КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нансовым T-J.J. ■/ г 2 страницаВступление ственных доходов, только вторая (да и в ней все внимание обращается исключительно на воинскую повинность), а остальные две совершенно игнорируются. Не говоря уже о том, что для такого приема нет никакого рационального основания: вырывать эту вторую категорию из ряда остальных и оставлять прочие без рассмотрения значит лишать их внутренней связи, что представляется тем более недопустимым, что в некоторых государствах воинская повинность не существует, а заменяется военной службой по найму. В современном государственном хозяйстве число личных повинностей постепенно уменьшается; бóльшую их часть государство стремится перевести на деньги. Так как удерживающиеся еще повинности составляют лишь особую категорию службы, подлежащей рассмотрению государственного права, то они будут совершенно выпущены из нашего курса. Все перечисленные нами источники составляют собою то, чайные нарха, который занимал деньги на свой страх и на тех условиях, источни- на каких находил это выгодным; уплата по займам лежала на его 131 ответственности; самые проценты зависели в своей величине от степени доверия к нему. В современном государстве займы имеют совершенно иной характер; теперь заем не есть долг государя, а долг государства, так что обязательство платить его не прекращается ни со смертью монарха, ни с прекращением его династии; самая уплата займов совершается уже не в виде возвращения занятой суммы каждому отдельному кредитору, а путем постепенного погашения в течение большого количества лет; при этом деньги занимаются уже не у известных лиц, а у большого числа неизвестных. В этом последнем виде займы существуют сравнительно недавно, с конца XVII и начала XVIII в., но это не помешало им развиваться с необыкновенной быстротой; с 1714 г. общая сумма государственных долгов всех цивилизованных стран увеличилась, по словам американского экономиста Denslow'a, к нашему времени в 15 раз (с 1500 милл. долларов до 26 970 милл. долларов)1. 1 Van Buren Denslow. «Principles of the Economic Philosophy of Society, Government and Industry». New-York, 1888, p. 448. Исторический очерк 2) Продажа домен, имевшая большое значение при прежнем 3) Конфискация, составляющая, впрочем, скорее политиче Сообразно этой классификации государственных доходов Система наш курс распадается на две половины, неравные по размеру. курса Первая посвящается изложению обыкновенных государственных доходов и состоит из четырех отделов, из которых первый трактует о частноправовых источниках (государственные имущества), второй — о регалиях как переходном виде от частно- к общественно-правовым и остальные два — об общественно-правовых источниках (налогах и пошлинах). Во второй половине курса, которая лишь подготовляется к печати, будет изложено учение о чрезвычайных источниках государственного дохода и о бюджете1. 4. Исторический очерк развития источников государственных доходов Не заходя в глубь времен, постараемся в кратком очерке Финансо- Финансовое хозяйство Древней Греции (мы будем иметь в Древней виду исключительно Аттику) поражает отсутствием определен- Греции ности: ничего похожего на систему, никаких более или менее ясно выработанных начал для собирания государственных доходов не существует; на всех финансовых мероприятиях отпечатлевается господство личного элемента правителей; их личные воз- 1 Настоящая книга обнимает собой первые четыре отдела курса. Вступление зрения определяют направление и способы удовлетворения государственных потребностей. Характерной чертой греческого, как и вообще древнего, финансового хозяйства является отвращение от налогов: личные налоги считались носящими на себе печать рабства и потому унизительными для полноправного гражданина; взгляд на налоги с имуществ был более снисходительный, но и они переносились с крайним неудовольствием1; вследствие этого обложению подвергались обыкновенно не граждане, а иностранцы, вольноотпущенники, метойки2, куртизанки. При этом нерасположении афинян к принудительным сборам государственный доход приходилось получать главным образом двояко: путем эксплуатации государственных имуществ и в виде дани и добычи и притом не столько с врагов, сколько с союзников. Самый обильный источник составляла именно эта дань с союзников, которая была следствием политического преобладания афинян над другими греками. Для борьбы с персами Аристидом была учреждена союзническая казна, хранившаяся первоначально на о-ве Делос как месте, священном для всей Греции. С течением времени первоначальная цель общей казны - борьба с персами - устранилась; союзники были разрозненны, слабы сравнительно и платили иногда вместо войска и кораблей деньги, что придало их взносам характер дани; в результате, пользуясь своей обширной политической властью, афиняне вполне овладели этой сокровищницей, стали смотреть на нее как на свою собственность, перенесли ее в Афины, а еще позднее завладели самовольно и Делосом. Эта дань союзников занимала долгое время в Аттике первое место по своей доходности между источниками государственных доходов: при Аристиде она приносила 460 талантов, при Перикле же она достигла до 600 талантов. Другой источник доходов - были государственные имущества, сдававшиеся частным лицам в оброчное содержание или обрабатывавшиеся самой казной при помощи рабов. Главное из этих имуществ — Лаврионские серебряные рудники — были разбиты на участки и отдавались в наследственный откуп под условием платежа единовременного сбора при отдаче участка и затем 4 % с полученной руды ежегодно. Подобные же рудники существовали и в других частях Греции, на о-ве Тазос3 , во Фракии и пр.; доходы от них не превышали 35-40 талантов в государстве. 1 Boeckh (в своем труде «Staatshaushaltung der Athener») утверждает, что до Пело 2 Метеки (примеч. ред.). 3 Фасос (примеч. ред.). Исторический очерк Кроме названных видов государственных доходов, в Древней Греции имели еще некоторое значение конфискация, специальные налоги, пошлины и так называемые «литургии» (натуральные приношения богатых граждан). Конфискация имуществ частных лиц имела не только характер политической меры, как это бывало в тех случаях, когда государство отбирало имение гражданина, возбудившего народное недоверие своим властолюбием и подвергнутого остракизму, но и была наказанием за уголовные преступления. Налоги прямые отличались случайным характером и, как уже сказано, падали исключительно на вольноотпущенников и метойков; рабы несли специальный поголовный налог в размере 3 оболов (50 сант.), доставлявший казне до 33 тал. в год. Были и косвенные налоги — сборы с товаров, привозимых и вывозимых морем и сушей, сбор в размере 1/50 части при нагрузке и выгрузке, маленький сбор за стоянку кораблей в гавани; завладевши Византией, греки тотчас учредили там таможню, весьма прибыльную. Сборы эти давали от 70 до 80 тал. Затем пошлины, так называемые притании, были довольно разнообразны и взимались на различных основаниях: за оказание правосудия истец и ответчик платили суду сбор соразмерно сумме иска (от 100-1000 драхм -3 драхмы, от 1000-10 000 драхм — 30 драхм и т. д.); виновная сторона платила двойной штраф; такие же пошлины были при переносе дела из одной инстанции в другую, при апелляции и пр. При распространении судебной власти афинян на союзные города этот источник делался все более и более обильным. Наконец, литургии были натуральные повинности богатых людей, сопряженные с принятием на себя некоторых почетных должностей; важнейшая из них была триерархия, заключавшаяся в снаряжении военных кораблей. Таким образом, важнейшие источники доходов в Афинах имели в свою очередь источником политическое господство Афин над другими греческими городами, иными словами, в большинстве случаев основаны были не на правильных, сознательно усвоенных началах, а на случайных и произвольных актах внешней политики. Этим же самым характером случайности и неопределенности отличаются и воззрения древних греков на финансовые вопросы, насколько можно судить о них по немногим отрывкам в дошедших до нас памятниках, главным образом по сочинениям Ксенофонта и Аристотеля. Без сомнения, воззрения этих писателей не лишены здравого смысла, но имеют вид разрозненных и случайных сведений, без всякой претензии на обобщение. Финансовые меры не вытекали из каких-нибудь убеждений, систематических и разработанных, а были мерами слу- Вступление чайными, возникшими из окружающих обстоятельств или просто личных воззрений правителей. Финансо-Рим