КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нагорная проповедь.Нравственное учение Христа – 5, 6, 7 главы у Матвея — Нагорная проповедь. Что нового по сравнению с ВЗ сказал Христос в этой проповеди? Сам Христос порой нарушал закон. Он мог, например, не соблюдать ритуального омовения рук или исцелял в субботу. На смерть его отправили как нарушителя закона. В Нагорной же проповеди он говорит о законе с огромным благоговением. Противоречие налицо. Слово «закон» имело для иудеев несколько значений. Прежде всего, оно означало Закон Моисея. В сочетании «закон» и «пророки» подразумевалось все ветхозаветное писание. Если принять оба эти смысла, учение Христа им совершенно не противоречит. Христос, будучи безгрешным, не нарушил ни одной из заповедей. Содержащиеся в ВЗ пророчества ему предстояло исполнить. Понятый так закон Христос не разрушает. Те новые законы, которые он дает, Христос ставит в самую тесную связь со старыми, первоначальными. Придает им новый смысл, углубляет их. Также «закон» - всё Священное Писание (для пророков). Однако для иудеев слово «закон» имело значение — устный, или книжный. Для книжников и фарисеев десяти заповедей было мало. Они считали, что пользуясь ими, нужно вывести правила поведения на каждый возможный случай жизни. Попытка полной сакрализации быта (что делать/нет в субботу…) привела к издержкам, подчинив жизнь и быт букве, а не духу закона. Этот устный закон – мелочное, внешнее исполнение правил предписаний. Против этого Христос выступал и потребовал от учеников не показной, внешней, а истинной, духовной веры.
Нагорная проповедь начинается с перечисления блаженств. В богословской литературе эти заповеди называются макаризмами. В эпоху античности это слово употреблялось для обозначения загробного блаженства. Выражало представление об идеальном счастье. Могло означать также и земное счастье, понятое в неком религиозном смысле. В еврейском языке это слово значит радость спасения. Все эти оттенки слова передают новое представление о блаженстве. Это представление внутренне полемично как по отношению к иудейским, так и к языческим концепциям счастья. Иудейские надежды на счастье не осуществятся. Они тщетны. Не сделает человека счастливым и упоение исполнением доктрин. Согласно учению Христа, высшее счастье людей в Царстве Небесном. Христос не отрицает возможности земного счастья. Согласно христианскому учению, всякое земное счастье возможно лишь настолько, насколько оно отражает в себе свет небесного царства. Только тогда оно становится истинным. Этот свет освещает и труд, и творчество, и семейные радости. Чтобы познать такое счастье, нужно духовно переродиться. Хотя царство духовное, не от мира сего, его распространение, обретение людьми влияет на их судьбы, делая их жизнь плодотворной, полной. Если 10 заповедей Моисея указывают человеку в основном на то, что он не должен делать, то Христос учит, что нужно делать и каким нужно быть. Нет отрицательного пафоса. Он не запрещает, но объясняет условия, при соблюдении которых человек может достичь вечного блаженства. Первый шаг к этому в том, чтобы осознать свою духовную нищету, греховность в сравнении с тем высоким идеалом, к которому он хочет стремиться: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное». Это первое условие предопределяет второе. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Оплакивающие свои грехи и грехи ближних обретают внутреннее душевное спокойствие, перестают гневаться. Смирение делает их кроткими. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Слово «правда» в данном контексте означает праведность, т.е. познание истинного Бога, исполнение Его воли. Милостивый Бог требует милосердия и от человека. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Чтобы быть с Богом, нужно очистить сердце. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Христос не только осуждает ненависть, но требует, чтобы христиане пресекали всякую вражду. А достигших духовных высот должны быть готовы к тому, что их возненавидят за правду и начнут гнать и преследовать. И те, кто много претерпел здесь, ждет великая награда в Царствии Божием. «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное». Исполнивших заповеди Христос назвал солью земной. Пищу солили, чтобы предохранить ее от порчи. Предлагая свои критерии нравственности, Христос одновременно опирается на заповеди ВЗ и отталкивается от них. Христос учит, что мало просто не нарушить заповедь Моисея, но нельзя убивать человека в своем сердце. Так, Христос вел своих слушателей вверх по ступеням духовной жизни, требовал праведности. Высшая заповедь Христа, высший духовный подвиг христианства — подвиг любви. Только стяжав любовь, человек достигает духовного совершенства. В стяжании такой любви и заключен духовный смысл Писания. В одной из своих последних бесед, Христос отвечал на вопрос книжников, какая заповедь является первой: «Возлюби бога своего, ближнего, как самого себя», «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный». Полная реализация такого идеала доступна лишь святым. Только соблюдая две главные заповеди, можно попытаться подняться на ту высоту, на которую Христос призывал людей. Но Христос призывал каждого человека попытаться в меру отпущенных ему сил приблизиться к нему, искать Царства Божия и правды его, потому что «всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».
|