённо от процессов функционирования и развития, это значит предположить, что временно остановилась деятельность познания.

При этом мы не можем совсем отвлечься от деятельности познания, так как анализ знания вне и помимо порождающей его деятельности вообще не возможен. Мы должны учесть эту деятельность, но учесть её особым образом, как "остановившуюся". Осуществить такую абстракцию в данном случае, это значит сделать относительно самой деятельности мышления и её продукта – системы знания – следующие предположения:

1. Человеческий коллектив обладает определённым "набором" различающихся между собой операций мышления (обозначим каждую из этих операций символом ∆ с соответствующим индексом от i до n, а весь набор – символом:

2. Эти операции были применены определённым образом к объектам действительности, в результате чего была выделена группа предметов, которые "познаны" с точки зрения этих операций и этого способа" или "порядка" применения их, совокупность познанных предметов обозначим символом:

Полученное таким образом познание о предметах действитель­но­сти и их свойствах зафиксировано в языковой форме.

Характер познания совокупности предметов åXj и логический характер языковой формы, в которой это познание зафиксировано, определяется характером имеющихся в наборе операций мышления и "способом" или "порядком" применения их к объектам. Начиная анализ атрибутивного знания, мы постулировали, что будем рассматривать только один вид операций мышления, именно, операции практически-пред­ме­тно­го сравнения. Таким образом характер операций рассматриваемого нами набора задан. Остаётся определить "способ" или "порядок" применения этих операций к объектам. Однако, фактически он тоже уже задан: в настоящем разделе работы мы рассматривали исключительно номинативные знания. Они являются результатом применения к предметам операции практически-пред­ме­тно­го сравнения. И, следовательно, чтобы сохранить ограничение области нашего исследования системой исключительно номинативных знаний, мы должны постулировать, что к каждому предмету выделенной совокупности åXj, была применена только одна какая-либо операция практически-пред­ме­тно­го сравнения и положительный результат при применении одной какой-либо операции сделал невозможным применение другой. Тем самым мы полностью определим "способ" или "порядок" применения заданных операций к предметам.

Две указанных характеристики – операций мышления и их отношения к предметам – полностью определяют строение системы атрибутивно-номинативного знания.

Совокупность предметов åXj, к которым применены операции заданного набора åi, образует "предметное поле содержания" этой системы знания (или просто – поле предметов).

Оно распадается на n групп или классов, каждый из которых соответствует одной операции практически-пред­ме­тно­го сравнения. Эти классы должны быть такими, чтобы применение соответствующей каждому классу операции мышления к каждому предмету этого класса давало бы один и тот же (один и тот же с точки зрения данного уровня развития потребностей и производства) результат, то есть выявляло бы в каждом из этих предметов одно и то же (опять относительно) свойство и чтобы при этом каждый предмет выделенного поля входил в один и только один из этих классов.

Совокупность свойств, выявленных в предметах åXjпосредством набора операций åi образует второе поле содержания системы атрибутивно-номинативного знания –"поле свойств"или поле абстрактного содержания.

Совокупность классов предметов, сложившихся в соответствии с выделенными свойствами, образует третье поле содержания – "поле классов" или поле обобщения.

Три указанных поля содержания находятся в органическом единстве друг с другом и образуют единую "область содержания" системы атрибутивно-номинативного знания. Каждое из свойств, выделенных посредством операции практически-пред­ме­тно­го сравнения и, соответственно, каждый из классов, образованных на основании этих свойств, должны быть зафиксированы в специальном языковом знаке. Таким образом форма системы атрибутивно-номинативного знания, соответствующая заданному набору из n операций в выделяемой посредством него области содержания, должна выражаться совокупностью из n, отличающихся друг от друга знаков.

Эта совокупность знаков – обозначим её символом å(Ak) – образуетполе формы системы атрибутивно-номинативно­го знания.

Как мы уже выяснили при анализе отдельного атрибутивно-номинативного знания,связь каждого языкового символа с его содержаниемпроисходит через деятельность мышленияи определяется характером этой деятельности. Однако в готовом, сложившемся знании сама деятельность мышления элиминирована и связь между языковой формой и содержанием выступает как независимая и непосредственная. Точно так же обстоит дело и в системе атрибутивно-номинативного знания.

