КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Зрительные ощущенияЗрительные ощущения – возникают в результате воздействия на рецепторы зрительного анализатора электромагнитных волн определенной длины (в диапазоне от 780 до 380 ммк.). Зрительные ощущения могут быть ахроматическими – отражают объекты в диапазоне оттенков от белого до черного цветов и хроматическими, отражающими объекты во всей цветовой гамме множества оттенков и цветовых тонов: - спектр красных тонов – 780-610 ммк. (миллимикрон); - желтые тона – 590-560 ммк.; - зеленые тона – 560-490 ммк.; - голубые тона – 490-470 ммк.; - синие тона -470-450 ммк.; - фиолетовые тона 450-380 ммк. Ахроматические и хроматические зрительные ощущения характеризуются еще и определенными качествами, создающими их специфичность. К ним относятся качество светлоты, которое характеризует многообразие оттенков серого тона и разделяет его многообразие. Светлотой называют показатель степени отличия какого-либо цветового тона от черного. Самый светлый цвет – белый, наименее светлый – черный. Светлота зависит от качества поверхности, отражающей световую волну и от длины отражаемой волны (λ). Например, белая бумага отражает около 85% падающего света, а черный бархат лишь 0,03%. Хроматические ощущения, кроме качества светлоты, характеризуются еще и качествами насыщенности цвета, цветовым тоном и контрастностью. Первое означает соотношение количества лучей основного света в смеси с белым, определяя степень выраженности цвета (яркий или бледный цвет). Второе характеризует отличие одного цветового тона от другого, например, отличие желтого от красного или зеленого. Такое отличие зависит от соотношения длин световых волн. Третье качество контрастности зрительных ощущений зависит от соотношения световой или светлотной характеристики фона и ощущаемого объекта. Зрительный анализатор состоит из трех отделов. Периферический его отдел представлен глазным яблоком, светочувствительными элементами которого являются специализированные клетки – рецепторы – палочки и колбочки (так они называются по их форме), образующие сетчатку глаза. В них происходит преобразование энергии световой волны в энергию нервного сигнала в результате осуществления определенных фотохимических преобразований под воздействием световой волны. Палочек в сетчатке около 130 миллионов и они гораздо более чувствительны к свету, чем колбочки и поэтому особенно активны в условиях пониженной освещенности (например, в сумерках или ночью). В них формируются нервные сигналы, порождающие ахроматические ощущения. А вот колбочек в сетчатке глаза гораздо меньше, около 7 миллионов и их светочувствительность в несколько раз ниже, чем у палочек. В условиях пониженной освещенности они не функционируют. В колбочках происходит формирование нервного сигнала, определяющего информацию о цветовых качествах, формирующих цветоощущение. Наш глаз настолько совершенное произведение природы, что способен различать до 180 тонов цвета и около 10000 оттенков между ними. Проводниковый отдел зрительного анализатора представлен зрительным нервом. В его состав входит большое число нервных волокон, образующих три основные пучка, идущих от различных мест сетчатки. Центральный отдел зрительного анализатора представлен ядрами в подкорковой части головного мозга и зрительными зонами в коре больших полушарий (затылочное поле, височное поле), в которых происходит тонкий анализ зрительной информации, аналитико-синтетическое ее преобразование. Необходимо отметить необычайную информационную загруженность зрительного анализатора. Традиционно считается, что через зрение человек получает около 80% всей информации об окружающей его действительности. Для примера можно сравнить информационную загруженность зрительного анализатора с другими. Так, слуховой анализатор, определяет около 15% информационного потока, а на остальные виды ощущений приходятся оставшиеся 5%. Можно предположить, что зрительные ощущения являются своеобразным интегратором сенсорного (чувственного) образа окружающей нас действительности. В терминах зрительных ощущений мы преимущественно описываем субъективную картину мира и строим систему своих отношений с ним. Но сказанное не означает, что все другие виды ощущений ничтожны в информационном плане. 5-процентный уровень информации о тепле, боли, прикосновении, запахах и прочем могут быть в определенный момент времени важнее всей зрительной информации, которой располагает человек. Основываясь на информации зрительных ощущений, мы познаем не только цветовые характеристики объектов, их качественную специфику. Мы познаем еще и их пространственные характеристики – форму, объем, размер, удаленность, динамику движений. Посредством зрительных ощущений человек ориентируется в пространстве, координирует движения. Зрительные ощущения лежат в основе социального познания мира, присвоения культурных ценностей, обучения, чтения и письма. Как происходит такое познание окружающей нас действительности? Это становится возможным за счет реализации уникальных возможностей зрительного анализатора и, как результата его функционирования – специфических ощущений, отображающих большой количество свойств действительности. Большую роль в таком процессе познания играют изменяющиеся (вариативные) оптические свойства глаза, определяемые тремя механизмами зрения: механизмы аккомодации глаза, конвергенции и дивергенции, а также бинокулярности зрения. Аккомодация глаза связана с изменением кривизны хрусталика, что позволяет фокусировать изображение на сетчатке и тем самым, отчетливо видеть как удаленные предметы, так и расположенные поблизости. Механизм конвергенции-дивергенции осуществляет управление зрительными осями, совмещая их или разводя в зависимости от расстояния до рассматриваемого предмета. Аккомодация глаза и механизм конвергенции-дивергенции определяют такие информационные параметры ощущений как поле зрения, угол зрения и остроту зрения. Механизм бинокулярности зрения позволяет оценивать форму и глубину расположения объекта в пространстве. Это происходит потому, что при зрении двумя глазами создается объемное изображение, которому соответствует расположение точек ощущаемого объекта на сетчатке левого и правого глаза. Изменение соотношения между такими точками (корреспондирующие точки) определяет ощущения перемещения объекта в пространстве, его форму и глубину расположения.
|