Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Евангелия. Евангелие от Марка.




 

Считается самым ранним. Согласно преданию церкви, его автор Иоанн Марк. Он был иудеем и принадлежал к христианской семье, жившей в Иерусалиме и близкой апостолу Петру. В доме Марии, матери Марка, часто собирались для молитвы. Марк приходился родственником Иосифу Варнаве, другу апостола Павла.

Сам Марк был свидетелем только последних дней жизни Христа. (Только в его Евангелии рассказывается о неком юноше, который, когда Христос был взят под стражу, последовал за ним. Его схватили, но он, отбросив покрывало, нагой убежал от них.)

Вначале сопровождал апостола Павла. Затем он последовал за апостолом Петром, которого он лучше знал и которому нужен был как переводчик на греч. и латынь. В 60-е гг. Марк встретился с апостолом Павлом уже в Риме. По словам ранних отцов церкви, Марк написал свое Евангелие вскоре после того, как апостола Петра распяли (64 г.).

Приводится свидетельство пресвитериана Иоанна о том, что Марк, переводчик Петра, с точностью записал все, что запомнил, ведь сам не был свидетелем жизни Х. Петр излагал учения с целью удовлетворить слушающих, а не с тем, чтобы изложить по порядку.

Евангелие от Марка — запись устной проповеди апостола Петра. Нечто вроде сборника эпизодов, мало связанных между собой, приведенных без строгой хронологической последовательности.

В языке Марка чувствуется влияние семитического стиля (лаконизм, простонародные выражения). Нет поучительных бесед Христа. Словарь Марка довольно беден, но очень выразителен и конкретен. Ясно, что Евангелие это предназначено для христиан из язычников (которые обращаются). Существует мнение, что оно было написано по просьбе римских христиан. Это подтверждается тем, что в тексте есть латинизмы, а если приводятся арамейские слова, их смысл объясняется.

Марк мало говорит об отношении Христа к ВЗ, редко дает на него ссылки, пропускает Нагорную проповедь, где рассказывается об отличие ВЗ и НЗ. Для него особый интерес представляют чудеса, которые творил Христос. Он хочет так подчеркнуть царское величество, могущество Христа.

Евангелие легко делится на три неравные между собой части.

1) Вступление (15 стихов 1 главы). Начинается с появления Иоанна Крестителя и рассказа о крещении Христа. Потом искушение Х. в пустыне, арест Крестителя, его проповедь.

2) Главнаячасть. О служении Христа в Галилее Конфликт Х. с фарисеями. С 1-8 главы – изгнание бесов. С 8-15 – об учениках Х., не понимавших смысл мессианской проповеди, его страданий. Спор с фарисеями выявляет новое отношение к иудейскому закону и обществу.

3) Заключение. Рассказывается о страстях, крестной смерти и воскресении Христа.

Несмотря на такую простую композицию, Евангелие от Марка имеет сложную внутреннюю организацию.

Главная задача — христологическая. Хочет объяснять, кем является Христос, в чем смысл его служения. В соответствии с этой задачей Марк организует свое повествование. Постепенно готовит читателей к кульминации.

Интересно, что Марк часто пользуется приемом перерыва в повествовании. Один эпизод, вставленный в середину другого, как бы комментирует происходящее. (11 глава). Это прием интерполяции. Это нужно для создания перспективы: Иисус проклинает фиговое дерево, потому что на нем нет плодов, что проецируется на Иерусалимский храм, который тоже не принес должных плодов. Потому в скором времени он должен быть разрушен. Это символизируется опрокинутым столом. С приходом истинного Мессии нужда в храме отпала, потому что сам Христос является источником спасения, храмом Бога.

Очень большое внимание уделяется вере. Только у Марка Благовестие Христа начинается с призыва к вере. По сравнению с другими синоптиками значение веры особенно подчеркнуто у Марка и в рассказе о бесноватом отроке. «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему».

В заключительном отрывке приводятся слова Христа: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». Все возможно верующему. Сама вера – важнейшее условие спасения.

Марк уделяет большую часть внимания не учению Христа, но повествовательной стороне. На первом месте здесь чудеса Христа, изображающиеся с яркими красочными подробностями. Являя божественные достоинства Христа, он подчеркивает, что ему противостоит мир, находящийся под властью греха. Иоанн Креститель ушел в пустыню от этого греха. Но он только предтеча. Его служение достигает высшей точки, когда к нему приходит сам Мессия. Контраст мира и Бога заостряется. Потом появляется вновь в рассказе об искушении Христа в пустыне.

Призвав учеников (12 апостолов), Христос их как бы изъял от мира, стал особым образом учить. И они противостоят миру вместе с Христом. Им он открывает тайну Мессии страждущего, против которого восстанет мир. Когда страдания эти описываются, контраст достигается предельной остроты. Отвержение Мессии миром кажется полной победой мира. Но это обманчивое впечатление. Божественное достоинство Христа очевидно и в его поражении. Синедрион выносит смертный приговор только после того, как он свидетельствует сам о себе. В час смерти завеса в храме раздирается надвое сверху донизу. И сотник (римский офицер) исповедует Христа сыном Божиим. Победа мира обманчива, потому что на самом деле именно Христос победил мир.

В иконографических ранних изображениях все четыре евангелиста имели свое изображение. Основанием было видениеИезекииля (четыре существа-херувима, напоминавших человека, льва, тельца и орла). Так как Христос изображен как царь вселенной у Марка, подчеркивается его всемогущество, то его эмблемой считается обычно лев. Есть иная традиция: самое простое, короткое Евангелие, поэтому иногда эмблемой Марка является человек.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 438; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты