КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Евангелие от Луки.
Принято считать, что автор третьего Евангелия — Лука — был по рождению греком, прозелитом (язычником, который первоначально принял иудаизм, а потом крестился). Согласно преданию, он был также врачом и живописцем. Из того, что только у него приводится учение 70 апостолам, делают вывод, что он был одним из них. Вряд ли это так. Сам он говорит, что не был свидетелем земной жизни Христа. Ему принадлежит еще одна книга — Деяния. Из предисловия видно, что Лука написал его по просьбе некого знатного мужа. Слово «достопочтенный» в подлиннике означает «ваше превосходительство». Очевидно, это было очень важный человек. Он был язычником, заинтересовавшимся христианством. Составляя Евангелие, Лука пользовался не только рассказами очевидцев, но и доступными ему письменными материалами и Евангелием от Марка. Все эти материалы он тщательно проанализировал и отобрал, поэтому в его Евангелии — особая точность в определении времени и места событий, строгая хронологичность. Первый историк христианства. Из второй книги ясно, что он близко знал апостола Павла. Влияние его ощутимо на страницах Евангелия от Луки, но все же это не то же самое, что Марк и Петр. Язык третьего Евангелия — очень хороший греческий язык. Он самый лучший из четырех книг. Текст его тоже рассчитан на читателей из эллинов. Написал он Евангелие раньше, чем книгу Деяний. Скорее всего, около 70-го года, но датировка спорна. Композиция проще, чем у Матфея. Во вступлении признает свой долг очевидцам и свидетелям Слова и тем, кто уже начал писать. Он обещает по порядку описать события. Потом идет изложение событий, которые предшествуют Рождеству Христову. После он рассказывает о Рождестве, крещении, дает родословную Христа. После — рассказ о взрослом Иисусе, о его служении в Галилее. Потом только у Луки (!) очень подробно рассказывается о последнем путешествии из Галилеи в Иудею. Так подробно, что это занимает 10 глав книги (9-19). Это самая оригинальная часть третьего Евангелия. Можно найти притчи, которых нет у других евангелистов. В следующей части рассказывает о последних днях Христа в Иерусалиме. Евангелие Луки обращено к язычникам. Оно всячески подчеркивает вселенскую миссию Христа и христианства. У Луки спасение во Христе доступно всем, не только язычникам, но разного рода социальным изгоям — мытарям, самарянам, женщинам. Вместе с тем, Лука очевидно исполнен огромной любви к ВЗ. Постоянно напоминает христианам из язычников об исторических иудейских корнях, восходящих к ВЗ. Неслучайно в самом начале и конце упоминается Иерусалимский храм. {Захария (отец Иоанна Крестителя) служит священником в храме. В конце Лука рассказывает о возвращении апостолов в Иерусалим. После вознесения Христа они пребывали в Храме, прославляя Бога.}
В Евангелии от Луки особенно важен тот материал, которого нет у других евангелистов. Например, упоминания о женщинах. Анна пророчица, вдова Наинская, грешница, помазавшая ноги Христу, Мария Магдалена, сестры Лазаря Марфа и Мария, женщины из синагоги, больше всего — о Богородице. Только у Луки рассказано о благовещении — о посещении Девы Марии. В рассказе о детстве Христа больше внимания уделяется Богородице. Особое внимание уделяется также Святому Духу. Именно у Луки с особой силой звучит призыв к милосердию. Притча о блудном сыне. Очень много места отведено в Евангелии человеческому страданию. Чтение Христом на горе сначала отрывков из пророка Исайи. Тема милосердия постоянно присутствует во всех притчах и чудесах. Евангелие от Луки в большей степени, чем другие, еще и Евангелие молитвы. Учит, как надо молиться, и здесь молится в важнейшие моменты своей жизни Христос. Для Марка спасение, прежде всего, от Бога противного мира, для Луки — спасение от греха. Главное — спасение от страданий. Своим страданием Христос спасает других людей. Этот поступок понимается как дело божественной любви. Все Евангелие от Луки пропитано духом божественной любви. Учение о молитве тоже предполагает любовь. Луку называют первым христианским историком. Он поставил перед собой цель хронологически изложить события жизни Христа. Ему не нужна систематизация, которая есть у Матфея. Поучения он относит к тому или иному периоду служения Христа. Благодаря этому возможно проследить, как менялось, раскрывалось постепенно это учение. В отличие от Марка, Лука ставит призвание учеников не прежде, но после совершения чудес. Хронологической точности служат и координаты, предлагаемые Лукой. Рассказ о служении предтечи открывается словами «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря…». Историк в античности должен быть художником. Лука знал эту традицию. И забота о художественном совершенстве форм видна на протяжении всего третьего Евангелия. Весь новый материал, вносимый Лукой, отличается совершенством форм (Притча о блудном сыне, о добром самарянине). Такой материал, который есть у других, он тоже отбирает и располагает с художественной точки зрения. Стремится к отсутствию повторов. Поэтому рассказывает лишь об одном чудесном насыщении. Приводит притчу о званых на вечерю и опускает близкие по смыслу о брачном пире и о талантах. Эта историческая хронологическая основа Евангелия была первой, ближайшей задачей и вместе с тем средством, чтобы заинтересовать образованных читателей. Потом Лука как бы забывает о такой цели. Потому что мало просто установить исходную точку служения Христа — 15 год. Нужно дать временные координаты. Но их нет у Луки. Человеческая история совершается во времени. Но евангельская история в изложении Луки начинается вне времени (потому что здесь, например, рассказано о благовещении). Исторические события рассматриваются как проекция во времени. И, начинаясь вне времени, история и кончается, исчезая в вечности. В конце книги рассказывает о воскресении и вознесении Христа. Акцент на вечность. Спасение страданием от страдания несет в себе божественное. Лука говорит о Христе как о великом первосвященнике, который приносит себя в жертву за грехи мира. Поэтому его эмблемой является телец.
|