Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тайная вЕчеря.




Наступил Великий четверг — день совершения Тайной Вечери. О ней рассказывают синоптики. В этот день Христос пришел в Иерусалим и совершил там обряд еврейской Пасхи.

{После захождения солнца евреи собирались на трапезу, где съедали заколотого при храме агнца с пресным хлебом и горькими травами. В начале трапезы на стол ставили чашу с вином. Воздав хвалу Богу, глава семьи пил из нее. Потом она шла по кругу, все присутствующие пили из нее (первая чаша). После этого было принято умыть руки и благодарить Бога. Затем начинали есть агнца. Блюдо уносили и снова на стол ставили чашу с вином. В этот момент глава семейства рассказывал историю еврейского рабства в Египте и о том, как евреи вышли оттуда. Когда блюдо вносили второй раз, он говорил «Это пасха, которую мы вкушаем в память о том, что Господь пощадил нас в Египте».

Хлеб должен напоминать о хлебе, который евреи съели перед уходом из Египта. Горькие травы — вкус рабства. Соленая вода — слезы, воды Красного моря, которые расступились. Соус — глина, из которой лепили кирпичи в Египте. Агнец — дома их, помеченные кровью ягненка, были спасены. После пели псалмы, произносили молитву, пили из чаши. Мыли руки, ели агнца. Пили последнюю, четвертую чашу.}

Пасхальная вечеря, которая была совершена Христом, легла в основу христианской литургии — таинства благодарения, причащения. Христос совершил Тайную вечерю не в самый день Пасхи. Согласно обычаю, это допускалось, потому что в Иерусалим съезжалось огромное количество людей, и священники бы не справились.

Главное состояло в том, что Христос знал, что на следующий день он взойдет на крест, и торопился. Символическим образом его распятие должно было произойти в тот день и час, когда в храме приносили пасхальные жертвы.

Христос совершил пасхальную трапезу в соответствии с обрядами. Но было и отличие. В один из моментов трапезы он отошел от ритуала. Когда хозяин дома, преломив хлеб, должен был сказать «Это хлеб горести...». Иисус этого не сделал. Вместо этого он взял хлеб, благословив, преломил. Но, раздавая, сказал «Примите и едите, сие есть Тело Мое». Дав чашу, сказал: «Пейте из нее, ибо сие есть Кровь Моя». Предвидя свою близкую смерть, Христос под видом хлеба и вина предложил ученикам свое тело и кровь. Отцы церкви считают, что, сказав это, Христос сам установил церковное таинство евхаристии. Если ветхозаветная Пасха служила воспоминанием об освобождении от рабства, то при совершении таинства евхаристии христиане вспоминают освобождение от греха и путь к вечной жизни, который им указал Христос (его искупительную жертву, которую он принес за грехи человечества). Его распятое тело, пролитая кровь служат верующим вечным напоминанием о жертве, соединяя их с Христом.

Первые христиане стали совершать таинство евхаристии на своих собраниях вскоре после смерти Христа. В православной церкви накануне выпекают специальный хлеб — просфору. Он выпекается в форме агнца. Во время службы священник приносит агнца и вино в качестве бескровной жертвы. Произносятся особые молитвы, повторяются слова Христа. Собравшиеся на литургии верят, что по особой молитве происходит пресуществление Святых Даров. Хлеб принимает существо, тело Христа. Вино становится кровью. В конце службы просфора дробится на мелкие части, смешивается с вином. Верующие причащаются телом и кровью Христа.

С Тайной вечерей связана замечательная прощальная беседа Христа, которой нет у синоптиков. Ее приводит только Иоанн в 14-16 главах. В ней Христос учил их любить друг друга самоотверженной любовью, полагать жизнь. Стараясь укрепить апостолов, обещал им место в Царствии Небесном и предсказал, что Бог пошлет им Святого Духа, который укажет им путь. Обещал и сам явиться. Призвал учеников терпеливо сносить страдания, потому что его жертва победит мир.

Когда беседа закончилась, Христос произнес торжественную молитву к Богу-отцу (первосвященническая молитва). Молился как архиерей, который сам себя приносит в жертву. Просил в молитве даровать ему божественную Славу, о том, чтобы Бог охранил апостолов от зла. Закончив эту молитву, он перешел через устье реки Кедрон и поднялся на гору Елеонскую и вошел в Гефсиманский сад. Здесь он отдалился от учеников. Те же очень устали и засыпали от усталости. Христос начал молиться. «Если возможно, да минует Меня чаша сия». Молитва была настолько сильной, упорной, что пот его был как капли крови. Ему явился ангел, который его укреплял.

Смысл моления о чаше.

– Из ВЗ мы знаем, что смерть вошла в мир как наказание за первородный грех. Но Христос был безгрешен, поэтому смерть была для него неестественным явлением.

– Идя на добровольную смерть, Христос намеренно брал на себя грехи мира. Теперь то, что мир должен был претерпеть, концентрировалось на нем одном.

– Дьявол мог снова подступиться к нему, пытаться отклонить его от пути.

– Скорбь Христа могла быть вызвана сознанием человеческой ожесточенности, неблагодарности к Богу.

Возможно, все это действовало в совокупности.

 

Иуда пришел туда и привел с собой целую когорту (1000 человек). С ними были служители первосвященника, фарисеи. Иуда подошел к учителю, поцеловал его и этим поцелуем показал страже, кого надо схватить. До последней минуты Христос заботился о своих учениках. «Если Меня ищете, оставьте их». Только Петр пытался заступиться за него, но Иисус остановил его. Воины связали Иисуса, отвели к первосвященнику. Апостолы в страхе разбежались. Только Петр пошел за ним. Потом он отрекся от учителя, как тот и предсказал на Тайной вечери.

После этого трагические события развивались стремительно. Христа привели к первосвященнику Анне. Он был отстранен римлянами от должности, но по-прежнему пользовался большим влиянием. Он допрашивал Христа и хотел его представить как главу тайного заговора с тайным учением и тайными целями. Иисус обличил его хитрость. Сказал, что всегда говорил и учил открыто. Ничего не добившись, Кайафа собрал Малый Синедрион, куда входили священники и старейшини-саддукеи и где не было фарисеев. Малый трибунал должен был дискредитировать Иисуса в глазах иудеев, чтобы его не считали жертвой римлян. Из этого ничего не вышло. Тогда Анна пошел на нарушение. Он начал задавать наводящиевопросы. «Ты ли Христос, сын Божий?» Христос ответил, что это он. Таким образом, Христос прямо исповедовал свое мессианство. Подкрепил слова свои ссылкой на ветхозаветные пророчества («скоро сие увидите»). На это Кайафа разодрал свои одежды и получил требуемый вердикт. Было решено собрать Синедрион в полном составе и после передать Христа римлянам. Челядь издевалась над Христом.

В пятницу утром Синедрион был спешно собран (был вновь нарушен иудейский закон). Вердикт был утвержден. Христа обрекли на казнь. Они понимали, что для Пилата не было интереса до тонкостей иудейской веры, и Христа представили политическим бунтовщиком, сказав, что он запрещает платить подать кесарю. Когда Христос сказал Пилату, что царство его не от мира сего, тот понял, что политической подоплеки нет. Он не нашел в Христе вины, достойной смерти. Отправил Христа к Ироду. На вопросы Ирода Христос не стал отвечать, и его отправили назад к Пилату. Пилат решил наказать Христа бичеванием, а потом отпустить. Подвергнув Христа бичеванию, воины одели его в багряницу (багровый плащ), возложили ему на голову венок из терний и издевались над ним, говоря ему: «Радуйся, царь иудейский».

Когда Синедрион продолжал настаивать на том, чтобы предать Иисуса смерти, Пилат вспомнил, что на Пасху принято отпускать одного преступника. Он спросил у людей, кого отпустить. Все сказали, чтобы отпустили Варраву. Иудеи пригрозили Пилату, что, если он отпустит Христа, то он не друг кесаря. Пилат умыл руки. Иудеи воскликнули «Кровь Его на нас и на детях наших!» Это своего рода проклятие, которое они навлекли на себя.

Неправильно было бы думать, что весь еврейский народ проклят и отвергнут Христом. Этому противоречат факты Нового Завета. Ближайшие ученики Христа были иудеями. Именно они пошли с проповедями в мир и создали первые христианские общины. Они были в меньшинстве. Большинство же Христа не приняло. Об этом пишет апостол Павел. Это ожесточение происходит только до времени. Падение не было случайным, оно входило в план. Потому что через падение Израиля христианство стало доступно язычникам. Но тем не менее, Израиль (евр. «народ») все равно остается в корне, из которого произрастает спасение. Этот корень свят, хотя некоторые ветви и обломились.

Предупреждает, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, пока не обратятся все к вере. Тогда перед концом мира весь Израиль спасется.

Смертный приговор решили исполнить немедленно, до наступления субботы. Христа отвели на Голгофу. Здесь, согласно преданию, был некогда похоронен Адам. На Голгофе его распяли и дали выпить одурманивающий напиток (по Марку – вино со смирной, по Матфею – уксус), чтобы облегчить страдания. Рядом с ним были распяты еще два разбойника. Воины поделили между собой одежду Христа. Во время распятия ноги и руки казнимого прибивали гвоздями, его тело беспомощно свисало. Христос был измучен побоями. Испытывая страшные муки, он семь раз говорил с креста:

Помолился за распинавших его воинов, потому что «они не знают, что творят».

На просьбу одного из распятых рядом разбойников (благоразумный разбойник) помянуть его, Христос сказал, что тот ныне будет с ним в раю.

Поручил Иоанну мать свою.

Воскликнул: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?»

Потом сказал: «Жажду»

Последние слова: «Отче, в руки Твои Я иду».

Эта смерть сопровождалась разного рода чудесными знамениями. Наступило солнечное затмение. Церковная завеса в храме разорвалась на две части.

Казненных нужно было похоронить до наступления субботы. Чтобы это сделать, воины перебили голени у других разбойников. Один из воинов пробил Христу ребро копьем. Иосиф Аримафейский попросил у Пилата тело Христа. Помазав его благовониями, одев в плащаницу, его положили во гроб и задвинули камнем. Жены-мироносицы хранили покой. В воскресенье они пришли ко гробу и увидели, что камень отвален от гроба. Им явился ангел и сказал, что Христа нет, потому что он воскрес. Не говорится, в каком теле он воскрес. Это тайна. Важно рассказать, что воскресение произошло.

На Пасху христианская церковь поет: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ...» Это основной момент христианского вероучения. Христос взял на себя грехи мира, был распят, умер и воскрес. Принес не только новое учение, но и чудо спасения. Спас людей от первородного греха. Вместе с тем, воскресение Христа – это воскресение человечества. Это исполнение ветхозаветного пророчества: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек». Пророк Осия: «Смерть! Где твое жало? ад! Где твоя победа?»

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты