Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Эпизод N 74




Читайте также:
  1. Анализ эпизода. Определение конфликта, развернутого в рассказе. Формы комментирования конфликта.
  2. Диалог как синтаксическое явление. Функция диалога в предложенном эпизоде
  3. Основные и неосновные (эпизодические) статусы
  4. Прокомментируйте эпизод борьбы за скелет из романа Н.С. Лескова «Соборяне», объяснив значение этого эпизода для понимания идейного содержания романа и позиции автора.
  5. Существительное. Разряды существительных. Абстрактные существительные в приведенном эпизоде.
  6. Эпизод N 50
  7. Эпизод N 56
  8. Эпизод N 57
  9. Эпизод N 60
  10. Эпизод N 61

Помогает развитию собственной речи сочинение с использованием для будущего рассказа трех слов, которые стали бы опорными в вашем импровизационном сочинении.

Выступающий должен, надеюсь, что с этим согласятся все, владеть импровизацией, быстро и умело переходить в своей речи от одного вопроса к другому, умело и легко выходить из сложных ситуаций, когда ему задается провокационный вопрос с единственной целью - сбить выступающего или поставить его в неловкое положение.

Для того чтобы легко выходить из затруднительных положений, и нужно развивать в себе способность к импровизации, научиться быстро мыслить, быстро находить нужное слово, фразу, производить отбор в считанные секунды - во время паузы, которая всегда есть от выслушивания вопроса до начала ответа на него.

В чем же суть упражнения, которое, как показали мои многолетние наблюдения, наиболее эффективно развивает память, способность импровизировать, находчивость, будит фантазию, дает раскрепощенность, активизирует ассоциативное мышление?

Берутся три произвольных слова, любых, и сочиняется рассказ. Но слова выбираются таким образом, я вынужден повториться, чтобы они стали главными, опорными, основными, центральными, вся смысловая нагрузка ложится на них. Всего три слова, а если вы уберете их из рассказа, он потеряет смысл.

Как выбирать слова? Лучше всего произвольно. Открываете книгу и находите, допустим, шестое слово от начала двадцатой страницы, девятое слово на сотой странице и первое на сто сорок шестой.

Когда я проводил занятия со студентами, то однажды выпали такие три слова: "лес", "вешалка", "искусство".

Было сочинено студентами двадцать рассказов.(Сначала на сочинение можно отводить любое количество времени, но потом лучше всего его ограничивать и давать пять минут на раздумывание, а еще лучше, если вы решите выработать у себя умение быстро реагировать, быстро думать две-три минуты.)

Вот рассказ победителя. "Обаятельный человек долго и сосредоточенно бродил по лесу. Он останавливался у старых дубов, закидывал голову и подолгу рассматривал верхушки деревьев. Вокруг могучего, красивого, кряжистого дуба он ходил особенно долго, а потом бензопилой быстро спилил это дерево. От отрубил верхний странный сук и вернулся в свою шикарную квартиру на главном проспекте родного города. Три недели он колдовал над суком, вымачивал, высушивал и полировал. Зато потом, когда приходили гости, раздевались и вешали пальто, к радости хозяина, они произносили:



- У вас удивительная вешалка, просто искусство, настоящее искусство. Как это вам удалось из обычного сука сделать такую красивую вешалку?

P. S. "Охрана природы - дело каждого человека".

Чем хорош рассказ? Неожиданной концовкой - выводом. Когда читаешь, то нет эффекта неожиданности. Но когда рассказ произносился студентом вслух, произносимая последняя фраза после паузы вызвала смех поддержки.

Когда рассказ будет произнесен с одновременной записью на магнитофон, необходимо зафиксировать его и на бумаге. Сравните написанный рассказ с наговоренным и сделайте третий вариант, взяв все лучшее из наговоренного, но упущенного при написании, и включите из написанного, но не наговоренного.

Этюд невероятно простой. Времени для выполнения требует не много. Но отдача от него большая.

Подобные этюды помогают выработать умение выстраивать сюжет (у каждого выступления должен быть свой сюжет), соединять, казалось бы, несоединимое. Искать и находить логические связки и точные переходы от одной мысли к другой. То есть делать все то, что необходимо, когда мы публично выступаем. Рассказ читается тридцать секунд. В нем есть оригинальное начало, интрига, неожиданный конец, психологическая достоверность и три слова использовались как опорные.



Пожалуйста, придумайте рассказ с использованием трех слов - "потолок", "кошка", "пятак". Или - "клоун", "гриб", "кровать". Или таких: "зеркало", "спичка", "телефон". Рассказ должен быть не более чем на одну-две минуты. Помните, что одна страничка машинописного текста - это две минуты разговора. Выполнение этого задания должно помочь вам быстро находить сравнения, образы.

В будущем, если вы хорошо (точно, честно, с полной отдачей, по максимуму, так, что сами себя сможете поставить отлично, - какое определение точнее?) выполните этот этюд не один, не два раза, а десять, двадцать или даже сто раз, ваша речь станет понятнее другим, доходчивее, эмоциональнее.

Кто-то упрекнет меня за повтор, вроде бы я уже писал о пользе этюда, о том, что дает само упражнение, и тем не менее другими словами повторяю то же самое. Почему я так поступаю? Да потому, что знаю: троекратный повтор, разделенный по времени, может быть, все-таки заставит вас поверить мне, убедит в полезности выполнения упражнения. И в речи, если вы очень заинтересованы, чтобы слушатели поверили вам, захотели последовать вашим советам, старайтесь свою мысль, убеждения проговаривать три раза, но непременно с некоторым разрывом и чуть-чуть другими словами.



Первый раз директивно. Я прошу вас сделать то-то и то-то; второй раз как бы мимоходом: вы, мол, конечно, помните, что я говорил о том-то и том-то, надеюсь на ваше понимание; и, наконец, третий раз вообще как бы вскользь, без какой-либо оценки, просто как констатация, а еще лучше - с юмором, мягко, ненавязчиво.

Эффект троекратности вообще любопытен. Давайте рассмотрим его чуть пристальнее. Русские народные сказки! Там нередко используется прием троекратности. Три желания, три испытания, три раза повторяется тот или иной зачин, то или иное заклинание.

Троекратность часто используют с успехом создатели рекламы. Один раз услышал (увидел), второй раз обратил внимание и в третий раз сознательно или подсознательно запомнил рекламную фразу.

Работая в такси, я проделывал такой эксперимент.

Нет пассажиров. Проезжаю мимо автобусной остановки. Много народу ждет автобуса. Но никто не голосует. Я чуть-чуть отъезжаю и снова проезжаю мимо этой же остановки.

Никакого эффекта. В третий раз еду - и...

Результат всегда оказывался прогнозируемым: два-три человека поднимали руку и голосовали.(Почему я решил сделать много абзацев?)

Я спрашивал пассажиров, почему они в первый раз не пытались меня остановить. "Да потому, - отвечали мне, - что пока раздумывали, вы уже уезжали, а кроме того, все же надеялись, что автобус подъедет".

А во второй? Думали поднять руку, но сказывался эффект вредности. Желание не поступать так, как этого кто-то, в данном случае водитель такси, от них ждет.

А в третий раз? Лопалось терпение. Первый раз не взяли машину, второй раз отмахнулись, а тут третий раз зеленый огонек, наверное, нужно брать машину и ехать.

Я хочу вас убедить в полезности выполнения данного этюда. Он значительно важнее многих предыдущих. Выполните этюд. Внимание! Почти ключевая фраза для всех, кто хочет освоить навыки публичного общения! Назовем ее "аванс с гарантией" или "выгода". В самом деле, сознательно или подсознательно, но с детства, чем бы мы ни занимались, вопрос, а что я буду от этого иметь, а что мне это даст, в чем выгода того или иного моего поступка, дела, решения, что мне принесет то или иное занятие, в конечном итоге и определяет наше окончательное решение - делать или не делать, соглашаться или не соглашаться с предложением.

Если вы серьезно отнесетесь к этюду по развитию ассоциативного мышления, то вам станет легче находить точные слова. У вас выработается рефлекс, как заставить себя думать быстрее, как искать то или иное сравнение, нужное слово, образ, когда времени в обрез. При этом вы постараетесь, я надеюсь, действовать не по первому кругу ассоциаций (море - кораблик), а хотя бы по второму: море - ревность.

Сочинение рассказов с использованием трех слов, чтобы каждое из опорных слов становилось своеобразным центром рассказа, приучит вас к нахождению в вашей речи акцентов (так называемых опорных пунктов), главного, и тогда-то основное, ради чего вы выступаете, не потонет, не потеряется в потоке ваших фраз.

Поверьте мне, попробуйте выполнить особенно тщательно предлагаемый этюд. И обязательно используйте его (и я советую вам использовать его - не правда ли, второй вариант, тот, что в скобках, звучит мягче?) при развитии речи ваших детей. А дети играют в три слова с удовольствием.


Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 3; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.026 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты