КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кумраниты и их учение.Хотя к моменту РХ практически все иудеи имели очень твердую веру и отличались искренней набожностью, тем не менее между ними существовали некоторые разногласия по поводу того, как именно следовать догматам веры в повседневной жизни. Порой эти разногласия были настолько важными, что образовалось несколько религиозных партий. Главными из них были фарисеи, саддукеи и ессеи. Наибольшим влиянием пользовалась партия фарисеев. Слово «фарисей» означает «отделенный», понималось в этом случае как лучшая часть иудейского общества, отделенная от остальных, истинные хранители религиозных национальных ценностей, отделенные от тех, кто не хранит их должным образом. Важнейшая задача фарисеев — не утратить истинную веру, не смешаться с язычниками. Они требовали строжайшего соблюдения всех догматов веры — поста, молитв. Считали богодухновенными все книги Ветхого Завета. Большое значение придавали устному преданию. Верили в бессмертие души, в загробное воздаяние человеку по его делам, в воскресение мертвых, в существование добрых и злых ангелов (проще говоря, ангелов и демонов). Они были убеждены, что Моисей написал не только Пятикнижие, но и был автором устного предания. Его записывали, около 200 г. н.э. на основании этих записей возникла книга Мишна — комментарий. Расширенное издание называлось Талмуд. Следуя учению апокалиптиков, фарисеи верили, что нынешний век целиком под властью темных сил, обречен на гибель. Они ждали наступления нового века, когда Бог установит свое царство на земле и вернет евреям господство на святой земле (т.е. Палестине). Мессию они себе представляли не духовно, но плотски, т.е. видели его как воинствующего земного царя, который придет и освободит их от римского гнета и создаст еврейское царство, которое будет царством Божиим на земле. В силу таких взглядов они не могли принять учение Христа, тем более — увидеть в нем долгожданного Мессию. Нравственные учения фарисеев отличались мелочным формализмом, что приводило к утрате духовности. Они требовали исполнения также и устного предания, что приводило к обрядоверию. Христос видел это очень ясно и обличал его. Но все же фарисеи были тогда самыми популярными в народе. Этому способствовала возвышенность идеала, который они проповедовали не только на словах (строгий образ жизни, внимание к простым людям, забота о детях, сиротах, женщинах), их вражда к римлянам. Некоторые из них (Никодим) были учениками Христа. Хотя в целом они отвергли Христа, будущее было только за фарисеями. Они остались и после разрушения Второго Храма как учители Закона, постепенно превратившись в современных раввинов. Вторая партия — саддукеи, которые вели непримиримую вражду с фарисеями.По происхождению принадлежали обычно к влиятельным семьям. Они провозгласили себя строгими последователями Торы, но строгими настолько, что признавали только ее. Значение остальных книг ВЗ принижалось. Это во многом определило их вероучение. Они отвергли воскресение мертвых, потому что в Торе об этом ничего не сказано. Не верили, возможно, в загробную жизнь, в существование ангелов и демонов Не разделяли апокалиптических преданий. Они стремились только сохранить существующий порядок вещей. Вступали в сотрудничество с римлянами. В свое учение вносили элементы либерального толкования — эллинизма. Пытались согласовать различные места Библии с учениями греческих философов. Они были очень влиятельны. Во время жизни Христа Синедрион практически полностью состоял из них. Кроме того существовали мелкие партии (секты). Иродиане — сторонники династии Ирода. Зилоты отвергали какую-либо власть. Самой заметной среди этих мелких партий была секта ессеев (терапевты, кумраниты). В 1947 г. в иудейской пустыне в районе Мертвого моря (пустыня Кумран) один из бедуинов случайно забрел в пещеру и внутри нашел несколько глиняных сосудов, в одном из которых находились свитки — древние рукописи. Он их продал монастырю Святого Марка и получил хорошие деньги. Бедуины начали поиски, нашли еще несколько свитков, которые купил еврейский университет в Иерусалиме, где сразу начали их изучение. Потом появилось много охотников обогатиться. Обнаружили более 150 свитков. К концу 1952 г. количество рукописей было настолько велико, что была создана международная комиссия для их изучения. В 1956 г. были также найдены свитки. Археологи начали раскопки недалеко от пещеры и установили, что здесь было место, где жили люди, писавшие эти рукописи и, очевидно, в 70 г. в момент опасности рукописи были спрятаны в пещеры. Постепенно на основании раскопок и изучения манускриптов ученым удалось воссоздать, как жили эти люди (их стали называть кумранитами), узнать, какого было их религиозное учение. Судя по всему, хозяйственная жизнь общины была в основном самодостаточна. Ее члены производили сами все необходимое. Это отвечало основному принципу существования общины — замкнутости, обособленности от внешнего мира. Коллективистские начала. Совместное владение имуществом. У них был принят совместный труд и коллективное потребление (трапеза). Устав предписывал посвящать учению треть всех ночей года, а дневное время проводить в труде, чередуя его с трапезами и ритуальными омовениями. Строго иерархический характер. Священники, левиты и другие полноправные члены общины — инновийцы. Кроме того, кумраниты строго соблюдали иерархию возраста и стаж пребывания в общине. Общество делилось на десятки. Во главе каждой — священник. В десятке человек, толкующий Учение. Общее собрание — высший орган. Образ жизни и поведение были регламентированы самым строгим образом. За отклонение, нарушение ритуалов провинившихся подвергали строгому наказанию (в т.ч. отлучению от трапезы). Обособленность их зашла так далеко, что они ввели собственный календарь. Это - свидетельство разрыва важнейших религиозных и социальных связей кумранитов с внешним миром (праздничные дни не совпадали). С помощью собственного календаря они отделили себя от официального иерусалимского храма, быта и священства, которое они считали нечестивым. Храм был для них оскверненным. Кумраниты не принимали участия в кровавых жертвоприношениях. Они разработали учение о том, что культ жертвоприношений должен быть духовным (хлеб). Спиритуализация культа. Эти поиски привели к идее нового храма, своего. Большое место занимал обряд ритуальных омовений. Они внесли важную особенность. Омовения были действенны, если им предшествовал обряд покаяния, внутреннего очищения. Трапезы имели сакральный характер. Семейная жизнь. Согласно древним авторам, кумраниты исповедовали безбрачие. Теологические воззрения. По ярду вопросов противопоставляли себя иудейской религии. Ученые считают, что ядром их учения была концепция дуализма и обусловленная ею идея предопределения и избранничества. Они считали, что мир разделен на два исконно враждующих царства — царство света, добра, правды, справедливости и царство тьмы, зла, нечестия, кривды. Во главе света — Михаил. Во главе тьмы — князь Велиал. К каждому из царств могли принадлежать и люди, и ангелы. При этом к царству света принадлежали только кумраниты. Верили в Бога Яхве. Развивая свое учение о предопределении, кумраниты говорили, что Бог, когда создавал детей света и тьмы, предопределил их поведение, кто будет спасен. Это не отрицало свободы выбора. Если пребывание каждого человека в лагере света или тьмы предопределено, кумраниты – особо избранные (евреи же считали избранным весь народ). Остальные отвергнуты. Они верили, что живут в эпоху последних дней, что зло — дефект, который будет исправлен в конце времен. Утверждали, что между двумя царствами идет борьба, которая завершится победой добра. Верили, что мир вступил в последние дни и ожидали конца света в ближайшее время. Верили в мессию. Выдвинули важное для христианства учение о божественном происхождении мессии.
Сходство и отличие христианства и кумранитского учения. В принципах социальной организации ранних кумранитов и христианских общин — сходство. Имущество было общим (коллективизм). Строгая дисциплина. Иерархия у тех и других. Сходство некоторых черт учений кумранитов и ранних христиан. Отголоски его слышны в некоторых евангельских местах (противопоставление света тьме, как у Иоанна Богослова, правды лжи, выражения «сын света», «сын тьмы»). Ждали конца света и те, и другие. Главное для христиан совершилось — пришел мессия. Совпадение фразеологии и терминологии: кумранитская община называла себя Новым Заветом. Употребляются те же выражения: нищие духом, творить истину, прилепляться к добру. Но все эти черты сходства не отменяют принципиального отличия: христиане верили в то, что мессия в лице Христа уже пришел. Кумраниты же его ждали. Их община — замкнутая, христианство было более открытой религией, готовой стать универсальной и надгосударственной.
|