КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В. Табачная регалия 2 страницаОбщее учение о налогах трудниться сбытом. Кроме того, самые потребности государства были весьма скромны и легко удовлетворялись помимо налогов; если в них и встречалась нужда, то они собирались обыкновенно с рабов и неполноправных жителей страны, и только в редких случаях на короткое время как чрезвычайная мера падали на полноправных граждан. Такой порядок находил себе полнейшее оправдание и объяснение в нравственных понятиях того времени, согласно которым несение налога считалось чуть ли не позором для свободного человека. «Как земля имеет менее цены, — говорит Тертуллиан, — когда она обложена, так и человек, который платит поголовную подать, ибо для него это знак пленения». Цицерон в «De officiis» говорит о налогах колеблясь, с оговорками, как бы считая существовавшие при нем постоянные налоги в Риме делом страшным и не патриотичным. В средние века налоги б) В сред-встречаются более часто, вырабатывается даже правило, что они ние века должны устанавливаться в трех известных случаях (в случае плена короля и пр.); затем, очень часто испрашивались королем у сословий налоги и по другим поводам. Но они всегда имели в виду назначение для известной, определенной цели и учреждались на короткий срок; сами названия, применявшиеся к ним, указывают на их случайность и временное, преходящее значение (subsidium, adjutorium, petitio). Да это и вполне гармонировало с господством в средние века той патримониальной идеи о государстве как личной собственности монарха и того частноправового строя отношений последнего к подданным, с которыми мы уже успели познакомиться во вступлении. В разные периоды, в различных государствах устанавливались и развивались различные виды налогов, причем аналогично со многими политическими учреждениями, в силу единства происхождения европейских народов или в силу однообразия в развитии их экономического быта, многие формы налогов без всякого заимствования появлялись в одно и то же время в разных странах. Путем постепенного развития налоги получали все большее значение в финансовом хозяйстве, и, наконец, последние полтора века создали цельные, более или менее стройные податные системы и выдвинули их вперед как преимущественный источник государственных доходов. В самом деле, в России, напр., из 961 милл. р. дохода, которые в) В на-предполагались по росписи на 1893 г., налоги должны были дать стоящее 568 милл. р., т.е. почти 2/3 всего дохода; во Франции государствен- время ных доходов насчитывалось по бюджету на 1892 г. 3251 милл. фр., из которых на долю прямых и косвенных налогов (с монополиями) Отдел третий. Подати и налоги приходилось 3 м. фр.; в Англии в 1892—93 г. из 90 милл. ф. ст. всех государственных доходов более 60 милл. были доставлены налогами разного рода. Уже одни эти огромные цифры денег, получаемых посредством налогов, указывают на важность способов собирания и раскладывания их для каждого отдельного лица и для всего общества. Благодаря этой важности ни одна сторона государственной жизни не вела к таким разнообразным благоприятным или неблагоприятным последствиям, как хорошее или дурное устройство налогов. Если бы мы имели время и возможность бросить взгляд на общую финансовую историю европейских стран, то увидели бы, какие разнообразные злоупотребления, какие нарушения выгод различных классов народа, какие ошибки в экономической политике могут быть следствием неумелой или ошибочной организации налогов. Революции, войны, междоусобия за последние два столетия бывали очень часто вызваны не чем иным, как непосильной тягостью и неравномерностью налогов; история представляет массу случаев, где под влиянием дурной налоговой системы одни государства быстро приходили к упадку своей промышленности и политической самостоятельности, как другие массой акцизов тормозили развитие своей экономической жизни, как третьи своей нерасчетливой политикой в духе крайнего фритредерства или, наоборот, слепого протекционизма разрушали туземную промышленную деятельность и подрывали народное благосостояние; словом, много пришлось бы потратить времени для того, чтобы дать хотя беглый очерк тех бедствий, которые были вызваны этим источником финансового хозяйства. Понятно отсюда, что ни одна ветвь финансового законодательства не имеет такого важного значения, как законы, относящиеся к определению и взиманию податей, и что ни одна часть финансовой науки не обладает таким выдающимся практическим интересом, как та, которая имеет своим предметом исследование оснований рациональной податной системы. Искусство обложения созревало весьма медленно; требовался длинный ряд экспериментов, стоивших иногда очень дорого и правительству, и народному хозяйству, чтобы выработались целесообразные способы взимания принудительных сборов с граждан. Конечно, и в настоящее время финансовая наука весьма далека от совершенства, но желательно, чтобы, по крайней мере, выработанные ею принципы не оставались без должного практического применения; правительство не должно оставаться равнодушным к основным началам, на которых зиждется взимание налогов, − началам, открытым путем долгого мышления многочисленных теоретиков Общее учение о налогах и практиков и проверенным многовековым опытом различных стран. К сожалению, история прошедшего и настоящего слишком часто указывает на то, что в действительной жизни принципы науки сплошь и рядом приносятся в жертву рутине и случайным посторонним соображениям. Объяснение этому явлению может быть двояко: оно может происходить, во-первых, от того, что государственные люди придают большее значение другим сторонам государственной жизни, и, во-вторых, просто от невежества, от слишком легкомысленного взгляда на налоги. В самом деле, при поверхностном взгляде на них они кажутся делом совершенно простым, которое легко может быть направлено к наилучшему удовлетворению фискальных интересов одним здравым смыслом, и только при более глубоком изучении выявляется все значение податных систем для народного хозяйства и неосновательность такого первоначального вывода. «Устройство налогов, - говорит профессор Или, — может создавать монополии или предупреждать их, может равномерно распределять богатство или концентрировать его, может поощрять развитие свободы и равенства прав или стремиться к установлению деспотизма и тирании, может способствовать полезным реформам или усиливать существующие тяжести и питать рознь и ненависть между классами; система обложения может быть приспособлена искусной рукой к тому, чтобы предоставить свободный простор всякой возможности к созданию богатства или преуспеванию всех истинных интересов государств и городов или может быть направлена, наоборот, невежественной − так, что наложит смертельное бремя на общество в его стремлении к промышленному усовершенствованию»1. Разнородные, многообразные виды влияния налогов на все стороны общественной жизни делают безусловно необходимым даже для финансиста-практика возможно близкое знакомство с выводами и требованиями науки относительно основных начал обложения. § 33. Первый важный вопрос, касающийся оснований обложения, заключается в том, где находятся, чем определяются границы налогов? Решение этого вопроса представляется нам в двояком направлении; с одной стороны, предел обложения лежит в размерах потребностей государства, для покрытия которых налоги устанавливаются; с другой — он заключается в имущественной способности подданных удовлетворять этим потребностям своими пожертвованиями. Если налог на потребление, бу- 1 Ely. «Taxation in American States and Cities». 1889, стр. 55. Отдел третий. Подати и налоги дучи увеличен в окладе, не увеличивает своей доходности, при отсутствии предположения об ухудшении администрации, если доход от прямого налога без всяких видимых причин понижается, если приходит в упадок высоко обложенная отрасль промышленности, если вообще питание, одежда, жилища низших классов ухудшаются и число нищих возрастает быстрее, чем население, — то эти явления в большинстве случаев служат прямыми признаками, что обложение переступило уже свои крайние пределы, что оно уже несоразмерно имущественным силам страны. Если, с другой стороны, общая сумма государственных доходов в течение нескольких лет превышает размер необходимых расходов, как это имеет место в настоящее время в Соединенных Штатах, то это служит указанием, что обложение перешло за желательный предел в другом направлении. Между этими двумя границами обложения — потребностями государства и имущественной способностью граждан — и вращаются все налоговые вопросы; борьба этих двух начал в финансовой истории налагает даже особый отпечаток на всю жизнь народа. С одной стороны, государство с каждым столетием развивает свои потребности и требует все бóльших пожертвований со стороны подданных; с другой стороны, подданные, уделяя ему все бóльшую часть своего имущества, приходят все к большей материальной скудости, и народное богатство начинает меньше прогрессировать. Борьба — между стремлением государства брать больше и стремлением подданных давать меньше — проходит решительно через всю финансовую историю европейских народов с различным результатом, особенно рельефно отпечатываясь на политических судьбах Франции и Англии. В то время как во Франции, где искони существовало разделение населения на податные и неподатные классы, где на плечи простого народа была взвалена вся тяжесть постепенно увеличивавшихся государственных налогов, а привилегированные сословия — дворянство и духовенство стояли на стороне правительства и ничего не делали для облегчения непосильного народного податного бремени, эта борьба двух начал сопровождалась кровавыми последствиями и разразилась могучей катастрофой — революцией; в Англии, где самого понятия о неподатных сословиях не существовало, где привилегированные классы уже издавна участвовали в несении налогов, а в XVI и XVII вв. доставляли большую часть государственных средств, равномерное распределение податного бремени сделало эту борьбу мягкой и мирной и привело страну к такому государственному устройству, которое в настоящее время считается наиболее пригодным в ней для развития народного благосостояния. Из борьбы же между двумя указанными началами развился, по утверждению Рау, в Западной Европе конституционный образ правления: желание Общее учение о налогах монарха установить налог вызывало созвание государственных чинов и представителей сословий, которые стремились определить точнее и ограничить потребности государственной власти. Так, английская конституция имеет исходным пунктом своего развития знаменитую Magna Charta 1215 г., в которой король Иоанн, оставляя за собой три обычные феодальные предлога для установления налога, обязывался не налагать никакого другого сбора (по scutage or aid) без согласия представителей королевства. Позднейшие законодательные акты - Petition of Rights 1628 г. и Declaration of Rights 1689 г. - содержат в себе дальнейшее развитие положений Magnae Chartae и ограничивают разрешение налогов годичным сроком, так что ежегодные созвания парламента сделались безусловной необходимостью для государства. По словам проф. Или, существование налогов вообще является залогом — гарантией политической свободы и в будущем. Обращаясь к рассмотрению сущности всякого обложения, Элементымы легко замечаем три основных элемента его, на которых и обложе-должны остановиться подробнее. Эти элементы суть: субъект нияналога, объект или источник налога и, наконец, мера налога; таким образом, мы должны выяснить: а) кто при правильной системе обложения должен нести налоги, б) из какой части народного имущества налоги должны черпаться и в) в каком размере кон-трибуэнт должен платить налоги. Рассмотрим в отдельности каждый из этих вопросов. Субъект Ответ на первый вопрос должно искать в общих началах го- обложе-сударственного права. Государство существует безразлично для ниявсех граждан, все они более или менее в одинаковой степени пользуются выгодами и благодеяниями государственного союза; при этом в правильно организованном государстве всякий доход его идет на удовлетворение производительных расходов, т.е. таких, которые вознаграждают экономические жертвы граждан общеполезным результатом их употребления. Отсюда естественный вывод, что все члены общества должны нести податное бремя, все подданные или граждане как участвующие в выгодах государственной жизни обязаны подвергаться и тяжести, связанной с ними; короче, обязанность платить налоги, согласно с принципами науки, распространяется на все физические и юридические лица, живущие или находящиеся в пределах страны, и всякие изъятия из этой обязанности для отдельных лиц, сословий, земств, городов и пр. являются явной несправедливостью и должны подлежать безусловному осуждению. Между тем в истории всех стран (реже других — Англии) мы встречаемся с нарушениями этого основного правила рациональной податной сис- Отдел третий. Подати и налоги темы. Так, во Франции существовали так называемые villes franches — города, которые раз навсегда откупались от налогов или были освобождены от них по особой монаршей милости; кроме того, дворянство и духовенство во Франции, как и во многих других странах, также были освобождены от налогов. То же встречаем мы, напр., в Германии и Италии, то же существовало до самого последнего времени у нас в России, где подушная подать падала лишь на податное сословие — крестьян и частью мещан и не касалась других классов. В настоящее время подобных делений населения на податные и неподатные сословия в Европе уже не существует как принцип и к обложению привлекаются все граждане. Некоторым затруднением в проведении общности обложения представляется вопрос об иностранцах, находящихся в стране, - вопрос, в теории весьма простой, на практике же в разных государствах решаемый различно. Не говоря уже о древнем мире, когда на каждого чужеземца смотрели, как на варвара, в средние века также ко всем иностранцам относились с крайним предубеждением; правительства считали их находящимися вне общих законов страны и не только не освобождали и не приравнивали их и в отношении платежа налогов к своим подданным, но, напротив, всегда старались наложить на них больше. В настоящее время в цивилизованных государствах на это смотрят иначе, таких неприязненных отношений к иностранцам не существует; сотни тысяч их являются более или менее постоянными жителями страны; самое передвижение совершается настолько быстро, что делать различие в отношении налогов между иностранцами и своими подданными представляется практически неудобным: правительства избегают тех чрезмерных поборов, которые могли бы заставить иностранцев выехать из страны, тем более что эти последние часто представляют собой весьма выгодный элемент населения, но зато привлекают их к несению тех же налогов, которые лежат и на подданных. Все разнообразные отношения, в которых стоят иностранцы к данному государству, могут быть сведены к следующим трем разрядам: 1. Иностранцы, постоянно живущие в стране. Само собой разумеется, что если все подданные должны платить известные налоги за то, что они пользуются выгодами и благодеяниями жизни в правильно организованном государстве, то и эта группа иностранцев должна участвовать в несении этих налогов, ибо одинаково с подданными пользуется услугами государства. Поэтому и на практике при продолжительном пребывании в стране Общее учение о налогах (в Саксонии — более двух лет, во Франции — семи лет и т.п.) иностранец считается постоянно в ней живущим и платит все прямые и косвенные налоги, освобождаясь только от тех податей и повинностей, которые обусловливаются подданством или предназначаются для военных целей (воинская повинность, обязательная повинность, обязательная поставка лошадей и пр.). 2. Иностранцы, проезжающие по стране, не подлежат пря 3. Иностранцы, не живущие в стране, но получающие из нее Переходя к изъятиям из правила об обязательности налогов Изъятия 1. От несения налогов во всех странах по общепринятому обложе-принципу избавляется глава государства и его ближайшие родст- ния венники. Причина этого исключения в том, что глава государства содержится на счет страны, он получает из общегосударственных средств известную более или менее крупную цифру содержания, благодаря которому имеет возможность выполнять свое назначение; поэтому, если бы он уплачивал те же налоги, что и подданные, то на всю сумму их пришлось бы увеличить его содержание, а это значило бы из одного кармана переложить только деньги в другой. Но раз глава государства является частным владельцем движимого или недвижимого имущества или промышленного предприятия, то он уже не подлежит изъятию из податного обложения; с частного имущества, принадлежащего главе государства, налог должен быть взимаем. 1 Но может ли иностранец, проживая дома, состоять плательщиком иностранного государства? Теперь, при увеличившихся экономических связях между государствами, это вполне возможно. Классическим примером таких платежей был недавно биржевой сбор, установленный Бисмарком с иностранных бумаг, обращающихся на Берлинской бирже: все бумаги, обращающиеся на ней, клеймились и облагались известным сбором, а так как тогда в Берлине находилось всего более русских бумаг, то поэтому Россия платила Германии значительных биржевой сбор; такой же налог введен законом 18 сентября 1892 г. в Австрии на все иностранные акции, ренты и другие процентные бумаги, обращающиеся на австрийской бирже*. Туземные бумаги были обложены уже раньше. * «Finanz Archiv». 1893. ВdI. 293. Отдел третий. Подати и налоги Объект или источник налогов
2. Освобождаются от обложения некоторые классы и лица, 3. Освобождаются от налога представители иностранных 4. По фактическим причинам освобождаются от налогов ли За этими общими замечаниями о субъекте обложения перейдем к объекту или источнику налогов. Вопрос о последнем с первого взгляда весьма прост для разрешения: объектом обложения должно служить имущество граждан. Но тут же выставляется на вид разнообразие как происхождения имущества, так и видов его (деньги, земля, рабочие инструменты, заработок и пр.) и возникает новый вопрос: какое имущество должно подлежать обложению, из какой части его должен черпаться налог? Политическая экономия учит, что каждое имущество состоит из капитала и дохода, причем капиталом называется та часть имущества, которая служит для производства новых ценностей, доходом — та, которая получается вновь как результат производительного потребления капитала в течение известного периода времени. Первая часть имущества, безусловно, требует пощады. Производительная деятельность невозможна без капитала; народ не может без него увеличить массы ценностей; капитал есть как бы задаток, который дается производителем производству и который в продукте получается обратно и притом с прибылью. Если бы государство стало черпать свои налоги из капитала, то вслед за уменьшением последнего произошла бы задержка в соз- 1 «Le clergé prie pour les autres, les conseille et exhorte; la noblesse les protège par les armes; le peuple les alimente tous deux par le payement de l'impôt et la culture des terres», — говорилось высшими сословиями на генеральных штатах 1484 г. Общее учение о налогах дании новых ценностей и народное богатство стало бы прогрессировать все медленнее и медленнее, по мере увеличения тяжести обложения. Отсюда вытекает следующее правило: налоги должны оставлять капитал страны по возможности нетронутым (за исключением чрезвычайных случаев — войны и пр.) и падать лишь на доход. Но и доход, как мы знаем из той же политической экономии, бывает двух родов: валовой и чистый. Валовой доход есть совокупность всех ценностей, которые получаются как результат производительной деятельности; доходом чистым называется та часть первого, которая остается за вычетом издержек производства. Налог не может падать на валовой доход, ибо при значительных размерах своего оклада он может легко задеть и ту часть дохода, которая предназначена на покрытие издержек производства и которая есть, в сущности, тот же возродившийся в иной форме капитал. Поэтому единственным удобным и дозволительным объектом обложения может являться чистый доход, в чем бы ни состояло имущество, его приносящее; лишь на основании чистого дохода можно вычислять долю тех пожертвований, которые подданные должны приносить в пользу государства, ибо только из этой части дохода можно брать ту или иную долю на государственные нужды, не вредя народному производству и не задерживая накопления богатств. Как это ни просто, но долго эта истина не сознавалась ясно в финансовой практике и не формировалась точно в науке до Ад. Смита. Государства руководились правилом: с чего бы ни брать, только бы брать — и не задавались вопросом, берется ли налог с имущества или с дохода; существовала даже школа французских экономистов, которая опровергала необходимость такого разделения имущества и дохода в интересах назначения точного объекта обложения. Но в настоящее время поставленный нами принцип является повсюду общепризнанным и общепринятым. Исключения встречаются, но они сравнительно редки и имеют за себя какое-нибудь основание; таковы, напр., остатки старых сборов, как десятина, взимающаяся с валового дохода, таков налог с наследства, падающий прямо на капитал, причем, однако, различными льготами дается возможность уплатить его из дохода, приносимого этим капиталом. [а]. Если все граждане одинаково пользуются выгодами об- Равно-щежития, то справедливость требует, чтобы и лишения, жертвы, мерностькоторые они приносят государству, распределялись между ними обложе-равномерно. Однако выраженный в этой форме вопрос об отно- ния сительной мере налогов является весьма неопределенным, и потому необходимо подробнее остановиться на понятии равномер- Отдел третий. Подати и налоги ности обложения, выяснить, в каких практических требованиях она осуществляется. Мнения ученых по этому вопросу весьма разнообразны. Существует целая школа финансистов, предлагающая теорию так называемого охранительного государства, т.е. видящая в государственном союзе только такое учреждение, которое существует исключительно для охраны, для защиты прав (Sicherheitsanstalt). Эта школа под равномерностью понимает соразмерность уплаты налогов с теми выгодами, которые каждый извлекает для себя из пользования различными учреждениями государства. Неосновательность этого воззрения легко обнаружить следующими возражениями: 1) степень выгоды, получаемой отдельным лицом от государства, определить невозможно благодаря самому характеру его услуг; 2) пользование государственными учреждениями непостоянно, случайно, или находится в зависимости от образа действий отдельных лиц, так что на нем нельзя обосновать никакого постоянного обязательства; 3) взгляд на государство как на учреждение, имеющее своею целью только защиту и охрану, отличается близорукостью: охрана составляет одну из функций государства, но не единственную; государство имеет своей задачей и прямое положительное воздействие на благосостояние народа, уже вовсе не подлежащее измерению с точки зрения потребности в них известного лица; 4) наконец, этой теорией все налоги в принципе сводятся к пошлинам, т.е. представляются как бы платой за специальные услуги государства, что прямо противоречит характеру налога. Таким образом, теория охранительного государства является несостоятельной, и надо, следовательно, избрать мерилом равномерности другое начало. Вопрос о равномерности решается гораздо проще и основательнее, если обратить внимание на то, с чего платится налог. Так как налог уплачивается из чистого дохода с имущества, то естественно, что и удовлетворение материальных нужд государства должно сообразоваться лишь с материальным положением плательщиков, с их платежной способностью; следовательно, равномерность обложения есть сообразность его с имущественным положением контрибуэнтов. Это — единственная мерка, которая может быть признана справедливой и которая принята всеми европейскими законодательствами. Приняв эту мерку налогоспособности, мы должны познакомиться со способами ее приложения к устройству налогов. В финансовой практике применяются три способа обложения: налог равный, пропорциональный и прогрессивный. Рас- Общее учение о налогах смотрим достоинства и недостатки их с точки зрения равномерности. Первая форма состоит в том, что со всех плательщиков на- Налоглог берется поровну, и потому резко противоречит принципу равныйравномерности: если со всех берется одна и та же сумма, то очевидно, что здесь не принимается в соображение имущественная налогоспособность плательщиков. Только привлекательность для практического применения, крайняя простота взимания, возможность почти с точностью определить будущую сумму дохода могли служить оправданием существования равных налогов в прежние времена при отсутствии сносной финансовой администрации. Самые чистые представители этой формы обложения суть поголовный налог и налог на хлеб. В настоящее время равные налоги потеряли под собой всякую почву и потому всюду уничтожаются. Налоги пропорциональные несравненно более удовлетворяют требованию равномерности. Каждое лицо здесь, как видно из самого названия, платит налог прямо пропорционально сумме получаемого им дохода: если со 100 р. взимается 1 р., то с 200 р. берется 2 р., с 1000 р. - 10 р. и т. д. Требование пропорциональности обложения прекрасно было формулировано Ад. Смитом в его знаменитом основном правиле: «всякий подданный государства должен жертвовать на общественные издержки пропорционально своим податным способностям, т.е. сообразно доходу, получаемому под покровительством государства». Согласно этому требованию большинство прямых налогов являются в настоящее время пропорциональными или построены на принципе пропорциональности. Как, на первый взгляд, ни правильна и ни привлекательна равномерность налогов, устанавливаемая системой пропорциональности, тем не менее она имеет один крупный недостаток. В силу пропорциональности тот, кто имеет вдвое, и платит вдвое, а это, строго говоря, есть равенство математическое, а отнюдь не действительное, не субъективное. Истинное реальное равенство заключается в том, чтобы самое лишение, сопряженное с отправлением податной обязанности для всех лиц, платящих подати, было одинаково; оно требует не только объективного, но и субъективного равенства, которого математическое равенство не доставляет. Люди с небольшими доходами, напр. с 500 р., при 10 %-ном пропорциональном налоге с гораздо бóльшими лишениями для себя уплатят 50 р. налога, нежели богатые люди с 10 000 р. дохода свою 1000 р., ибо последние будут платить из из-
|