Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ХЭ.ЙЛОВИЧС




казна не имела возможности платить чиновникам и содержать ратных людей; приходилось изобретать новые источники дохо­дов. Налоговые нововведения — налог на соль и табак не были достаточны для удовлетворения потребностей государства, и правительство ввиду такой экстренной нужды решилось на край­нюю меру — выпуск низкопробной монеты. Взамен серебряных копеек (постоянной, общеупотребительной монеты с царствова­ния Иоанна IV) были выпущены медные по нарицательной цене серебра. Последовало несколько выпусков таких медных копеек, причем первоначально ничего чрезвычайного не произошло: на­род, еще не разобравши, в чем дело, доверчиво принимал новые деньги наравне со старыми; но приблизительно уже через 21/2 года после первого выпуска наступил решительный переворот в воззрениях народа на медную монету. Чем больше правительство пускало в обращение медных денег, тем больше затруднений происходило в экономической деятельности населения. Ино­странцы требовали старых денег, вследствие чего они стали исче­зать из употребления; само правительство всячески старалось извлекать их из обращения. Вера в медные копейки скоро поко­лебалась, особенно на всех пограничных линиях, а затем и внутри страны; ценность новой монеты стала быстро падать, и через три года, по свидетельству Котошихина, за один рубль серебра дава­ли уже 15 и даже 17 медных рублей.

Первым пагубным последствием этих выпусков было страшное развитие подделки монеты, поощряемое чрезвычайной выгодностью этого дела, так как правительство из пуда меди, стоившего 5 р., чеканило на 312 р. монеты. И вот все пустились подделывать, и знатные и бедные, в России и за границей; тор­говля медью чрезвычайно оживилась; все предметы, сделанные из меди, стали переделываться в монету. Страшные наказания были установлены правительством за подделку монеты: более 7000 человек за этот период были казнены смертью, почти у 14 000 лиц были отрублены ноги и руки, масса была сослана в Сибирь и потеряла свои имения, конфискованные казной, но все это мало помогало делу, и монета, к большому ущербу казенных интересов, продолжала подделываться и падать в цене. Вместе с падением последней все торговые операции и сделки (особенно все твердые уплаты: жалованье, заработная плата, долги) потер-


Отдел второй. Регалии

пели сильное потрясение; торговля вынесла страшные потрясе­ния, наступила повсюду чрезвычайная дороговизна: крестьяне, сбывавшие многие продукты своего хозяйства непосредственно в города, получая медные деньги и убедившись в их негодности, мало-помалу перестали ездить на базары; городские рынки стоя­ли пустыми, подвоз жизненных припасов прекратился и во мно­гих городах России наступил голод. К этим экономическим по­следствиям присоединилось еще и фискальное, в значительной мере усугубившее их влияние; само правительство, бессозна­тельно подражая средневековым примерам, наложило на себя руки.

Все ратные люди, все чиновники, получавшие твердое жалованье в определенной цифре, очутились в наиболее тяжелом положении, так как они получали теперь свой прежний оклад жалованья дешевой монетой, уменьшившей его величину в 17 раз; а так как при этом во многих пунк­тах страны население совсем перестало брать медные деньги, то ратные люди поневоле попали в такую крайность, единственный исход из кото­рой представлялся в грабеже. В городах, пограничных с Малороссией, «с голоду помирают, и полки медных денег брать не хотят, хотя бы их ру­бить велели, но всех не перерубить…» Из Переяславля стольник Лады­женский тоже доносил, что и «в Черкасских городах медных денег не берут» и что «ратные люди оскудели вконец и почали воровать беспре­станно: многих людей без животов сделали, жить с ними вместе нельзя», и т. д. Народ бунтовал и убивал царских любимцев.

В 1667 г., спустя семь лет, царь приказал прекратить выпуск медной монеты и, начеканив серебряных денег, собирать медную монету и обменивать ее на серебряную, но не по первоначальной цене, а по ходячей. Однако злоупотребления по чеканке продол­жались благодаря отсутствию определенных воззрений на это дело.

Петр Великий впервые усвоил твердую политику в монет­ном деле, впрочем относительно только золотой и серебряной монеты, дозволяя себе то же отношение к медной, что и его предшественники. Он выпускал во время войн со Швецией массу медных денег ниже номинальной стоимости. Берг-коллегия дово­дила до сведения царя о вреде такой системы, Петр соглашался на словах, но, видя в ней только временную меру, продолжал следовать ей и спокойно переносил ее вредные последствия. Пуд меди (из Олонецких рудников) стоил не более 2-3 р., а между тем монеты из него выделывалось на 20 и даже на 30 р. Выпуски та­кой дешевой монеты продолжались и при преемниках Петра, ценность их постепенно падала, и Россия наводнялась фальшивой


Регалии юридические

монетой, привозившейся даже из-за границы, особенно из Поль­ши, где многие русские беглецы занимались ее подделкой. В за­ключение, несмотря на относительную умеренность этих выпус­ков, при императрице Анне Иоанновне произошел кризис вроде того, который имел место при Алексее Михайловиче, хотя в бо- Медный лее слабой степени; с целью изыскания мер против него была кризис наряжена особая комиссия. Последняя пришла к заключению, что при Анне следует извлечь из обращения дурную монету и выпустить хоро- Иоанновне шую; эти благие пожелания были, конечно, весьма справедливы, но затруднительны для практического осуществления и потому не имели последствий. Наконец при Елизавете Петровне заботы об этом вопросе были возложены на Сенат, который старательно занялся его разрешением. Мнения и предложения, высказывав­шиеся и обсуждавшиеся тогда в Сенате, были чрезвычайно раз­нохарактерны, а многие из них и весьма типичны.

Так, Мелиссино предложил выпуск билетов и ассигнаций для об­мена дурных знаков, Шлеерман — устройство государственной лотереи. Большинство, имея в виду печальный пример Франции с ее банком Джона Ло, отвергло эти предложения, и Сенат принял решение, что «бу­мажные деньги еще вредительнее, чем медные, ибо не содержат в себе уже никакой внутренней доброты»; к тому же-де весьма предосудитель­но будет, «что вместо денег будут ходить бумажки». Мокеев предлагал на 3 милл. р. наделать пятикопеечников по 20 р. с пуда и выменять дур­ную монету, но это было отвергнуто по недостатку денег. Весьма стран­ная мера проектировалась знаменитым фельдмаршалом Минихом — учре­дить торговую компанию, которой поручить сбыть пятикопеечники в Азию, как будто они там были особенно нужны! Рациональнее было предложение Демидова — объявить пятикопеечные монеты в копейки, прекратить прежние выпуски и увеличить содержание новой монеты в пять раз. Такая девальвация показалась, однако, Сенату слишком силь­ной мерой и была отвергнута из опасения большого ущерба для казны и народа.

Наконец было принято близкое сюда и более умеренное предложение графа Ягужинского, которое заключалось в посте­пенном уменьшении номинальной стоимости пятикопеечных монет по одной копейке в год до их действительной стоимости, т.е. до одной копейки. Эта удачная мера была выполнена в 1755 г. Шуваловым. Затем положено было из пуда меди печатать монеты на 8 р. (при цене его 5—6 р.), т.е. впали в противоположную край­ность; новые деньги оказались столь неуклюжими и неудобными, что через два года тот же Шувалов предложил уменьшить их вес вдвое и чеканить из пуда только 16 р. монеты. При Петре III эта норма дошла было до 32 р., но при Екатерине II опять опустилась


Отдел второй. Регалии

до 16 р. и существовала в этом виде до 1849 г., когда опять было принято за правило чеканить из пуда меди монеты на 32 р.; в 1868 г. выпущена медная монета еще более мелкая и совершенно иного образца, которая обращается и теперь (из пуда — 50 р.). Кризиса за этими выпусками медной монеты, соединенными с уменьшением ее внутренней ценности, не последовало, во-первых, потому что медь значительно возросла в цене, во-вторых, потому что медная монета постепенно утратила свое значение денежной единицы и сделалась денежным знаком — разменной, или билонной монетой.

Не прослеживая истории нашей золотой и серебряной моне­ты, заметим только, что она сравнительно не подвергалась таким колебаниям в своих отношениях между внутренней и номиналь­ной стоимостью, как медная. Металл был иностранный, ино­странного же происхождения была и большая часть монеты (гол­ландские гульдены, испанские червонцы, Iaochimsthaler'ы). Са­мые рубли до Петра Великого были очень редки. Петр Великий стремился уничтожить существовавшее до него разнообразие монеты и с этой целью в 1711г. приступил к обмену старой мо­неты на новую, им начеканенную; установленная при этом проба не была особенно высока: для золотых двухрублевиков — 75-я, для серебряных денег — 70-я и лишь для червонцев — 90-я. Публи­ка весьма скоро привыкла принимать новую монету, и порядок денежного обращения был восстановлен. В России не было своих благородных металлов, и Петру I при развившейся торговле и начавшейся промышленности предстояло решить нелегкую зада­чу — добыть потребный для монеты материал. Он разрешил ее довольно удачно следующим постановлением: 1) дозволил при­возить частным лицам металлы в купецкую палату, где казна их покупала по выгодной для торговцев цене (особенно серебро); 2) все привозимое из-за границы золото и серебро во всех видах освободил от всяких пошлин; мало того, казна принимала даже на свой счет перевозку металлов от приморских городов до Мо­сквы и Петербурга. Последствия этих мер были весьма благопри­ятны, так что при Петре недостатка в золоте и серебре для чекан­ки монеты не ощущалось.

Совре-Русская государственная монетная единица есть серебряный

меннаярубль, разделяющийся на сто копеек и содержащий в себе 4 зол. монетная21 долю чистого серебра. Монета делится на полноценную и раз-система вменную. Полноценная, или так называемая «банковая» монета Россиичеканится из золота и серебра; разменная, или «билонная» монета


Регалии юридические

предназначается исключительно для внутреннего обращения в дополнение к полноценной и чеканится из серебра и меди.

Золотая монета чеканится десятирублевого достоинства (империал) и пятирублевого (полуимпериал). Последний, срав­ненный в 1885 г. с 20-франковой французской монетой и изме­ненный по внешности, содержит в себе 1 зол. 34,68 долей чистого золота (империал вдвое больше) и чеканится 900-й пробы деся­тичного деления (т.е. на 1000 частей полагается прибавка 100 частей меди). Та же проба на десятичный разновес установ­лена у нас с 1885 г. и для серебряной банковой монеты, которая чеканится достоинством в рубль, полтинник и четвертак. Размен­ная серебряная монета содержит в себе на 500 частей чистого серебра 500 частей меди (48-й пробы) и делается достоинством в 20, 15, 10 и 5 к. Медная монета чеканится в 5, 3, 2, 1, 1/2, 1/ K- по 50 р. из пуда. Прием разменной монеты обязателен между част­ными лицами в размере, не превышающем 3 р., для казны же — в неограниченном размере.

§ 28. За этими историческими сведениями должно обратить- Техниче-ся к рассмотрению некоторых технических вопросов по монет- ские во-ному делу. Прежде всего нам необходимо поставить и разрешить просы ^ вопрос, в чем должны состоять главные качества и свойства ма- монетной

Wbtf^Tfl ПИИ*

териала для монеты как орудия обращения. Первое необходимое К. д.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты