КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Закономерности ощущений. 1) Наличие порогов ощущений1) Наличие порогов ощущений. Пороги ощущений определяют психологическую характеристику зависимости интенсивности ощущения от силы воздействующего раздражителя. Воздействие раздражителя малой интенсивности не вызывает ощущения, точно так же как и воздействие сверхсильного раздражителя на анализатор не вызывает адекватного ощущения (а проявляется в виде недифференцированного ощущения боли). Таким образом, ощущения существуют в определенном диапазоне взаимодействия интенсивности раздражителя от функциональных возможностей анализатора. Поэтому, различают: а) Абсолютные пороги чувствительности, представленные нижнимпорогом ощущения, при котором минимально заметное ощущение определяется минимальной силой раздражителя и верхним порогом ощущения, определяемым максимально возможной силой раздражителя, при воздействии которого еще существует ощущение данного (специфического) вида. Индивидуальные различия в чувствительности и порогах ощущений зависят от ряда обстоятельств, которые полезно учитывать в системе отбора в спорте. Наиболее значимыми причинами индивидуальных различий в ощущениях являются их зависимости: а) От природных особенностей человека и его нервной системы. Например, часть людей от природы имеет высокую чувствительность к конкретным видам воздействия (зрительная, вкусовая, обонятельная и другие виды). Высокая чувствительность часто бывает связана со слабостью нервной системы; б) От уровня тренированности анализатора в соответствующей деятельности. Этот феномен проявляется потому, что нервная система человека обладает высокой степенью приспосабливаемости, адаптивности и поэтому величина чувствительности и различения зависит от ее реализации в конкретной деятельности. Так, например, если на анализатор падает высокая нагрузка, он развивается. Об этом свидетельствует высокая мышечно-суставная чувствительность у людей активно занимающихся спортом. А. Щенин определил, что наивысшую мышечно-суставную чувствительность в голеностопе имеют спортсмены, занимающиеся лыжными гонками, а в локтевом и кистевом суставах – фехтовальщики. Г. Гагаева определила, что вратари в футболе различают вес мяча до одного грамма, а пловцы – температуру воды до значения 0,1 градуса. Игроки различного амплуа в волейболе и баскетболе по зрительным функциям глазомера, точности и быстроты зрительного восприятия отличаются один от другого. У защитников в футболе время простой и сложной реакции выбора на 12-17 процентов меньше, чем у нападающих (Н. Михреньгин). в) От влияния возрастных изменений анализатора. Как показано в работах Б.Г. Ананьева пик возрастной чувствительности приходится на возраст 20-30 лет. После 40 лет чувствительность понижается, иногда такое понижение носит прогрессивный характер. 2) Следующей закономерностью ощущений является адаптация. Под процессом адаптации понимается приспособление чувствительности анализаторов, формирующих ощущения, к понижению или повышению порогов чувствительности. Процесс адаптации, например, проявляется в приспособлении зрительного анализатора к изменяющимся условиям освещенности. Так, различают световую и темновую зрительную адаптацию. При полной темновой адаптации зрительные ощущения в анализаторе могут возникнуть при действии даже одного кванта световой энергии (величины ничтожно малой). Слуховой анализатор может адаптироваться, например, к сильному шумовому воздействию. Адаптация происходит во всех анализаторах, определяющих существование различных ощущений, кроме болевых. Психологический смысл болевых ощущений заключается в сигнальности целостности органа, адаптация к ним ведет к его разрушению и гибели. Адаптация зрительного анализатора к свету изменяет чувствительность в 200 раз. Такое исследование проводил Г.М. Колесников на спортсменах-парашютистах. Сегодня перед ночными прыжками все парашютисты обязательно проходит темновую адаптацию непосредственно на борту самолета перед прыжком. Адаптация может проявляться в нескольких эффектах: - в варианте полного исчезновения ощущения, например, ощущение давления одежды на тело; - в варианте частичного снижения ощущения, его притупления, например, к действию температурных раздражителей; - в варианте повышения ощущения (чувствительности), например, зрительного ощущения при темновой адаптации. 3) Закономерностью формирования ощущений является сенсибилизация – проявляющаяся в процессе повышения чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и их упражняемости. Например, слуховые ощущения ритма (музыкального ритма), повышают мышечно-суставную и кинестезическую чувствительность. Такую особенность необходимо учитывать в сложнокоординированных видах спорта. 4) Взаимодействие ощущений закономерно определяет их новое качество – изменение чувствительности и информационного содержания чувствительного образа. Известно, например, что слабые звуковые ощущения повышают чувствительность зрительного анализатора, а сильные наоборот – понижают. Из спортивной практики известно о снижении болевых ощущений под влиянием слабых тактильных раздражителей – потирая ушибленное место, мы тем самым снижаем болевое ощущения. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых ощущений. 