Непосредственно знаки языка определяются только набором операций практически-пред­ме­тно­го сравнения, только ему они соответствуют прямо, а с областью содержания связаны уже опосредовано, через деятельность мышления, но в готовой, сложившейся системе знания связь языковой формы с деятельностью мышления элиминирована и мы имеем дело исключительно со связями между областью содержания и полем формы, которые закрепляются относительно независимо от деятельности мышления. На это обстоятельство надо обратить внимание, так как оно играет особо важную роль в процессе функционирования и развития знаний,

Итак,область содержания системы атрибутивно-номи­на­тив­ного знанияскладывается из трёх различных полей: поля предметов, поля свойств и поля классов. Каждому из этих полей содержания поле языковой формы знания соответствует особым образом – первому иначе, чем второму, второму иначе, чем третьему. Поэтому эти соответствия могут быть выделены в особые системы, каждая из которых в определенных границах может и должна рассматриваться независимо от других.

Действительно, между полем формы и полями свойств и классов внутри системы знания должно существовать взаимнооднозначное соответствие. Всякому переходу с одного элемента на другой в поле свойств или классов должен соответствовать переход в поле знаков и наоборот.

Между полем предметов и полем знаков такого взаимнооднозначного соответствия нет: каждому знаку языка из поля формы соответствует множество предметов (а в более сложных видах атрибутивного знания и наоборот – каждому предмету соответствует множество знаков из поля формы). Это различие между системами связей поля формы с полями содержания приводит к тому, что определенные изменения поля предметов, например, "сужение" или "расширение" его, и обусловленные этим изменения системы соответствий между полем предметов и полем знаков нисколько не влияют на связи поля формы с полями свойств и классов. Если, к примеру, какие-либо операции практически-пред­ме­тно­го сравнения из имеющегося уже набора применяются к новым предметам действительности, не входившим ранее в заданную область содержания, и дают положительный результат, то происходит расширение поля предметов, но оно ни как не сказывается на полях свойств и классов и на системе соответствий между ними и формой.

В то же время, хотя как между полем классов и полем формы, так и между полем свойств и полем формы существует взаимно однозначное соответствие, тем не менее изменения в одной системе соответствий в определенных границах могут происходить, не вызывая изменений в другой.

Так, в дальнейшем, при разборе более сложных видов знания, мы увидим, что определенные преобразования поля свойств могут существенно изменить связь формы с полем классов, но оставить неизменной связь формы с полем предметов, или наоборот, изменить связь с полем предметов и оставить неизменной связь с полем классов.

В силу этих обстоятельств в ряде случаев нам придётся рассматривать указанные системы соответствий по отдельности, отвлеченно друг от друга, и поэтому их надо разделить и обозначить особыми символами. [A—(A)]i .

Наглядно-схематически мы будем обозначать систему вза­имо­связей между полем свойств и полем знаков формулой (1), систему взаимосвязей между полем классов и полем знаков (2) и систему взаимосвязей между полем предметов и полем знаков (3).

Система атрибутивно-номи­на­тив­ного знания представляет собой органическое единство этих трёх систем связей. Последние являются её компонентами. Следовательно, в системе атрибу­тивно-номинативного знания существует определённая связь между составляющими её элементами. Эта связь может носить различный характер. Между полем содержания и полем формы в системе знания, как мы уже говорили (см. §11, §12), должно существовать определённое соответствие. Это возможно в том и только в том случае, когда существует соответствие между полем формы и полем содержания во всех трёх составляющих её системах-компонентах. Но так как поле формы у этих систем-компонент одно, а поля содержания разные, то это создаёт условия для появления противоречий между системами-компонен­тами, то есть для появления такого положения дел, когда сохранение соответствия в одной системе вызывает и обуславливает появление несоответствия в другой. На это обстоятельство так же надо обратить особое внимание, так как нам придется его специально использовать при анализе процессов развития системы атрибутивно-номинативного знания. Но пока, при "остановившейся" деятельности познания, есть только условия противоречий, а самих противоречий между системами-компонентами нет и не может быть. Соответствия во всех трёх системах-компонентах существуют, не мешая друг другу, наличное соответствие в одной не обуславливает, не вызывает несоответствия в другой. Состояние системы знания, характеризующееся такой непротиворечивой связью между составляющими её компонентами, мы будем называть "статически равновесным".