в экономическом отношении имел значительное сход-воехозяй- ство с Грецией. Различие между обоими государствами заключа-ство Рималось в политической организации: в то время как в Греции весь политический строй основан был на союзном начале, хотя и извращенном по существу, Рим всегда стремился к единовластию. Вечный город не относился враждебно, не считал своим врагом того, кто был покорен им, кто находился уже под его властью; но завоеванные области были для него все-таки «провинциями», жители которых были далеко не равноправны с римлянами. В финансовом хозяйстве тем не менее наблюдается сходство с Грецией, и именно в том отношении, что и здесь доходы главным образом держатся также на произвольных и случайных источниках; сознания необходимости собственного труда для поддержания государственного союза, как у современных нам народов, у римлян не существовало; вечный город был пиявкой, которая высасывала соки из покоренных провинций. В первый ранний период римской истории мы встречаемся несколько раз с принудительными прямыми и косвенными сборами с граждан, но налоги эти в большинстве случаев отличаются своей случайностью и недолговечностью. Налогом постоянным была только vicesima manumissionis (5 %-ный сбор с отпущенных на волю рабов); затем при царях существовал особый сбор с продажи соли, вызывавший большое неудовольствие; Сервий Туллий подверг налоговому обложению самое имущество граждан, подвергавшееся оценке через каждые пять лет при цензе (lustrum)1. По мере того как владычество римлян распространялось все более и более с успехами римского оружия, эти сборы теряют значение и добыча и доход от завоеваний2 начинают приобретать первенствующую роль: Рим все более и более стремится построить свое государственное хозяйство на чужом труде. Покоренные народы облагались разнообразными сборами и повинностями; часть земель их отбиралась и раздавалась в пользование римским гражданам под условием известной платы, обыкновенно 1/10 части валового дохода (отчего и самые земли эти, кроме agri 1 Отмененное при Тарквинии Гордом, это обложение было снова восстановлено 2 Насколько велика была иногда военная добыча римлян, можно судить, напр., по Исторический очерк publici, назывались также agri decimales, vectigales). По мере того как поборы с побежденных развиваются до громадных размеров, налоги на полноправных граждан ослабевают и встречаются все реже и реже: так, после победы Эмилия Павла и обогащения им казны, налог на имущества был отменен как ненужный; 60 лет спустя был уничтожен оброк с земель, платимый римскими гражданами (по предложению трибуна Спурия Тория в 647 г. ab. ur. c.); затем, через 44 года после этого по предложению Трибуна Цецилия Метелла были отменены по всей Италии таможенные сборы. Таким образом, для римских граждан оставался один случайный сбор в 5 % с отпуска рабов. Зато провинции грабились и угнетались немилосердно; к этому именно периоду относится тот широко организованный грабеж их, которым держалось богатство Рима и его оптиматов. При господстве откупной системы, при отсутствии каких-либо правильных начал обложения, в сборе провинциальных налогов царил полный произвол; грабежи откупщиков тяжело отзывались на населении и вызывали часто народные мятежи и восстания; поборы, взятки и притеснения римских чиновников доходили до необычайных размеров. Достаточно напомнить классические примеры бесславной памяти Вер-реса, ограбившего Сицилию, Пизона, разорившего Македонию, Аппия Клавдия, следовавшего их примеру в Киликии. Да и почти невозможно было, при господствовавшей тогда системе администрации, иное положение дел. «Небесной добродетели требуется, — говорит Цицерон, — чтобы согласовать выгоды откупщиков и жителей, чтобы не принести одних в жертву другим, сделать так, чтобы и овцы были целы и волки сыты». Империя произвела некоторый переворот в строе финансового хозяйства: положение провинции улучшается; злоупотребления несколько уменьшаются, старые налоги на граждан начинают восстановляться, а параллельно с этим права всех подданных империи постепенно сравниваются. При императоре Кара-калле, в 212 г., право римского гражданства распространено на всех жителей государства; вместе с политической равноправностью установилось и единство в податном строе. Сенат еще при Августе теряет свое значение; рядом с общегосударственной казной — aerarium основывается новая сокровищница доходов, так называемый aerarium militare или fiscus, поступившая в полное независимое распоряжение цезарей и постепенно, отчасти с помощью толкований римских юристов о верховной власти (Требони-ан), захватившая все, что раньше принадлежало первой. С той поры как нити римского финансового управления сосредоточи- Вступление вались уже не в Сенате, как было прежде, а в руках цезарей, новая жизнь, более строгий порядок и прочная связь проникли во все части этого великого организма. В это время восстановляются таможенные сборы в Италии и учреждается centesima rerum venalium — 1 %-ный акциз на внутреннее потребление, оказавшийся крайне чувствительным для населения и скоро возбудивший его неудовольствие; под влиянием борьбы с упадком нравов и развращенностью римского общества, с целью поощрения брачной жизни, издается закон - lex Pappia Poppaea de maritandis ordinibus и уста-новляется налог на наследства — vicesima hereditatum, распространившийся при Каракалле и на провинцию. Рядом с этими новыми источниками государственных доходов при императорах начинает играть, по мере развития неравенства имуществ, все бóльшую и бóльшую роль конфискация; появляется новый закон, чрезвычайно благоприятствующий ее применению, — lex laesae majestatis, благодаря которому создается специальный класс доносчиков — delatores, поставщиков для правительства виновных в оскорблении величества богатых граждан и могущих быть на этом легальном основании конфискованными имуществ. Из расходов, которыми в это время обусловливалась напряженность потребности государства в материальных средствах, надо указать, между прочим, на довольно значительные издержки по содержанию delatores, на огромные суммы, затрачивавшиеся на пышность и роскошь двора, на безумные затеи императоров, на раздачу разнузданному народу хлеба, а часто даже вина и денег1, и устройство для него даровых зрелищ, на создание великолепных бань и других общественных сооружений; еще бóльших средств потребовало содержание войска, в особенности с тех пор, как солдатам было назначено постоянное жалованье - stipendium, шедшее рядом с щедрой раздачей цезарями подарков2. В более позднее время налоги становятся более многочисленными и постоянными. При Диоклетиане, напр., распространяется на Италию провинциальный поземельный налог (tributum soli), получивший также название indictio (император indicebat - наказывал, приказывал собирать известную сумму на столько-то лет), и устанавливается промысловый — lustralis collatio. При императоре Константине встречаем массу новых тягостных налогов и 1 Требования народа в этом отношении возросли до того, что Аврелиану его praef. 2 До каких грандиозных размеров доходили расходы только на эти награды, мож Исторический очерк особое развитие натуральных повинностей для удовлетворения военных потребностей и содержания двора. Общие выводы из нашего краткого исторического очерка античного финансового хозяйства напрашиваются сами собой. В древнем мире не существовало правильного гражданского общежития, основанного на труде, и потому одинаково с частным хозяйством не могло развиваться нормальным путем и хозяйство государственное. Государственные доходы не основывались на правовых началах, а вытекали из случайных, произвольных и часто даже антигражданских по своему характеру источников вроде конфискации, дани, поборов с покоренных провинций и пр.; все финансовое хозяйство велось без всякой выработанной системы, без всяких определенных принципов, руководясь одним правилом: брать все, что возможно. Не имея возможности прослеживать постепенную историю Финансыперерождения начал экономической и финансовой жизни древне- средних го мира, перейдем к описанию средневекового государственного вековхозяйства, которому предпошлем несколько слов об общем экономическом строе этого периода. При слабом и рассеянном населении средневековая хозяйственная Экономи-жизнь Европы отличается незначительным накоплением богатства, ма- ческийлым запасом всякого рода товаров, и притом малым не только абсолют- стройно, но и сравнительно с численностью населения. Частная собственность среднихтоже незначительно развита, и, в отличие от нашего времени, существу- вековет много бесхозяйного добра, считавшегося общим достоянием1; зато сами люди, в качестве крепостных рабов, рассматриваются как объект собственности. Кредитом мало пользуются и по понятной причине: в большей части средневековых государств встречаются запрещения всяких процентов с капитала. В каноническом праве, начала которого пользовались таким обширным применением в то время, дозволяется купцу продавать товар отнюдь не дороже того, что он самому стоит. В противоположность крайнему эгоизму, развившемуся на началах римского права, каноническое — отрицало всецело всякое себялюбие как стимул хозяйственной деятельности. Отсюда всякая светская, мирская деятельность, особенно промышленная, с аскетической односторонностью признается за голое зло: negotium negat otium, quod malum est, neque quaerit veram quietem, quae est Deus. Только два рода занятий составляют некоторое исключение и если не пользуются особенным уважением, то, по 1 Доказательством может служить, напр., весьма продолжительное время существовавшая свобода пользования дичью (первое ограничение права охоты встречается не ранее IX в. в Англии), лесом во всех лесистых местностях и пр. Вступление крайней мере, и не преследуются каноническим правом: именно — земледелие и ремесло. В средневековом производстве хозяйственных годностей замечается могущественный перевес одного из факторов — природы, от сильного давления которой на весь строй жизни люди еще мало сумели тогда эмансипироваться. Бедняк, не имеющий поземельной собственности или владеющий ею в ничтожных размерах, может лишь с большим трудом отстаивать свою личную независимость от посторонних посягательств; поэтому он старается примкнуть к какой-либо корпорации и за защиту с ее стороны отказывается в пользу ее от некоторых своих прав, надеясь с этой помощью сберечь остальные1. Большая необеспеченность прав, свободы личной и имущества служит причиной, что и те немногие капиталы, которые могли бы употребляться для производительных целей, остаются мертвыми, превращаясь в драгоценные вещи и металлы или монету, а иногда даже просто зарывались в землю. Труд, как и время, вообще низко ценится, а сравнительная с настоящим временем неподвижность и застой в промышленности обусловливает малое развитие разделения и соединения труда в народе. Большая часть хозяйств производит значительную долю нужных для удовлетворения своих потребностей сырых и обработанных продуктов; исключением являются только некоторые привозные заграничные и колониальные предметы, которые доставляются путем обмена на остаток хлеба, получающийся в хозяйстве за удовлетворением собственных потребностей. При таких обстоятельствах хозяйственной жизни обращение ценностей, передвижение их мало развито не только между отдельными народами, но даже между разными частями, общинами и индивидуумами одного и того же народа; средства сообщения в высшей степени несовершенны, перевозка товаров связана многоразличным образом, очень медленна и неправильна. Удо-боперемещаемые товары в тогдашнем народном хозяйстве играют еще очень ограниченную роль; предметом обмена служит преимущественно тяжелое сырье и полуобработанные продукты. При такой конкуренции замечается огромное колебание в ценах и частная спекуляция стремится гораздо более к тому, чтобы на немногих товарах выиграть возможно более, чем к тому, чтобы путем понижения цены продать возможно более товара и, взяв на каждом проданном предмете небольшой барыш, на массе их получить желаемую прибыль. Вследствие этого направления спекуляции в отношениях одного промышленника к другому или даже одной категории промыслов к другой, ей родственной, видно также стремление не превзойти соперника удешевлением цены товара и улучшением его качества, а совсем исключить, 1 Отсюда происходит ряд весьма оригинальных экономико-юридических институтов вроде, напр., Bedegüter: мелкий земельный собственник, спасаясь от всякого рода стеснений и поборов, отдавал свою землю монастырю в собственность с тем условием, чтобы потомки его были наследственными арендаторами этой земли и, уплачивая монастырю определенную ренту, пользовались в свою очередь его защитой. Исторический очерк изъять его с рынка; так являются торговые