5) Синестезия – ощущения данного анализатора могут вызываться неспецифическим для него видом раздражителя. Так, говорят о «цветном слухе», «звучащем зрении» и прочих. Итак, мы познакомились с ощущениями, связывающими нас с существующей независимо от нашего сознания действительностью. Воздействия внешней среды в виде раздражителей, сигналов передают информационную картину мира, которая в пространстве специализированного механизма переработки информации – анализаторе, превращается в психический образ этой действительности – некую информационную модель, регулирующую нашу активность, поведение и определяющую процесс ее познания и преобразования. Но ощущения являются только ступенью в системе познания мира. Следующий ее уровень представлен процессами восприятия, которые не сводятся к сумме отдельных ощущений, а являются качественно новой ступенью познания, определяя новые его возможности. Итак, восприятие – это познавательный психический процесс создания информационной модели – образа, в котором отражается совокупность системных свойств объекта или явления внешней и внутренней среды при непосредственном воздействии сигнала (раздражителя) на органы чувств. Именно, качество совокупного, системного информационного отражения свойств и качеств объекта определяет новые возможности познания. Оно осуществляется в целом, а не отдельными его свойствами, в их связях и взаимодействиях. Образ восприятия имеет гораздо более сложную предметную структуру и определяет предметные чувства, а не просто эмоциональный тон как ощущение. Поэтому восприятия – качественно новая ступень чувственного познания мира. Воспринимая, мы не только системно познаем мир в чувственной форме, но и осмысливаем его, используя для этого свой прошлый опыт и имеющиеся знания. Этот факт означает, что восприятия, будучи системным познавательным психическим процессом всегда тесно связаны с функциями памяти, мышления, эмоций и сознания. В отличие от ощущений, специализированных органоввосприятия нет. Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов. Восприятия человека обладают рядом особенностей, важнейшее место в которых занимает система вторых сигналов. Учение о второй сигнальной системе разработано И.П. Павловым. Он обнаружил, что сигнальная функция является универсальным компонентом каждого рефлекса, т.е. в рефлексе заключается функция сигнализации об объекте. Разбив рефлекторную деятельность на низшую – регулирующую гомеостаз на допсихическом уровне и высшую – психическую – регулирующую деятельность и поведение, И.П. Павлов выделил и два вида сигналов – нервных и психических. Психические сигналы он подразделил на 1-е – чувственные образы и 2-е – речемыслительные. Вторые сигналы являются как бы «сигналами сигнала», первичным раздражителем является слово, а результатом – речемыслительный образ (знаковый образ). Вторая сигнальная система позволяет: - воспринимать познаваемую действительность предметно и обозначать ее словесным сигналами; - придает восприятию человека произвольный (осознаваемый) характер; - связывает процессы восприятия человека с активностью его личности. Хорошо иллюстрируют такие особенности восприятия человека опыты А.А. Бодалева, в которых он представлял портрет одного и того же человека двум различным группам студентов. Представляя портрет одной группе студентов, он характеризовал его как известного ученого, другой – как преступника. Восприятие одного и того же человека (его лица) разными группами студентов было совершенно различным. Вторая группа выделяла в нем черты преступной личности, а первая яркие черты прогрессивного деятеля. Этот пример свидетельствует о большой роли 2-й сигнальной системы в процессе восприятия, который существует только у человека. Восприятие, как и ощущение всегда сопряжено с действием, движением. Более того, восприятие можно считать моторным процессом в целом. Движение руки, ощупывающей предмет, глаза – исследующего объект, гортани – воспроизводящей слышимый звук происходят по принципиально единой схеме. В своих работах этот факт неоднократно подчеркивал еще И.М. Сеченов. На примере зрительного восприятия видно, какое множество движений совершает при этом глаз, как сильно связано восприятие с действием, являющимся его неотъемлемым компонентом. Познавательные движения глаза в точности повторяют движения руки в процессе активного осязания и состоят из двух этапов: 1. Этапа поисковых, установочных и корректирующих движений. Эти движения организуют процесс восприятия, определяют его область и сферу познания. 2. Само восприятие происходит на этапе гностических движений (формирующих образ восприятия). Гностические движения определяют пространственно-временные характеристики воспринимаемого объекта, соотносят его с фоновыми характеристиками и вычленяют его контур, сдвиги кривизны, пропорции, форму и, наконец, адекватную его идентификацию. Такой процесс становления образа восприятия в психологии называют перцептогенезом. Фазовая динамика перцептогенеза представляет собой поэтапно реализующийся переход от менее сложного образа к более сложному, более информационно емкому, наиболее адекватно отражающему свойства окружающей нас действительности. В многообразии гностических движений выделяют микродвижения и макродвижения – своеобразные прослеживающие, плавные, сглаженные – позволяющие отслеживать перемещение объекта в пространстве и саккадические – быстрые, скачкообразные – фиксирующие изменения кривизны, контура объекта и его качества. Если исключить из восприятия двигательный момент (остановить движение глазного яблока, например), то восприятие прекратится. Познавательные процессы восприятия имеют свои особенности, проявляющиеся в свойствах (закономерностях).
|