КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Белая Тигра: «Фрагмент разбора концепции о близости родственников».
Я испытываю чувство вины перед родителями и жалость к ним из-за того, что у меня есть концепция: «своими действиями я доставляю им страдания». Основное здесь то, что перед родителями я испытываю особенно сильную вину, которая пока не поддается устранению. Если я испытываю вину перед любым другим человеком, то могу ее устранить, при этом ясно понимая, что если он страдает из-за того, что я никак не влезаю в его каноны поведения, не соответствую его желаниям, то это именно его проблема, а не моя. Постараться помочь, объяснить конечно можно, если есть к нему симпатия - можно и 100 раз объяснить, если на то у меня будет желание, но ВМЕСТО того человека сделать ничего нельзя - либо он сам придет к ясности и усилиям по устранению ЖКС, либо нет. Есть концепция о том, что раз именно перед родителями я не могу устранить вину, значит родители для меня какие-то особенные люди.
Концепция «Родители - особенные люди». Аргументы «за»: Родители родили меня, воспитали, выкормили, выходили (поддерживали во мне жизнь), лечили, обеспечивали всем необходимым, создавали вокруг меня атмосферу, в которой по их мнению я могла чувствовать себя счастливой. Никто больше этого не делал и, следовательно, они именно этим особенные.
Аргументы «против»: Они заботились обо мне не просто так, а потому, что им хотелось видеть меня живой, здоровой, красивой, счастливой, поскольку им такая я доставляю удовольствие. Более того, эта их забота подчинялась одной единственной цели: я должна приносить им радость своим здоровьем и благополучием. Они родили меня для того, чтобы я приносила им радость, чтобы их жизнь стала счастливее, то есть они хотели, чтобы я появилась, чтобы сделать их жизнь счастливее. Т.о. их особенность только лишь в том, что они хотели меня для того, чтобы я сделала их счастливыми (посредством того, что они сделают счастливой меня). Но ведь когда они хотели родить ребенка, они еще не знали меня. Они просто хотели, что бы появился КТО-ТО, кто сделает их жизнь счастливее. Получается, что они особенны для меня тем, что они хотели иметь кого-то, кто сделал бы их жизнь счастливой! Так что же в таком случае в них для меня особенного?! Таких людей, которые хотят того же - миллионы, вернее они точно такие же, как и все. Допустим, что кроме того, что они хотели счастья для себя, ими двигало также и альтруистическое чувство - они хотели сделать счастливым хоть какого-то человека, а самый «простой» способ - это родить такого человека и осчастливить его. Но представьте себе человека, который пришел к вам с улицы и хочет вас осчастливить и становится очень несчастным, если вы не укладываетесь в его требования. В данном случае человек пришел тоже «с улицы» - я не выбирала своих родителей, и они для меня совершенно случайны - мое знакомство с ними вынужденно. Если родители не хотели ребенка (например, он получился случайно или они его не хотели, когда он был уже в утробе), то тогда вопрос: если кто-то что-то не хочет, зачем он это делает? Когда мать не хочет ребенка (то есть страдает от того, что вынуждена его родить и не хочет его видеть), она отдает его в детдом. Если же она этого не делает, значит она либо хочет иметь ребенка, либо просто не может преступить через свою мораль и оставляет ребенка у себя. После этого я сформулировала антиконцепцию «Родители - не особенные люди», и мне захотелось проводить с ней работу до тех пор, пока в привычку не войдет не испытывать чувство вины перед родителями. Я это делала так: я представляла, что вот сейчас мне звонит мама и говорит мне что-то. При этом у меня обычно тут же возникала реакция - НЭ угрызения совести. Так вот я в этот самый момент и говорю себе, что у меня нет оснований считать, что родители - особенные люди и совершаю усилие по устранению НЭ. Так я делала много раз - каждый раз, как только вспоминала о своей этой больной (пока:)) теме. Для себя я нашла еще одну вспомогательную антиконцепцию, которая содействует устранению «родительской» концепции. Я осознаю, что: 1. родитель - такой же, как и другие люди, человек. 