Всё то, что мы сказали выше о взаимоотношении связей в системах-компонентах, можно без всяких изменений перенести и на взаимоотношение функций поля формы. При этом надо специально оговориться, что, рассматривая систему атрибутивно-номи­на­тивного знания в целом с точки зрения всей области объективного содержания, мы можем и должны отвлечься от тех различий между значениями (собственно, функциями) абстракции и метки с одной стороны, и значением (собственно, функцией) обобщения с другой, на которые мы указывали ранее (см. §4), называя два первых "реальными" и актуальными, а третье – "ирреальным" и потенциальным. Указание на это различие было необходимо тогда, когда мы рассматривали связи значения и функции атрибутивного знака с позиций отдельного знания и сознательно отвлекались от рассмотрения и учёта свойств этого знания, обусловленных системой и взаимосвязью этих знаний друг с другом. При этом мы не могли отвлечься от некоторых из этих сторон и свойств полностью, так как процесс получения единичного атрибутивно-номинативного знания предполагает в качестве своих условий: во-первых, другое знание такого же вида и с такой же языковой формой; во-вторых, действие сопоставления по крайней мере двух предметов и, следовательно, в самом процессе уже заключено обобщение. В то же время, если бы мы отвлеклись вообще от процесса получения этого знания, то не могли бы проанализировать и понять его как специфически мыслительное и атрибутивное. Но и учесть обобщение (методологически правильно и обосновано) как определенную сторону и свойство отдельного атрибутивно-номинативного знания мы не могли, так как в готовом единичном знании оно полностью элиминировано и ни как не может рассматриваться в качестве наличного свойства этого знания. Поэтому нам пришлось тогда сказать, что обобщение является неотъемлемым наличным, но в то же время "потенциальным" свойством отдельного номинативного знания. Теперь, когда мы рассматриваем систему номинативных знаний, обобщение приобретает все права гражданства и полное обоснование как свойство знаков языка и, соответственно, свойство знаний, возникающих благодаря тому, что один и тот же знак языка участвует во многих номинативных знаниях, употребляется в отнесении ко многим единичным предметам. Этим исчерпывается необходимый для наших целей анализ "ставшего" состояния системы атрибутивно-номинативного знания, и мы можем перейти к анализу её динамики.


§14 Номинативное знание "в движении"

Для того, чтобы система атрибутивно-номинативного знания вышла из "ставшего" состояния, необходима какая-то внешняя для самой этой системы причина. Такой причиной является не прекращающаяся никогда деятельность познания.В зависимости от того, как будет протекать эта деятельность, как она будет изменяться и развиваться, система атрибутивно-номина­тив­но­го знания будет претерпевать различные изменения.

Рассмотрим основные возможные виды этого изменения, последовательно задавая определенный вид деятельности мышления и его изменение.

Для начала предположим, что имеющийся у человеческого коллектива "набор" операций åi какое-то время остаётся неизменным, как по характеру операций, так и по их числу, и лишь применяется в готовом виде ко всё новым и новым предметам действительности. При это мы оставим необходимое для номинативного знания условие, что к каждому новому предмету может быть применена только одна какая-либо операция из имеющегося набора и что положительный результат при применении одной какой-либо операции делает невозможным применение другой. Все те предметы объективной действительности, к которым не могут быть применены операции этого набора, или – могут быть применены, но дают отрицательный результат, мы будем просто оставлять без внимания. Легко заметить, что в этих условиях непрекращающаяся деятельность познания приводит лишь к тому, что непрерывно "расширяется" предметное поле содержания, а поля свойств и классов, а так же поле формы остаются неизменёнными. Расширение предметного поля содержания приводит к изменению системы соответствий, существующей между ним и полем формы: с каждым актом процесса познания увеличивается число предметов, входящих в область содержания åXj, и число предметов, обозначаемых отдельными знаками поля формы. Но это изменение системы связей между полем предметов и полем формы ни как не сказывается на связях между полем формы и полями свойств и классов и на их отношении друг к другу. Система атрибутивно-номи­нативного знания в целом по прежнему остаётся в том же равновесном состоянии. Такое изменение системы атрибутивно-номина­тив­ного знания мы будем называть её функционированием.



Поделиться:

Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты