КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Евангелие от Матфея.Ученые считают, что два других синоптика опирались на Марка, когда писали свои Евангелия. Считается, что все три синоптика использовали логии. Многие из них были обнаружены в XIX-XX вв. Если эта теория верна, больше всех других ими пользовался Матфей. У него было и другое имя — Левий. Согласно преданию церкви, он был одним из 12 апостолов. До призвания на службу был мытарем — сборщиком податей, которых в те времена ненавидели местные жители. Эпизод встречи его с Христом приводят и два других синоптика. Они называют Матфея Левием. В списке 12 апостолов он всегда значится как Матфей. Он написал Евангелие изначально скорее всего на арамейском языке (на котором говорил Иисус и все иудеи в то время). Сохранилось свидетельство, где говорится, что Матфей написал изречение на арамейском, а переводил и толковал каждый как мог. Оригинал до нас не дошел. Дошел очень хороший перевод на греческий язык. Перевод - 70-80е годы. Есть гипотеза, что был создан раньше. Дословные совпадения с Марком объясняют тем, что переводчик держал перед собой Евангелие от Марка. В центре книги Матфея стоят не события жизни Христа, но мессианское учение о нем. Его собственное учение подано в стиле восточной библейской дидактики. Все Евангелие отличает единство стиля — приподнятый, торжественный, почти богослужебный. Гораздо меньше ярких деталей, какие были у Марка. Язык Евангелия говорит и об адресате — евреях. Главная цель в том, чтобы доказать, что Христос и есть тот мессия, о котором возвещали ветхозаветные пророки и что он есть исполнение Закона. Начинает с родословия Христа, желая показать его происхождение от Давида и Авраама. Множество ссылок на ВЗ. Выражения типа «все это совершилось, чтобы сбылось писание...» очень часты. Всего таких ссылок на ВЗ у Матфея 66, в 43 случаях делается буквальная выписка (цитата по оригиналу). Но при этом, хотя Евангелие обращено к евреям, в нем присутствует важнейшее для всех христиан наднациональное начало, вселенское начало. Именно он рассказывает о волхвах, которые пришли, чтобы поклониться младенцу Христу. Именно оно заканчивается повелением воскресшего Христа «Идите и научите все народы». Все становятся новой тварью во Христе, и различия нет. В основном корпусе текста можно четко выделить пять составных частей — пять главных бесед Христа: 1) Нагорная проповедь (5-8 главы). Описание чудес (9-10 главы) — подтверждение. 2) Наставление 12 апостолам (10). 3) Притчи о царствии небесном (13). 4) Обращена к ученикам Христа (18). 5) Конец мира, Страшный Суд (24-25) Каждая заканчивается словами «и когда Иисус закончил слова свои». Аналогия с Пятикнижием. На самом деле делится на семь частей: + пролог, рассказывающий о детстве Христа и эпилог — страсти и воскресение. Хотя Евангелие от Матфея содержит важный исторический материал, цель его –систематизировать благовестие Христа. Поэтому он соединяет отдельные поучения Христа, которые он говорил в разное время разным людям. В 8-9 главах собраны вместе чудеса, которые совершались в разное время. Вторая половина, посвященная страстям, такая же в основном, как у других синоптиков. Имеет исторический характер. Главная историческая точка — смерть и воскресение Христа. {На всем Евангелии от Марка— печать иудейского духа. Эта связь видна чисто внешне. Матфею было известно, что земля горшечника, купленные на деньги, оставленные Иудой, называется Землею крови до сего дня. То же касается ложного слуха о том, что Иисус не воскрес. Тесная связь с иудейской средой. Порой он прибегает к мнемоническим приемам, распространенным у иудеев. Группирует поучения Христа по числовому принципу — милостыня, молитва и пост. Родословие Христа распадается на три части — 14, 14 и 14. Иисус — трижды Давид. Марк всегда называет Царство «Небесное», а не «Божие».} На учении Матфея тоже печать иудейского духа. Связь с ВЗ важна для него, потому что он уже получил исполнение, и эта мысль доказывается царским родословием Христа. Он приводит родословие Иосифа. Многочисленные пророчества. С ВЗ его роднит характерная для него концепция спасения — спасение связано для него с важнейшим достижением дохристианского иудейства в нравственности. Нравственная сторона учения Христа очень важная для Матфея. Об этом говорит и толкование имени Иисус — Иешуа («Бог спасает»). Нельзя понимать Евангелие буквально, потому что, согласно христианскому учению, Израиль по плоти в ВЗ соответствует Израилю по духу в Новом Завете. Вместе с тем, отталкивание от иудаизма даже сильнее, чем у других синоптиков. Только у него Иоанн Креститель обличает фарисеев. В Нагорной проповеди говорит о недостаточной праведности книжников и фарисеев. Он называет их слепыми вождями слепых. А также последнее поучение Христа (произносит суд над духовными вождями своего народа). Положительное учение сосредоточено на теме о Царстве Небесном. Оно получает здесь особое преломление. Он уделяет основное внимание не эсхатологическому аспекту. Его больше интересует нынешний век. Нагорная проповедь излагает нравственные условия, чтобы стяжать это царство на земле. Сам термин «церковь» употребляется только у Матфея. Церковь — это земной аспект царствия небесного, и у нее ключи от него. Обращаясь к Петру после того, как тот признал его Мессией, Иисус говорит «ты Петр» (буквально – церковь, с маленькой буквы — камень). Церковь в лице апостолов, а потом – преемников может судить, наказывать, но может и отпускать грехи, лечить. Обладание властью — тоже важнейший аспект церкви. Но сила, которая связует церковь, особого рода. Эта сила — любовь. Покоящаяся на любви, обладающая властью церковь отличается у Матфея универсализмом. В притче о Страшном Суде говорит, что будут собраны все народы. Пасторскому попечению апостолов вверены все народы, им дана всякая власть. Как и остальные евангелисты, Матфей тоже имеет свой иконографический символ. Поскольку он главным образом говорит о происхождении Христа как человека, ему дана эмблема человека.
|