2. этот человек испытывает НЭ, он огорчен, недоволен. 3. если я буду испытывать НЭ, то я тем более не смогу помочь человеку. В данный момент обычный человек, оказавшись в поле моего внимания, испытывает НЭ, переживает страдания, и мое желание помочь фокусируется на данном объекте, то есть на родителе. Это осознание поддерживает и сопутствует усилию по устранению НЭ при общении с родителями. Последний метод помогает мне особенно эффективно. Далее приведен результат моих усилий: Когда отец позвонил, то я совершила это усилие, и не один раз (инерция может быть очень сильной, терять бдительность нельзя, иначе вовлечешься в НЭ человека и уже ничего не сможешь сделать ни для себя, ни тем более для него). Мы договорились встретиться завтра. Я была в гостях у родственников вместе со всей своей семьей, но для меня не имело тогда значения то, что их больше, было даже лучше - все в сборе - идеальные условия для проверки себя и подтверждения, что у меня получается устранять НЭ. Очень сложно описать все, что я переживала. Скажу основное: для меня всегда было очень важно мнение этих людей, они всегда были мне важны, их согласие, их отношение ко мне. Все это ушло. Я почувствовала себя совершенно непривязанной, свободной, мне было все равно, что обо мне подумают. Я переживала свободу от озабоченности тем, что будет, отсутствие важности. Я чувствовала себя ребенком, и в тоже время равной им всем. Я не была их ребенком, ниже их, глупее, хуже, но в тоже время я смотрела как ребенок, мне было легко, как ребенку. Мне было все равно. Я осуществила еще ряд сосредоточений-устранений привычных для меня НЭ. Результат оказался устойчивым. Я провела к кругу семьи несколько часов и поняла, что больше никогда не буду чувствовать себя как раньше и воспринимать их как раньше. Я приложу все возможные усилия, чтобы не впадать в автоматизм концепций и НЭ, когда возникнет образ родственников или они сами. Я поняла еще вот что: я, оказывается, никогда не верила в то, что этот родительский вопрос когда-нибудь сможет решиться. Я не верила, но делала все от меня зависящее. Может быть, поэтому начавшиеся изменения переживаются как чудо!
0043. Скво + Нети: «Восприятие Х».
До недавнего времени я был уверен в том, что все восприятия, которые я не могу классифицировать как одно из пяти скандх, являются переживаниями, и что их следует считать ценными, культивировать их, сосредотачиваться на них и искать методы их достижения. Сейчас я считаю, что восприятий может быть великое множество, и необходимо быть пристрастным и проводить анализ каждого восприятия – то ли это, к чему я стремлюсь? Хочу ли я этого? По мере устранения НЭ и концепций начинает проявляться и усиливаться способность перенимать новые восприятия. Большинство людей защищены от бесчисленного множества восприятий щитом НЭ и концепций, в их мире все однообразно. Хотя некоторым людям и свойственны необычные восприятия разной степени интенсивности, и такие люди чаще всего занимаются творчеством. Когда этот «щит» приоткрывается, практикующий может, в силу своих особенностей, начать вести себя как оголодавший безумец, который хватает все подряд, вслепую, не задумываясь о том, хочет ли он испытывать это восприятие, не анализируя, что с ним происходит. Восприятия Х (ВХ) – это один из видов восприятий, который нам удалось выявить, и который не удалось отнести ни к 5 скандхам, ни к переживаниям. Самый наглядный пример ВХ – наркотическое опьянение. Но ВХ не обязательно может проявляться в связи с употреблением наркотиков. Я принимала участие в тантрических тренингах, и у меня проявлялось ВХ. Это восприятие может также проявляться и само по себе, без наркотиков, дыхательных техник и других видимых триггеров. Я помню, как оно проявилось у меня впервые – я познакомилась с человеком, который был носителем ВХ, это восприятие было в нем проявлено очень ярко. Рядом с ним у меня тоже начало проявляться ВХ. Тогда для меня это было ново и очень привлекательно. Ради того, чтобы испытывать это, я готова была на все, даже на унижения, как самый настоящий наркоман. Показательно, что люди, у которых проявляется ВХ, чаще всего используют ту же самую терминологию, что и люди, находящиеся в наркотическом опьянении – «прет», «колбасит», «вставляет», «вскрывает», «торкает», «кайф», «сносит башню», «безумие» и т.д. Не могу себе представить, что этими словами можно описывать те восприятия, которые я называю Переживаниями или ОзВ. Несколько лет назад я стал заниматься различными «духовными» техниками, и через некоторое время у меня стали появляться восприятия, которые явно выходили за пределы того, что мне было известно до того времени. Я не могу сейчас описать эти восприятия, потому что уже не помню их, но тогда я думал, что моя жизнь сдвинулась мертвой точки. Например, я стал «чувствовать» искусство. Созерцание произведений искусства стало вызывать во мне необычные восприятия. Тогда я думал, что в произведении искусства, книжке или просто падающем листке дерева мне открывался новый мир, и этот мир меня впечатлял, в нем было много граней, поворотов, он казался глубоким и таинственным. У меня появилось желание заниматься творчеством – рисовать, играть, писать. Я ночами бродил по городу и наблюдал причудливые картины теней, неясных форм и даже стал это все фотографировать. Особое удовольствие доставляли встречи с людьми, которые так же как и я «чувствовали» искусство. Я думал, что я вхожу в некое «сообщество», в котором поддерживается определенное миропонимание. Таких «сообществ» может быть множество в зависимости от того, какой вид восприятий в нем культивируется. Например, я был дизайнером. Быть причастным к этому миру - значит видеть дизайн во всем, видеть сочетания цветов, линий, композицию, диссонанс, особую красоту этих сочетаний. В этом мире много тонкостей, непонятных простому смертному, и мне нравилось в него углубляться, находить все больше оттенков, все это доставляло очень тонкое удовольствие, или страдание, если я вдруг переставал «врубаться» и терял вдохновение. То же самое я наблюдал у фотографов, художников, музыкантов. Для того, чтобы иметь такие восприятия, не обязательно заниматься практикой устранения омрачений. Самый яркий признак ВХ – это тягучее, густое удовольствие, из которого не хочется выпадать никогда. Это удовольствие требует внешних атрибутов – особой музыки, особых людей, особой обстановки, особых книг, особых запахов. Возникает зависимость от тех атрибутов, которые способствуют ВХ и действуют как триггеры для ВХ – будь то наркотики, музыка, книги, дыхательные техники, духовные семинары или люди-носители ВХ. Я думаю, что это восприятие не может существовать в пустой келье. В ВХ есть сильное нежелание расставаться с впечатлениями. Если выключить музыку или убрать благовонные палочки, это воспринимается так, как будто что-то важное исчезло, и удовольствия стало ощутимо меньше, возникает смутное недовольство. В ВХ всегда есть что-то, с чем не хочется расставаться, к чему прочно привязан, в то время как во время Переживаний ничто внешнее не имеет никакого значения. Примеры книг, отображающих ВХ – А.Р.Уилсон, Тимоти Лири, Алистер Кроули, Андрей Белый и почти вся литература символизма, Гурджиев. Кино – Матрица, Дорз, Сиеста, все фильмы Тарантино. Музыка – Дорз, Мумий Тролль, транс, электронная музыка. Художники – Дали, Босх. В ВХ нет устремленности, в то время как проявление любого Переживания сопровождается всплеском устремленности. В ВХ есть сильное желание получать яркие впечатления – писать, рисовать, общаться, путешествовать, и что бы ты ни делал, все доставляет удовольствие, во все ты ныряешь с головой. Все, что делается в ВХ, делается так, что у других людей это может вызывать ПЭ разной степени интенсивности – от одобрения до бурного восторга. Когда