Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Журавель: «Проблески переживания Пространства».




 

Думаю, в каждом из нас живет невыразимый вопрос, пронизывая наши восприятия, иногда прорываясь словами. И те ответы, что приходят вспышками ясности, проблесками Переживаний, лишь заостряют его, поворачивают новой гранью. Интересно попытаться проследить этот диалог в каком-нибудь одном аспекте, например в восприятии пространства.

Очень естественно задавать вопросы о пространстве из состояния созерцания, наблюдения мира. Как течет река, дует ветер, падает лист; как происходит движение, что это такое, и где оно происходит, что значит снаружи, внутри, близко, далеко, медленно, быстро... Ты чувствуешь, что все концептуальные ответы - вранье, а других у тебя нет, так что все, что остается - просто честно признаться, что ничего не знаешь об этом и наблюдать за тем, что происходит с восприятиями. И когда занимаешь искреннюю позицию наблюдателя, механическое различающее сознание прекращает неумолимый ход, в нем на доли секунды появляются разрывы, в которые проникают проблески Переживаний. Вот, например, такие изменения в восприятии движения:

Поезд, я провожу в нем часа полтора каждый день и потеряла всякое представление о том, что же такое ездить поездом. Пропадает ощущение закрытого пространства, присутствия людей вокруг, зато можно явственно ощутить присутствие кого-то, кто заведомо далеко. Зрительная картинка распадается, все перемешивается... очертания предметов размываются, сами они то становятся полупрозрачными, то меняют очертания, то местоположение в пространстве, могут вовсе пропасть из поля зрения; со звуками та же история... восприятие становится интегральным, все воспринимается в совокупности. Я не могу сказать, где нахожусь - внутри или снаружи, нет никакого «внутри» и «снаружи» – типичная картина пробуксовки механического различающего сознания. Такое состояние не делает меня беспомощной, поскольку, во-первых, в любой миг я могу вернуться к обычному функционированию различения, а во-вторых с прекращением работы механического различения начинает пробуждаться озаренное различение, которое не менее реально, чем механическое, но более широко, так как включает в картину мира то, что механическое различение привыкло не замечать – ОзВ. Возникает восприятие пространства, текущего сквозь «меня» независимо от того, стоит поезд или движется. Локальное восприятие себя тоже пропадает, я как будто растворяюсь в пространстве... и я не знаю - «поезд едет» - это я совершаю какое-то движение, или оно совершается «во мне»?

Велосипед... иногда просто летаешь на нем, сливаешься с пространством. Меняется посадка, дыхание, включается панорамное зрение, ни на что не смотришь прямо... нельзя сказать, что вообще на что-то смотришь... люди, машины... взгляд как бы рассеивается, не цепляется ни за что. Мир струится сквозь меня, особенно деревья - это такое неописуемое ощущение, ты словно пропускаешь дерево сквозь себя, как бы проживаешь с ним в унисон какое-то мгновение.

Восприятие тела меняется в целом; чувствую, что все привычные телодвижения - как фасад, что на самом деле двигаюсь иначе, но как иначе - пока не могу ухватить.

Неоценимую помощь в разрушении базисных концепций, связанных с пространством и движением (и не только этих, конечно), оказывает использование практик возврата внимания и практик осознания отсутствия. Иногда это происходит само по себе: наблюдаешь небо и вдруг осознаешь, что оно уже внутри, ты переполнен небом и течешь и движешься вместе с ним. Или осенью в лесу – смотришь, как падает лист, другой, все пространство наполнено движением, и начинаешь падать с каждым листом, тут, здесь и там, одновременно, ощущаешь потерю локальности, рассеивания в пространстве. У меня есть естественная склонность к созерцанию, и я могла проводила часы, просто сидя на подоконнике и глядя, как меняется небо на закате или заходит гроза, и что-то там такое происходило во мне, но до прочтения книги Бодхи, до привнесения в жизнь тех практик, что там описаны, у меня не было ни понимания, чем же так притягательно для меня это занятие, ни ощущения направления, куда же двигаться дальше. Теперь та тропинка, что нащупывалась впотьмах, ложится под ноги дорогой, по которой можно двигаться с открытыми глазами, и идя по ней, встречаешься с удивительными Переживаниями.

Одно из основных для меня – «распад мира». Оно как заколдованное место:) - чем бы я ни занималась - возвратом внимания с хаотических отвлечений или произвольно выбранных объектов, осознанием отсутствия или вот теперь работой с ВД - неизменно попадаю в состояние, в котором мир словно начинает распадаться, точнее сказать распадаются привычные способы восприятия мира, часто резко расфокусируется зрение, все двоится, дрожит, становится как бы полупрозрачным, взаимопроникающим, все протекает, струится друг через друга и чувствуешь, знаешь, что это не только зрительное восприятие, а как бы все остальные органы чувств тоже «расстроились», перестали фильтровать восприятие определенным жестким образом, и тогда непосредственно переживаешь неразделенность мира. И пребывание в этом состоянии очень целительно, отдохновенно, оно так наглядно, так непоправимо разрушает концепции, связанные с понятиями пространства, движения, времени... И когда мир вдруг снова «собирается», испытываешь прилив такого радостного изумления, часто просто неудержимого смеха, хохочешь и не можешь остановиться, так восхитителен этот привкус новизны мира, свежесотворенности.

Есть другое состояние, которое совершенно преображает восприятие. Я как бы начинаю видеть огненную природу вещей, т.е. не то, чтобы вижу, и не то чтобы пламя. Вот как в солнечный жаркий день, если смотреть на костер, то огня практически не видно и жара не чувствуешь, но тем не менее если ты догадался, что он там есть, то уже можешь его воспринимать, и так и здесь. Одна из самых поразительных вещей состоит в том, что в этом состоянии я живу с совершенно отчетливым восприятием чего-то, что непереложимо на знакомый язык зрительных и прочих ощущений, это переживается так, как будто я стою лицом к лицу к природе непостижимого, к присутствию тайны, вошедшей в жизнь, и смотрю на людей и вижу пламя, принявшее, наполняющее эти формы, и все пространство пронизано, напоено этим пламенем, и когда впускаю его в себя, когда начинаю ощущать, что я той же природы, тогда можно сжигать в нем все механическое – концептуальные мысли, НЭ, механические желания... это пламя очищает восприятие, делает его более живым, текучим, более озаренным.

Переживание существования. Вдруг понимаю, что я есть всегда. И ощущаю удивительную уютность, даже комфортность мира, чувствую себя исключительно «в своей тарелке»:) Рушатся стены, о которых и не знала, что они есть, и только теперь узнаю о них по огромному чувству облегчения, освобождения от ноши. И переживаю такое удивительное доверие к миру, чувство полной открытости, безоговорочного приятия. Так часто бывает, что одно Переживание вызывает, переплетается с другими. Переживание Пустоты. Оно впервые пришло при практике осознания отсутствия, и вначале ассоциировалось именно с ней. А теперь я вижу, что оно приходит независимо от того, чем я занимаюсь, вот и сейчас пришло. Сначала ощущаю зародыш пустоты, словно сгусток тайны, а потом он начинает разворачиваться, это как беззвучный взрыв изнутри, как мягкий распад, и я расширяюсь, раздуваюсь как воздушный шарик, и можно ощущать одновременно и большое пространство, и этот зародыш, и как бы пропускать, пробегать от одного к другому сферической волной. Иногда ощущаю внутри этого сферического пространства очень быстрые флуктуации, такие мягкие трепетания, пока у меня не получается к ним присмотреться.

Переживание Открытости. Ощущение, словно исчезла скорлупа, в которой я существовала раньше, очень радостное, удивительное ощущение неотделенности, отсутствия восприятия границ.

С переживанием Пространства связаны и яркие физические переживания. Перетряхивается весь набор ощущений (т.е. так называемых физических восприятий), который и есть то, что мы называем «физическим телом». Тело перестраивается, трансформируется, пробует новые типы движений. Можно, например, ощутить себя несколькими сферами, вложенными одна в другую, скользящими, поворачивающимися, или можно потянуться и почувствовать пространство вокруг себя далеко-далеко. Недавно появилось ощущение-осознание, что движение и пространство неразделимы.

Мы научились выхватывать некоторые структуры, типы движения и интерпретируем их как объекты. Так, глядя на воду или пламя, можно видеть некоторые образования, завихрения, переплетения. Вижу, как «дерево» смешивается с «небом» - не накладывается, а вливается одно в другое, как совершается удивительное, общее движение, которое откликается и во мне. И понимаю, что можно интерпретировать себя, скажем, как бурун на поверхности реки и ограничивать доступный диапазон движений раздуванием и спадом, а можно отказаться от этого видения и ощутить безграничность реки, или поймать струю и стремительно уйти вместе с ней куда-то. Восприятие мира как Потока открывает неограниченные возможности для Путешествия. Я уверена теперь, что можно воспринимать все совершенно иначе, двигаться невообразимо иначе, чем привыкло делать это квазистационарное завихрение, называемое в просторечии человеком.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты