КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Евангелие от Иоанна.
Четвертое Евангелие отличается от синоптических. Автором признан Иоанн Богослов, считающийся любимым учеником Христа. Происходил из состоятельной иудейской семьи, жившей в Галилее. Был сыном Зеведея и Саломеи (одна из жен-мироносиц). Следовал за Христом вместе с братом Иаковом. За горячность нравов Христос назвал их «сынами грома». Он единственный из 12 апостолов, который остался на Голгофе и присутствовал при крестной смерти Христа. Там же Христос просил его, чтобы он взял к себе Богородицу. Скорее всего, когда это случилось, ему было около 10 лет. Само Евангелие он написал где-то в 90-е годы. Взялся за это по просьбе эфесских христиан, которые принесли ему первые три Евангелия и просили дополнить их. Он нашел, что нужно полнее и подробнее изложить учение о божестве Христа, чтобы люди не стали с течением времени думать, что он был только человеком. Евангелие имеет и полемический характер. Догматические вопросы веры в нем особенно подчеркнуты. С синоптиками она совпадает очень мало. Только на 8%. Датировка 4-ого Евангелия — 90-ми годами. Но сейчас есть другая датировка — около 60-х годов. Опираются на кумранские открытия. Важнейшая отличительная черта выражена в названии, которое ему дали в древности — Евангелие Духовное. Синоптические Евангелия повествуют главным образом о событиях земной жизни Христа, а у Иоанна – учение о его божестве. Возвышенны речи Христа, где он рассказывает о своем божественном достоинстве (о добром пастыре и др.) За это учение о Боге-Слове, за раскрытие сложнейших моментов он получил имя Богослов. Также называют Апостолом Любви. Еще одна особенность — синоптики писали в основном о служении Христа в Галилее. Иоанн рассказывает о событиях в Иудее, прежде всего в Иерусалиме. Это Евангелие уточняет хронологию служения Христа (по крайней мере три раза приходил в Иерусалим на Пасху). Иоанн чаще, чем синоптики, останавливается на мессианском свидетельстве Христа о самом себе. Он употребляет здесь священническую форму «ego eimi» - я есмь. По отношению к Христу единственный из Евангелистов Иоанн употребляет слово Логос, которое было хорошо известно в античной философии. Оно было также известно и иудеям, которые тоже разработали свое учение о слове. Обращается и к тем, и к другим. Чудеса, описываемые Иоанном, имеют особенный характер. Их цель — раскрыть смысл спасительных деяний Христа, и они по большей части символичны. Например, превращение воды в вино (предвосхищает Тайную вечерю). Притчи, которые говорит Христос, по большей части касаются его самого, его служения (о хлебе жизни, о виноградной лозе). Вместе с тем Иоанн как никто другой подчеркивает и человеческую природу Христа. (О том, что Христос устал, о его любви к своему ученику Иоанну и другу Лазарю). Филологи установили, что Евангелие от Иоанна — произведение образованного человека, если не писавшего, то по крайней мере думавшего по-арамейски. Но пишет он по-гречески. Хотя план Евангелия похож на планы других евангелистов (рассказывает о событиях от крещения до воскресения Христа), есть свои особенности: своя хронология, меньше чудес, чем у синоптиков, но все они символичны. Даже слово другое — не «чудо», а «знамение». Острее поставлена тема конфликта с иудейской средой. Начинается в Иерусалиме. Композиция подчинена задаче показать вхождение в мир слова Божия и его восхождение. Евангелие начинается прологом: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Иоанн видит все свое повествование немного в другой перспективе, чем синоптики. Начиная с первых слов, рассматривает историю в вертикальном измерении, в перспективе вечности. Синоптики – в горизонтальной. Христос для Иоанна – центр истории. События, развивающиеся в горизонтальной перспективе, подчиняются центру. Иконографическая эмблема четвертого евангелиста — орел. По выражению Блаженного Августина, Иоанн парит над облаками человеческой немощности. Считалось, что только орел может смотреть на солнце и не ослепнуть, потому что ему дана власть проникать в вечные тайны.
|