есть Переживания, у меня не возникает непременных желаний что-то творить или куда-то ехать – это перестает иметь какое-либо значение, может быть, а может не быть. При ВХ полностью отсутствует ясность, есть сильное нежелание анализировать это состояние. Все уже есть – есть это удовольствие, а больше ничего и не надо. Характерная рассеянность, которая доставляет удовольствие – «все это так незначимо! Не хочется быть собранным...» Любая попытка трезво подумать нарушает эйфорию. Я очень хорошо помню, что когда у меня стали появляться ВХ, я стал все забывать, на работе трудно было сосредоточится на задаче, и любое ХО могло захватить мое внимание. Жизнь превратилась в тягучий поток, когда я не мог вспомнить, что было вчера. Человеку, находящемуся в ВХ, очень свойственно использование непонятной терминологии, которая кажется предельно понятной. Карма, сознание, энергия, единство, божественное, любовь, слияние, кундалини, шакти, астральное тело, подсознание, перевоплощение, иллюзорность и т.д. Если попросить человека объяснить, что он имеет в виду, он не сможет этого сделать. Скорее всего он посмотрит на тебя, как на ущербного – мол тебе не дано понять и переживать то, что понимает и переживает он. Я не знаю, как так получается, но когда находишься в ВХ, действительно не возникает никаких сомнений в том, что все эти термины тебе предельно понятны. Возникают всплески особого удовольствия, и в эти моменты начинаешь думать, что ты все постиг – напрямую, «без ума». Также я замечала, что люди, находящиеся в ВХ, часто используют для обозначения ВХ слова типа «там», «оттуда», «туда». Например, можно услышать такие фразы «это информация оттуда», «когда я там...», «не знаю, как попасть туда опять...» И опять же – если попросить этого человека описать, что же он имеет в виду, то кроме восторженных и бессмысленных с точки зрения рассудка фраз ты ничего не услышишь. Все, что можно понять, это то, что иногда этот человек может испытывать нечто, что ему очень нравится, но он не может ни описать, ни повторить это восприятие по своему желанию. Появляется склонность к мистике, к додумыванию на пустом месте, туманным формулировкам. Понимание принимает странную форму - ты можешь думать, что понимаешь фразу «бог - это энергия», но описать это понимание ты не можешь, не можешь пересказать его другими словами. Это приводит к тому, что мутный рассудок начинает направо и налево строить модели вселенной, основываясь на пустых, концептуальных предположениях. Во всем видится «тайный смысл», глубина и связь с «высшей силой». Додумывание принимает угрожающие формы - на одно настоящее восприятие выдумывается десять несуществующих. Логика и рациональность уходят в небытие, а все нелогичное, мистическое становится очень привлекательным. Начинаешь видеть знаки во всем – в рекламных щитах, случайно услышанных словах из песни, всевозможных мелких событиях. Тебе становится доступным видение «мистической взаимосвязи» явлений, но доступно оно только тебе. Видение «знака» вызывает особый восторг. Весь мир может восприниматься как спектакль именно для Тебя. Часто возникают мысли, что кроме тебя никого в этом мире и нет. Эти мысли доставляют удовольствие. Есть непрерывное жеание всех втянуть в ВХ. Особое удовольствие доставляют разговоры с использованием непонятных, но ярких терминов, которые как будто сами составляются такие фразы, которые вызывают всплески ВХ в других людях. При этом есть сильное и почти болезненное желание быть лидером - все должны знать и помнить, КТО им дал это чудесное восприятие, кто им открыл этот чудесный новый мир. Есть желание благодарной аудитории, которая будет завороженно слушать рассказы о тебе, о твоей уникальности. Все эти рассказы имеют характерную особенность – все подается так, как будто никакого «я» нет, и рассказ не о «я», а о божественной энергии, которая проявляется через ЭТО тело. Да и рассказывает это никакое не «я», а так Шива проявляется в Шакти. Человек, находящийся в ВХ, чрезвычайно склонен к повышенной разговорчивости, он может часами говорить замысловатые и красивые фразы. Это похоже на монолог кокаиниста. Если посмотреть в его глаза, то можно увидеть, что глаза его пусты, он как будто говорит сам с собой и упивается тем, что говорит. Глаза обычно широко раскрыты, взгляд похож на взгляд религиозного фанатика. Чаще всего во время рассказов человек-ВХ использует много жестов и его лицо очень подвижно. Людям, склонным к этому восприятию, обычно присуща артистичность и чувство юмора. И это зачастую используется ими как прием для манипуляции. У человека-ВХ как правило есть очень сильное желание манипулировать. У такого человека обычно развита наблюдательность, и если ты тоже испытываешь ВХ, то он может почти наверняка сказать, что ты испытываешь, и что надо сделать, чтобы твое состояние изменилось в ту или иную сторону. Он получает особое удовольствие от того, что может манипулировать состояниями людей. Можно как-то так посмотреть на кого-то, что он сразу почувствует – да, вот эта девочка совсем не такая, как все, ради такой я готов хоть на край света. Можно придти в общество самых обычных людей и заразить этих людей ВХ, тогда эти люди начнут тобой восхищаться, они словно теряют голову, пьянеют и готовы на любые безумства вместе с тобой. Человек-ВХ воспринимает себя самого как уникальное существо, через которого все и меняется. И все люди, которые с ним сталкиваются – это не просто так, это их карма привела, а карма у них хорошая, так как только он может им дать это ВХ. При этом всегда присутствует озабоченность мнением других людей. У человека-ВХ не возникает никаких сомнений в том, что ВХ – просветленное состояние. А уж если почитать индийских гуру, то уверенность в том, что это самое настоящее просветленное состояние, укореняется очень прочно. Думаю, что Индия – это яркий пример ВХ. Многочисленные боги, якобы существующие где-то на другом плане, которыми можно стать, с которыми можно слиться. Слияние Шивы и Шакти в Брахмана; Шакти, проявляющаяся в десятках богинь и в каждой женщине, проявленное и абсолют; мантры, якобы наполненные животворящей энергией; ритуалы, через которые можно общаться с богами, и т.д. – на мой взгляд, все эти изречения и манипуляции являются триггерами для ВХ. По крайней мере, люди, выполнявшие эти ритуалы и исповедующие эти «истины» которые мне встречались, производили на меня впечатление людей, находившихся в отнюдь не просветленных состояниях, а скорее в состояниях, близких к безумию – отсутствию адекватных реакций и ясности. В ВХ есть сильное сопротивление всему, что хоть как-то пахнет схемой, упорядоченностью, даже если эта схема не концептуальна, а выбрана сейчас тобой по твоему желанию. Люди, склонные к ВХ, предпочитают максимально свободный образ жизни. Они никогда не согласятся кому-то подчиняться (только в случае особой необходимости). Подчинение вызывает у них страдание. Они привыкли быть лучшими по тем критериям, которые являются значимыми для них и для людей, склонных к ВХ. Для них существует очень много «неблагоприятных» условий, в которых они не способны испытывать ВХ. Употребление наркотиков значительно усиливает восприятие Х, но не усиливает Переживания. Наркотическое опьянение вообще никак не резонирует с Переживаниями. ВХ может казаться очень многогранным, но рано или поздно ты начинаешь замечать его повторяемость, плоскость, отсутствие глубины и новизны. В среде рок-музыкантов, например, есть такой термин «исторчаться», когда все новое, что выдает музыкант, похоже на старое и в нем нет жизни, нет вдохновения. Однако всегда есть возможность найти новый триггер для ВХ, и так может продолжаться всю жизнь, если не понять, что ВХ – это ограниченное восприятие, которое никуда не ведет. ВХ можно сравнить с очень комфортной комнатой чудес, без окон и дверей. Все, что ты видишь в этой комнате, тебя завораживает, но ничто из мира переживаний туда не проникает. В ВХ нет устремленности, а есть размягченность. Нет гремящей стихии, а есть относительно устойчивое удовольствие. Нет пронзительной свежести, а есть сладкая эйфория. Нет стремления, а есть довольство всем происходящим. Нет безмятежности, а есть эмоциональные всплески. Нет светлой симпатии и сострадания, а есть желание заражать ВХ во что бы то ни стало. Нет ясности, а есть одержимость, возбужденность и уверенность в том, что ясность есть несмотря на то, что рассудочная ясность отсутствует напрочь. ВХ возбуждают. Создается ощущение, что это возбуждение не твое – оно словно откуда-то приходит. Близость эмоций – так можно это состояние охарактеризовать, и самое главное, что в нем есть настойчивое желание их испытывать. Так же может возникнуть желание ярких проявлений – творческих подвигов, походов, строек, ремонтов и т.д. Мое мнение на данный момент таково: ВХ – это то же самое, что наркозависимость. Крайне сложно отказаться от этого удовольствия, но Переживания с ним не совместимы. Привязанность к этим удовольствиям приносит страдания. Когда я понял, что очень большая часть моей жизни наполнена ВХ, возникло яркое желание от них отказаться, поэтому я делаю выбор – я устраняю ВХ, я заменяю это восприятие на желание Переживаний, ясности, устремленности и т.д. Я выделил несколько качеств, которые хочу культивировать в своей жизни. Если в том, что я сейчас переживаю, отсутствуют ясность, радость, затаенность, любовь, свобода, текучесть, светимость, открытость, распахнутость, безмятежность, тишина, блаженство, легкость, – это означает, что я нахожусь или в омрачении, или в ВХ.
Методы борьбы с ВХ. 1. Взгляд. Есть большая разница между состояниями, когда взгляд направлен выше горизонта, и когда – ниже горизонта. Не буду описывать эту разницу – каждый может сам провести этот эксперимент. 2. Контроль над мимикой, жестикуляцией и интонацией. Интонация должна стать максимально сухой, хотя может оставаться дружелюбной; жестикуляция вообще должна отсутствовать, мимика сводится к минимуму. Это не значит, что у тех, кто испытывает Переживания, нет ни интонации, ни мимики ни жестикуляции. Просто если ты испытываешь ОзВ и прекращаешь все эти внешние выражения, ОзВ никак от этого не ослабевают, а если испытываешь ВХ – то они резко ослабевают и сразу возникает чувство потери и НЭ. 3. Отслеживание характерных впечатлений – видения мистической взаимосвязи, знаков, поиск символов и потаенного смысла, желания расслабиться и получать удовольствие, а не сосредоточиться на исследовании текущего восприятия. 4. Проверка на ясность мышления. Если возникает сильное нежелание анализировать, фиксировать текущие восприятия, то это может быть признаком ВХ. 5. Возврат внимания. Со мной часто случается такое явление – выходя на улицу, я вдруг увлекаюсь сочетанием трещин на асфальте или веток деревьев – они складываются в причудливые узоры, очень увлекательно следить взглядом за тем, как они сбегаются, разбегаются, как появляются образы животных или других существ. Если уделить этому созерцанию какое-то время, то наблюдаемые объекты становятся резкими, яркими, отчетливыми. Они завораживают, доставляет радость их созерцать. Раньше я думал, что во мне открылась какая-то способность видеть мир по-особому, и мне это нравилось. Теперь, если такое происходит, я делаю возврат внимания. Если возврат внимания проведен тщательно, появляется переживание, которое мне хочется называть «бытийностью». Она переживается, как полнота простых вещей. Все остается таким же, - эти трещины не особенные, деревья просто деревья, но возникает восприятие звенящей полноты, покоя, которое прямо тут, оно не захватывает, не уводит, оно как будто параллельно всему. Возврат внимания никак не препятствует ОзВ и Переживаниям, но тормозит ВХ. 6. Помощь со стороны. Если есть человек, который не подвержен ВХ, можно попросить его вести наблюдение за тобой – жестами, мимикой, глазами, речью. Его сообщения могут быть иногда очень ценными для того, чтобы выработать в себе сигнальную систему признаков ВХ.
|