привилегии, монополии, наконец, цеховая нетерпимость. При оценке всех товаров потребительная их ценность стоит часто вперед меновой, что, конечно, обусловливается решительным преобладанием натурального хозяйства1. Небольшое количество денег в обращении чаще употребляется для сбережения на случай всяких превратностей, чем служит к перемещению ценностей. Между товарами отличаются сравнительной дешевизной все те, в производстве которых главным фактором является земля, и наоборот, дóроги те, где существует большее соприкосновение труда и капитала. Поземельная рента вообще стоит низко, а размер процента, напротив, высок. Несмотря, разумеется, на все запрещения канонического права, а через него и действовавших местных законодательств, проценты при займах все-таки взимались и притом в очень больших размерах; но так как обращение к кредиту является в то время большей частью результатом крайности, бедности, а не обыкновенным торговым оборотом, как ныне, то против взимания процентов и лиц, торгующих кредитом, существует в средневековом обществе большое отвращение и предубеждение, как и до сих пор против мелких ростовщиков. Рискованные предприятия, которые производятся на собственный страх, еще редки, тем более что все три фактора производства - природа, труд и капитал, а следовательно, и три рода дохода — поземельная рента, заработная плата и проценты соединяются часто в руках одного и того же лица. Третья стадия хозяйства - потребление характеризуется однообразием, низким уровнем потребностей и отсутствием или, точнее, малоподвижностью во вкусе, в изменениях мод. Роскошь преимущественно выражается в содержании многочисленной, малодеятельной прислуги, патриархальном гостеприимстве, колоссальных пирах и драгоценной, хотя часто и малоудобной утвари и оружии. Ежедневная жизнь замечательна большой простотой и сходством в разных классах народа; диаметральные противоположности современной жизни, резко бросающиеся в глаза, — громадные богатства и рядом с ними крайняя нищета — в средние века встречаются гораздо реже и не поражают глаз наблюдателя. Вся народная жизнь в средние века вообще мало централи- Отноше-зована; повсюду мы встречаемся с разного рода самостоятельны- ние госу-ми общинами, корпорациями, сословиями, даже семьями, пред- дарства кставляющими собой как бы status in statu. Отношения отдельных поддан- лиц к государству и главы государства к подданным основыва- ным в ср ед ние ются в эту эпоху преимущественно на началах и воззрениях ча- Века 1 Это сказывается в воззрениях тогдашних писателей; так, Стаффорд в Англии в XVII в. настойчивым образом советует не допускать ко ввозу в Англию предметы роскоши как недоступные общему потреблению и образцом мудрой экономической политики ставит поступок одного городка, который вовсе не позволил выгрузить корабль с яблоками, не желая расставаться с деньгами на столь мало полезный предмет. Вступление стного права. Этот частноправовой характер отношений проходит через все средние века, и только в конце их начинают развиваться и получать права гражданства новые воззрения, основанные на социально- или общественно-правовых началах. Подданный того времени в своих отношениях к государству признавал за собой к нему только такие обязательства, исполнение которых требовали непосредственно его личные интересы. Властелин в свою очередь смотрел на верховные права, как на род своих частных прав и принадлежность своей власти. Такие взаимные отношения между государем и подданным в средневековых патримониальных государствах находятся в строгом согласии и аналогии со всем строем и порядком феодальной жизни. Цели и стремления отдельных лиц не различаются от общественных целей. Каждое частное лицо при частноправовом порядке государственной жизни отдельно или в связи с другими ищет удовлетворения только своих частных интересов, стараясь получить от государственного союза наибольшую сумму выгод с наименьшими издержками или трудовыми усилиями со своей стороны. Понятно, что при удаче таких стремлений водворяется крайнее и видимое неравенство в распределении прав и обязанностей как по отношению к отдельным лицам, так и по отношению к целым классам подданных: наряду с чрезмерным отягощением одних устанавливается масса исключительных прав и привилегий для других.
|