Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Беседа с Никодимом. Притчи о царстве небесном.




С этим нельзя полностью согласиться. Конечно, нельзя войти в Царствие Небесное без повиновения Богу. Но гораздо ближе подойти к пониманию таинственной реальности помогает беседа Христа с Никодимом, которую приводит Иоанн Богослов (3 глава): Никодим — один из влиятельных фарисеев — приходит к Христу ночью, чтобы поговорить с ним наедине и понять, в чем суть учения. Он пришел ночью из опасений, потому что большинство фарисеев Христа не приняли. Образ ночи у Иоанна Богослова символичен. Ночь олицетворяет Ветхий Завет, который Никодим очень хорошо знал. Ночь противопоставлена истинному свету, который несет Христос и который нельзя ощутить, оставаясь только на позициях Ветхого Завета. Рожденное от плоти есть плоть, Рожденное от духа есть дух.

Никодим говорит Христу, что все поражены чудесами. Но ведь знамения и чудеса были и в Ветхом Завете. Тогда, отвечая, Христос в образной форме дает ему понять, что не сами по себе чудеса и знамения важны, но такое изменение внутренней духовной жизни, которое образно говоря, можно назвать новым рождением. Нужно полное духовное и нравственное перерождение, которое дается человеку только свыше, от Бога. В этом и есть суть христианства. Без этого в Царство Божие не войти.

Так как фарисеи представляли себе царство Мессии как царство земное, нет ничего удивительного, что Никодим не понял этого. Снова, отвечая ему, Христос объяснил, что говорит не о плотском, а о духовном рождении- рождении водою и Духом. Вода — символ очищения, она средство. А Святой Дух — сила, производящая новое рождение. Это рождение отличается от плотского и по плодам. Когда человек рождается плотским способом, он воспринимает первородный грех от своих родителей, все мысли его плотские, он угождает плотским страстям. Тот, кто принял рождение от Духа, сам вступает в духовную жизнь, возвышающуюся над всем мирским и чувственным.

Видя, что Никодим не понимает, Христос объясняет дальше, в чем состоит рождение от Духа. И сравнивает способ этого рождения с ветром. Это русский перевод. В подлиннике — непереводимая игра слов. По-еврейски и по-гречески дух и ветер обозначены одним и тем же словом. Христос говорит «Дух (ветер) дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». Духовное возрождение человека во многом таинственно. Наблюдению доступна только перемена в человеке. Сама возрождающая сила, пути, которыми она приходит, – все это таинственно, неуловимо, подобно тому, как мы чувствуем на себе дыхание ветра.

Затем Христос перешел к откровению высших тайн о себе и о своем Царстве. В противоположность фарисейскому учению, он сам и его ученики проповедуют новое учение, которое основано на непосредственном знании, созерцании истины. «Если я сказал вам о земном, и вы не верите, то как поверите, если буду говорить о небесном?» Этими словами Христос открывают Никодиму тайну своего воплощения, потом говорит о тайне своего искупительного подвига, который собирается совершить во имя любви. Жизнь вечная — один из синонимов Царства Божия. Духовное рождение человека как необходимое условие должно сочетаться с крестными страданиями Христа. Без этой жертвы люди не смогут приблизиться к Царству. Нужна вера в Христа как в искупителя.

В Галилее людей надо было готовить к постижению тайн. Там проповедь имела подготовительный, а не догматичный характер. Христос говорит притчи. Он следует библейской традиции мудрости. Рассказывает притчи из обыденности народа. Матфей собрал притчи о Царстве Небесном вместе и поместил в 13 главе книги. Из рассмотрения их ясно, что Христос говорил своим слушателям прежде всего о нравственных условиях стяжания Царства.

Ценности Царства превышают любые земные ценности, оправдывают любые, даже самые тяжелые жертвы, которые человек ради них принес. Об этом же говорит знаменитая притча о сеятеле (разная судьба посеянных семян). Одни остаются бесплодными, другие приносят плод, но и он неодинаковый. Этой притчей Христос призывает к полноте плодоношения. Семя в данном контексте — Слово Божие, которое может принести плод. Слово о Царстве Небесном. Ценности его требуют всецелого усилия.

Между синоптиками и четвертым евангелистом нет резкого противоречия. Царство Божие понимается как инобытие. Скисшее тесто отличается от муки, в которую была добавлена закваска. Царство, подобно дрожжам, поднимет, преобразует мир. Царство растет незаметно, исподволь, подобно закваске или семени, брошенному в землю. Скромное начало противопоставляется будущему. Христос поначалу обращает свое слово только к иудеям Палестины. Его принимают далеко не все. Но это слово потом станет огромным деревом, где будут укрываться все птицы, то есть царство примет в лоно все народы. Царство Небесное — дар Божий. Основная ценность приобретается ценой всего, что мы имеем. Дается людям не как вознаграждение, но как дар. Чтобы быть готовым принять благодать, люди должны подготовить себя. Нужно стать готовым войти в это Царство.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты